Получи документы

Профилактика гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста

Юлия Луканова
Профилактика гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста

О бесполезности и вредности использования гаджетов детьми дошкольного возраста уже написано огромное количество научных статей, педагогами проведено не одно родительское собрание на эту тему, однако, дети так и остаются подвержены отрицательному влиянию гаджетов на их еще не окрепшую психику.

Для начала необходимо разобраться, что же такое гаджет и какие проблемы он может создать для детей? Гаджетэто электронное устройство: телефон, компьютер, планшет, смарт-часы, игровые приставки.

Публикация «Профилактика гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основные проблемы, которые можно наблюдать у детей как следствие постоянного использования электронных устройств, это:

1. Низкая познавательная активность;

2. Отсутствие самоорганизации и мотивации;

3. Отсутствие конструктивной коммуникации;

4. Низкая двигательная активность;

5. Проблемы со здоровьем;

6. Неустойчивое эмоциональное состояние;

И как следствие всего – плохое поведение и замедленный темп развития ребенка. Почему так происходит?

Основная причина в том, что давая ребенку гаджет, родители ошибочно полагают, что малыш играет в нем в развивающие игры, родители думают, что с помощью гаджетов они компенсируют занятия, на которые у них нет времени. Однако, это не так.

Ребенок не играет в развивающие игры с помощью электронных устройств. Ребенок играет в электронные игры, которые без должного контроля влекут за собой отсутствие мотивации к любой деятельности, и соответственно к замедленному темпу развития. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка, как известно, является игра, которая обеспечивает всестороннее развития ребенка. В процессе игры у него появляются новые навыки, знания и умения, формируются морально-волевые качества, а также в игре ребенок осваивает правила человеческого общения. Иными словами, ребенок должен уметь играть, чтобы развиваться. Должен уметь играть самостоятельно, с кем-то, изучать свойства предметов, продумывать сюжет, примерять на себя и на окружающих роли, учиться общаться, договариваться.

В электронных играх всестороннее развитие ребенка невозможно, потому что все игры в гаджетах запрограммированы – существуют определенные настройки, определенный алгоритм, определенные правила, поэтому ребенок не решает познавательную задачу, он подстраивается под игру. Например, развитию мышления будет препятствовать тот факт, что ребенок будет подстраиваться под игру, будет делать так, как правильно в игре, а почему так правильно, он не задумается, а если ребенок не думает и не рассуждает, то соответственно мышление у ребенка не развивается.

Часто у родителей возникает проблема: «Ребенка невозможно ничем заинтересовать», «Он ничего не хочет», «Ему ничего не интересно». Так происходит потому, что в любой деятельности необходимо прилагать усилия: умственные или физические. А современные гаджеты значительно упростили жизнь не только взрослым, но и детям. Так, обычному рисованию ребенок предпочтет рисование в планшете пальчиком, потому что после рисования за собой ничего не нужно убирать. Выбирая между чтением книги и просмотром мультфильма, дети, скорее всего, выберут второе, так как мультфильм не несет в себе значительной смысловой нагрузки в отличие от чтения, где нужно внимательно слушать, рассуждать и пересказывать. Кроме этого, ребенок не понимает, для чего ему заниматься, учиться, если большинство информации находится в сети. Иными словами, ребенок выберет то занятие, которое легче, которое проще. Но в жизни проще не бывает, в учебной деятельности проще не будет. У некоторых детей, в дальнейшем, наблюдается в школе низкая мотивация к учебе, отсутствие познавательного интереса, потому что ребенку сложно, ребенку необходимо прилагать множество усилий, к которым он не привык, чтобы принять и понять учебную задачу и материал. Помимо этого, в школе могут возникнуть и другие проблемы: частые болезни при истощении организма вследствие непосильных нагрузок, неудовлетворительное поведение, трудности с выполнением домашних заданий и другие.

Кроме этого, одним из последствий неравномерного, неправильного использования ребенком электронных устройств может являться сложность в установлении коммуникации со взрослыми и детьми. Играя в телефон, планшет, компьютер, ребенок находится в виртуальном мире, он не общается, не разговаривает, не контактирует с другими людьми. Как правило, речь у таких детей бедна и однообразна. У них либо отсутствуют, либо недостаточно развиты коммуникативные навыки, которые необходимы детям для успешной социализации и развития, иными словами – для комфортного проживания в обществе.

Отсутствие двигательной активности как условие использования электронных устройств также негативно скажется на физическом и интеллектуальном развитии ребенка. При недостаточной двигательной активности ребенок не сможет выполнять стандартные возрастные физические нагрузки, которые постепенно готовят дошкольника к учебной деятельности. У детей формируется малоподвижный образ жизни, увеличивается масса тела, постепенно ухудшается здоровье (проблемы с позвоночником, боли в голове, плохое зрение, постоянные болезни, Все эти последствия, несомненно, повлияют и на интеллектуальное развитие ребенка.

Если чрезмерное использование гаджетов детьми несет им лишь вред, почему же они так быстро становятся зависимыми от устройств?

Во-первых, гаджет – это всегда интересно, увлекательно и необычно. Во-вторых, как говорилось ранее, при использовании гаджетов ребенку не нужно прилагать каких-либо усилий, играть в телефоне проще, легче. В-третьих, игры и мультики сопровождаются красивыми и яркими цветами, музыкой, спецэффектами, поэтому детям становится весело, что в свою очередь стимулирует выработку гормонов дофамина (удовольствия, поэтому хочется играть еще и еще, смотреть мультики ещё и ещё, совершенно забывая о каких-то своих делах и обязанностях. А самая главная причина – несформированность у детей навыков самоконтроля.

Определить детскую зависимость возможно по нескольким критериям:

1. Постоянная потребность ребенка в гаджете. Все свободное время проводит, играя в телефон (компьютер, планшет, приставку);

2. Низкая мотивация ребенка к другим видам деятельности;

3. Ребенок устраивает скандал, истерику в ответ на отказ дать гаджет;

4. На ваши попытки завершить игры или мультики, ребенок реагирует агрессией, истерикой;

5. Смена фокуса ребенка на гаджеты, а не на режимные моменты.

Несколько рекомендаций, которые помогут не довести ребенка до зависимости от электронных устройств.

Родителям, в первую очередь, необходимо следить за собой, потому что если ребенок постоянно видит маму или папу с телефоном в руках, то естественно ребенок будет копировать их поведение.

Устанавливайте семейные правила и четкие ограничения. Например, принимать пищу без телефонов и телевизора, исключить перед сном использование компьютера или телефона, один раз в неделю играть в настольные игры, определить точное время использования электронных устройств, устанавливать таймер, и, конечно, подкреплять свои слова действиями.

Смените семейную парадигму. Объясните ребенку, что гаджет – это не наказание, гаджет – это поощрение.

Объясняйте детям про неограниченные возможности гаджетов. Покажите, что гаджет – это не только игры, но и знания. Смотрите вместе с детьми полезные детские передачи про космос, про животных, про изобретения, ищите интересные эксперименты и занятия. Показывайте детям, как с помощью гаджетов добывать полезную и нужную информацию, а также всегда оставаться на связи.

Старайтесь не допускать превышения времени использования ребенком устройства. Для детей от 3 до 5 лет рекомендуемое время использования гаджета – 25 мин в день. От 5 до 9 лет – 40 минут.

Помните, что в современном мире полностью оградить ребенка от электронных устройств невозможно. Однако, с помощью несложных рекомендаций можно не допустить отрицательного влияния гаджетов на развитие ребенка.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей "Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?" Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Профилактика безопасности жизни и здоровья детей. Стихотворение «Опасно! Тонкий лед!» Опасно! Тонкий лед! Т. Гурина Весна спешит во все дворы, И снег повсюду тает, Веселье, смех у детворы: Как солнце пригревает! Бегут в проталинках.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости»Встреча клуба заинтересованных родителей «Ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости» Цель: ранняя профилактика игровой компьютерной зависимости воспитанников ДОО через взаимодействие с родителями. Задачи:- повысить информированность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 марта 2022 в 07:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД