Приложение МААМ

Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей

Елена Елизарова
Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Последних различают четыре в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – шейный и поясничный лордозы; два кзади – грудной и пояснично-копчиковый кифозы. Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов. Физиологические изгибы увеличивают устойчивость и подвижность позвоночника.

Публикация «Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей, Памятка для родителей» размещена в разделах

Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. Позвоночник новорожденного почти прямой, за исключением крестцово-копчикового кифоза, сформировавшегося на этапе внутриутробного развития ребенка. К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз, к 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз, к 9-10 месяцам – поясничный лордоз. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.

Осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов.

К сожалению, зачастую родители мало обращают внимание на формирование правильной осанки у ребенка с раннего детства. И только тогда, когда подросток уже вытянулся, они вдруг замечают, как на нем плохо сидит костюм, а ноги в новых ботинках шаркают по земле. Тогда начинаются возмущенные крики: «Не сутулься! Расправь плечи! Как ты ходишь!» А ведь именно родители виноваты в том, что их ребенок (уже юноша или девушка) имеет такой существенный недостаток в физическом развитии. Потому как формирование правильной осанки начинается с младенчества, и поначалу мать является «архитектором» фигуры своего ребенка.

Позвоночник – это костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего детства и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима.

Возникновению дефектов осанки также способствует несоответствующая росту ребенка мебель. когда ребенок сидит, ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом, а ступни должны полностью касаться пола или подставки. Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки. Нельзя наклоняться низко над столом;

- расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев;

- не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой, и лучше приучать детей спать на спине;

- проследите за походкой ребенка: не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками.

Чуть пораньше выходите в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за папой или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за одну и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного корсета и нарушение осанки.

Взрослым надо уметь переключать ребенка с одной игры на другую, чтобы работали различные группы мышц и создавали крепкий мышечный корсет. Главным действенным свойством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание уделяется равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положение тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются проверенные временем мероприятия.

1. Изучение и воспитание осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью старших (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодичную мускулатуру).

2. Упражнение в вертикальной плоскости. Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, лопатками и головой. Когда ребенок научится правильно стоять у плоскости, дают различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками, плечами, ягодицами и пятками. Очень полезны упражнения у плоскости сочетать с одновременным удержанием предметов на голове.

3. Ношение различных предметов на голове. Физические упражнения, выполняемые с одновременным удержанием на голове различных предметов, установленных на темени ближе ко лбу.

4. Для выработки правильной осанки необходимо воспитывать координацию движений, умение владеть своим телом. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии – стойка на одной ноге, ходьба по скамейке, «ласточка».

Укрепляя мыщцы спины нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Таким образом, физические упражнения являются ведущим средством устранения нарушения осанки. В основном применяются только симметричные упражнения, которые способствуют срединному положению линии остистых отростков, выравниванию тонуса мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. При всех видах нарушения осанки используются также общеразвивающие упражнения, которые улучшают кровообращение, дыхание и трофические процессы.

Постепенно усложняющиеся упражнения и обязательное их ежедневное выполнение самостоятельно, без напоминаний сохранять правильную осанку везде и всюду, воспитывают в ребенке определенную твердость характера и настойчивость в достижении цели, укрепляют его волю и решимость.

Гидрокинезотерапия – мощный положительный эмоциональный фактор. Упражнения в воде позволяют решать две задачи: коррекция нарушений осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание.

Также эффективным методом профилактики и лечения нарушений осанки является массаж. Детям первого года жизни назначают общий массаж, старшим детям – массаж спины, груди, брюшного пресса.

Целесообразно посещение ребенком тренажерного зала. При уменьшенных физиологических изгибах полезен гребной тренажер (академическая гребля, при увеличении физиологических изгибов – велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы) с поднятыми (параллельно полу) руками и др.

Не рекомендуется использовать чистые висы в дошкольном возрасте. За чрезмерным вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) следует еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение всегда должно сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа. Очень аккуратно следует относиться к прыжкам, подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения.

Хотя и существует мнение, что индивидуальная осанка передается по наследству, однако опыт и наблюдение убеждают, что доминирующую роль играют все же воспитание и систематическое воздействие физических упражнений.

Комплекс упражнений для профилактики сколиозов у детей

Упражнение 1.

И. п. – основная стойка. Принять правильное положение у стены ( пять точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, голени, пятки, зафиксировать его. Ходьба с правильной осанкой (1 минута)

Упражнение 2.

И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, в опущенных руках гимнастическая палка.

1 –поднять палку вверх с одновременным отведением ноги назад – вдох (2-3 раза).

2 –и. п. – выдох.

Упражнение 3.

И. п. – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах.

1 – опираясь на предплечья, прогнуть корпус с грудном отделе – вдох.

2 – вернуться в и. п. – выдох (5-6 раз).

Упражнение 4.

И. п. – лежа на животе, руки на поясе.

1 – прогнуться всем корпусом с одновременным разведением ног - вдох.

2 – и. п. – выдох (5-6 раз).

Упражнение 5.

И. п. – лежа на животе, руки впереди.

1 – поднять правую руку и левую ногу.

2 – и. п.

3 – поднять левую руку и правую ногу.

4 – и. п (6 раз)

Упражнение 6.

И. п. – лежа на правом боку, правая рука вверху, левая вдоль туловища.

1 – поднять левую руку и обе ноги.

2-3 - держим

4 – и. п (6 раз)

Упражнение 7

И. п. – на правом боку, руки вверху в «замке», левая нога на шаг впереди правой

1 – поднять туловище,

2-3 – держим,

4 – и. п.

Упражнение 8

И. п. – то же, левая рука в упоре перед собой

1 – поднять левую руку – вдох,

2 – опустить – выдох

Упражнение 9 – 11

Повторить упражнения 6-8 лежа на левом боку

Упражнение 12

И. п. – лежа на спине, руки вверху

1 – поднять руки, стопы на себя, поясницу прижимаем к полу

2-3 – тянемся вверх

4 – и. п. (6-8 раз)

Упражнение 13

И. п. – то же

1 – поднять обе руки, голову и правую ногу

2-3 – держим

4 – и. п.

5-8 – то же с левой ногой (6-8 раз)

Упражнение 14

И. п. – то же, правая рука на груди, левая на животе

Восстанавливаем дыхание 30 секунд

Упражнение 15

Ходьба с книгой на голове с разным положением рук (1-2 минуты)

Публикации по теме:

Лечебная гимнастика для детей Беготня спустя два дня В горле запершило, из носа потекло, появился кашель. Ребёнок стал тяжело дышать, а тут ещё мокрота. Если ребёнок.

Комплекс ЛФК при функциональных нарушениях осанки у дошкольников 6–7 летнего возраста Лордоз Комплекс ЛФК при функциональных нарушениях осанки у дошкольников 6-7 летнего возраста Лордоз Задачи ЛФК 1. Формировать умение ребенка удерживать.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики — пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА». Консультация для родителей: «Формирование правильной.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Памятка для родителей «Профилактика ДТП» Уважаемые папы и мамы! Успех профилактики дорожно-транспортных происшествий с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры.

Повседневное формирование правильной осанки у детей. Консультация для родителей ПОВСЕДНЕВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ. Консультация для родителей. Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших.

Осанка. Профилактика нарушения осанки Текстовое сопровождение к презентации. Слайд 1 «Осанка. Профилактика нарушения осанки» Слайд 2 Осанка – непринужденная привычная поза ребенка.

Профилактика нарушений осанки у детей Позу, которую принимает человек, когда его туловище удерживается в выпрямленном положении без особого мышечного усилия, называется правильной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей
Опубликовано: 10 октября 2016 в 23:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика и лечебная физкультура при нарушениях осанки у детей. Памятка для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елизарова (УИ 114089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД