Екатерина Ясюнас
Профилактика неврозов у детей (часть вторая, заключительная)
▼ Скачать + Заказать документы
Посмотрим теперь, какие же дети в большей степени подвержены неврозам?
1. Дети, предрасположенные к этому генетически (многие психические расстройства могут быть переданы от родителей к детям через гены).
2. Дети с дисбалансом специальных химических веществ в мозге, так называемых нейромедиаторов, а также с повреждением определенных областей мозга.
3. Дети с психологическими травмами (эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; потеря одного из родителей; пренебрежения со стороны родителей);
4. Дети с высоким уровнем сензитивности;
Публикация «Профилактика неврозов у детей (часть вторая, заключительная)» размещена в разделах
5. Дети с СДВГ (это расстройство проявляется такими симптомами, как трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и плохая управляемость);
6. Дети-аутисты (эти дети замкнуты, стремятся уйти от общения со сверстниками. Их поведение однообразно, лишено обычной детской эмоциональности, а со временем становится все более заметна и задержка интеллектуального и речевого развития. Особенности восприятия аутичных детей таковы, что они "не чувствуют" конкретный предмет, ситуацию, другого человека).
Чтобы сохранить здоровье доверенных нам детей, нам, педагогам ДОУ, крайне необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями.
Итак, что же является первой необходимостью для профилактики неврозов?
Думаю, это формирование механизмов психической саморегуляции. Как показывают исследования, уже на первом году жизни у ребенка начинают формироваться произвольные движения; в период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи; с 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно растет. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.
Эмоциональных, с развитым чувством "Я" и художественно-одарённых детей следует окружать особой заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство "Я". Но, конечно же, без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.
Психологическая специфика детей с СДВГ такова, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но мгновенно реагируют на малейшую похвалу. Но хвалить надо правильно, обращая внимание именно на поступок. Взаимоотношения с таким ребенком должны строиться на основе согласия и взаимопонимания. Если ребенку что-то запрещать, необходимо сразу же объяснить ему, почему это вредно или опасно. Если ребенок будет видеть, что заботы и дела его значимы, а достоинства признаны, он станет более спокойным и уверенным.
Наказание должно следовать за проступком незамедлительно, т. е. быть предельно приближенным по времени к неправильному поведению. Гиперактивных детей ругать за чрезмерную подвижность не только бесполезно, но даже вредно. В таких случаях можно только критиковать, давая положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Например: "Ты хороший мальчик, но сейчас поступаешь неправильно (конкретно: что делается плохо, надо вести себя так…"
Также важно уметь вовремя пользоваться приемом удаления с поля деятельности. Дело в том, что дети очень любят навязывать взрослым дискуссию, они ершатся, противятся, так что очень легко поддаться искушению ввязаться с ними в назидательные дебаты. Чтобы сбить накал чрезмерного возбуждения у ребенка, можно на некоторое время самому покинуть комнату или вывести ребенка в другую комнату. Вместо нравоучений ребенку можно показать, что его недовольство понято, но выполнять требования взрослых ему все же придется.
Еще одно немаловажное правило - постараться не наклеивать ярлыки. Это влияет на самооценку ребенка, его отношения со взрослыми и его желание действовать.
Поменьше с такими детьми нужно бывать в местах большого скопления людей, иначе ребёнку будет трудно потом успокоиться.
Немаловажно следить за соблюдением режима дня (четко регулировать время приема пищи, сна, давать ребенку возможность расходовать лишнюю энергию в физических упражнениях, продолжительных прогулках, беге.
Обязательно следует показывать ребенку, что он любим, что его любят таким, какой он есть. Для таких детей особенно важна родительская любовь, ласка и тепло.
При правильном воспитании детей с СДВГ, он становится менее выражен уже к 9 годам и проходит к 14-15 годам.
При общении с аутичными детьми, задача взрослых прежде всего - это помочь ребенку по возможности преодолеть его отрешенность от реальности. Для этого самое главное - установить с ним контакт. Это можно сделать, например, заинтересовав его игрой. Но необходима осторожность, деликатность и огромное терпение, чтобы не вызвать раздражения и протеста ребенка. Лишь позже, по мере установления контакта, укрепления доверия имеет смысл добиваться, чтобы ребенок научился называть игрушки, предметы, картинки. С аутичным ребенком полезно играть в прятки, в жмурки, в мяч; кружить, качать на руках. Словом, хороши любые элементарные приемы, которые помогают хоть как-то "расшевелить" ребенка, вызвать у него радость, стремление к открытости. После того, как удалось завоевать расположение ребенка, можно приступать и к систематическим занятиям с ним. Детские психотерапевты советуют обсуждать с аутичными детьми все события дня: перемену погоды, гигиенические процедуры, совместные игры. Нужно сделать все, чтобы окружающий мир представлялся ему доброжелательным, уютным, радостным. Это достаточно длительная и кропотливая работа, требующая огромного терпения, выдержки и такта. Но наградой за эти титанические усилия (родителей, педагогов и детских психологов) послужит улыбка ребенка, обретшего жизненно необходимую способность к общению и познанию мира!
Да, все дети разные: кто-то активный, кто-то пассивный, кто-то говорливый, кто-то молчаливый, кто-то шумный, кто-то спокойный. Но каждый ребёнок хорош по-своему, и главной задачей и родителей, и педагогов является создание благоприятного эмоционального фона для развития и обучения каждого ребенка.
Итак, подводя итоги, хочется еще раз отметить роль семьи в жизни наших детей. Да, никто не спорит - современная жизнь стала сложной, лишенной стабильности и полна стрессов. Концентрация внимания большинства родителей лишь на материальных благах для своих детей, ведет к формированию все более ранних патологий, о чем свидетельствуют данные статистики. Но всё же, несмотря на все сложности, именно семья должна оставаться своеобразным тылом; и в первую очередь для тех, кто более всего находится в зоне риска - наших детей. При любых обстоятельствах ребенок должен знать, ощущать, что семья - это всегда понимание, помощь, защита и тепло. Только в таких условиях мы сможем оградить наших детей от стрессов и вырастить поколение, здоровое как физически, так и психически.
Уважаемые родители, проводите с Вашими детьми как можно больше времени: играйте с ними, читайте с ними, говорите с ними, учите их, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, и другим социальным навыкам. Учите детей любить, заботиться о других, учите их великодушию и деликатности, самостоятельности. Не откладывайте это на потом. Совместный труд родителей и детей сближает их, доставляет радость общения, сплачивает семью. А что может быть дороже этого? И всегда помните: дети учатся на примерах, а не на словах.
PS. Фотографии Екатерины Ясюнас