Светлана Сюзёва
Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сюзёва Светлана Анатольевна, учитель-логопед
СП ГБОУ СОШ №6 г. о. Отрадный, Самарской области Детский сад №15
Филиппова Светлана Анатольевна, педагог-психолог
СП ГБОУ СОШ №6 г. о. Отрадный, Самарской области Детский сад №15
Современная школьная педагогическая практика ставит перед логопедией новые вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?
Публикация «Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Любая психическая деятельность - сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности. Анализ состояния высших психических функций ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев. Вынося каждому неуспевающему школьнику вердикт - дисграфия, мы можем целостной концепцией речевой деятельности противопоставить симптоматический рефлекторный подход.
Нарушение процесса письма - сложный механизм и может быть выявлен только при комплексном медико-педагогическом обследовании. При отсутствии такового или при обследовании «на глаз» квалификация трудностей письменной речи как дисграфия представляется не вполне обоснованной.
Зрелость психических процессов - предпосылок для успешного усвоения грамоты и чистописания - может быть проверена до поступления ребенка в школу. Моя логопедическая практика подтверждает - профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.
На мой взгляд, профилактика - это не разрозненные методы и приемы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более, не «тренировка» по известным в нейропсихологии тестам. Начиная с раннего дошкольного возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем.
Профилактику трудностей овладения чтением и письмо можно подразделить на первичную и вторичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма.
Вторичная профилактика предполагает логопедическую работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.
При целенаправленном использовании определенной программы, а не разрозненных методов и приемов, есть реальная возможность помочь большинству детей успешно овладеть чтением и письмом в дошкольном возрасте.
РАЗДЕЛЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПЕРВЫЙ БЛОК. 1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.
ЗАДАЧИ:
-формирование поисковой деятельности;
-расширение поля зрения;
-выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти;
-развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве;
-анализ зрительного образа.
2. Развитие зрительно-моторной координации. ЗАДАЧИ:
-развитие глазодвигательной функции;
-улучшение ощущений артикуляционных поз и движений;
-формирование восприятия различной модальности;
-развитие тактильных ощущений;
-выработка навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов;
-развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики.
-развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела. ЗАДАЧИ:
-выработка представлений о схемах лица и тела, предметах и их пространственных характеристиках;
-развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве;
-активизация ощущений тела как системы координат;
-формирование сенсорного и тактильного гнозиса;
-формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса.
4. Развитие пространственно-временных представлений.
ЗАДАЧИ:
-ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое;
-развитие зрительно-предметного восприятия;
-вычленение признаков предмета;
-восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;
-дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм;
-формирование интегрированного образа буквы.
ВТОРОЙ БЛОК. 1. Развитие слухового внимания.
ЗАДАЧИ:
-расширение рамок слухового восприятия;
-развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;
-формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки;
-совершенствование фонематического восприятия;
-осознание звуковой стороны речи.
2. Развитие чувства ритма.
ЗАДАЧИ:
-формирование ритмико-интонационной стороны речи, ассоциативных связей на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного);
-формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;
-знакомство с ритмико-интонационными характеристиками звуков;
-развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма;
-формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.
3. Формирование фонологического структурирования.
ЗАДАЧИ:
-формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных;
-анализ слогов и слов;
-развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков;
-формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова;
-развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
Эффективность коррекционной работы зависит от определенных условий, которые, на мой взгляд, являются слагаемыми успеха:
-интегрированный характер занятий;
-включение в каждое занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;
-своевременное переключение на другую деятельность;
-разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее на правах участников коррекционного процесса, получение ими информации о результатах обследования, ближайших и перспективных целях профилактической работы;
-создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;
-систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов.
Положительные результаты зависят от надлежащей организации системы коррекционного сопровождения по профилактике нарушений письма и чтения. Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации.
Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.