Ирина Щипкова
Профилактика эмоционального напряжения педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
В основу статьи положен опыт работы по разработанной мной программе «Школа солнечного луча», направленной на профилактику эмоционального напряжения педагогов детского сада. Программа получила звание лауреата на московском окружном смотре – конкурсе «Программа взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в дошкольном учреждении» в 2011г. Северо –Западного округа г. Москвы.
Публикация «Профилактика эмоционального напряжения педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Проблема сохранения психического здоровья педагогов всегда актуальна. Высокая эмоциональная загруженность, огромная ответственность за жизнь и здоровье детей провоцирует у них эмоциональное напряжение. Переживаемые негативные эмоциональные состояния отрицательно сказываются на самочувствии педагога, вызывают сильное переутомление, снижение работоспособности, и как следствие приводят к профессиональному выгоранию. Цель программы: профилактика эмоционального напряжения педагогов, сохранения их психического здоровья.
Задачи программы:
- Обучить педагогов несложным приемам снятия психоэмоционального напряжения с помощью релаксационных упражнений;
- Познакомить педагогов с некоторыми способами эмоциональной саморегуляции (расслабление мимической мускулатуры, визуализацию, концентрацию, психологическую установку на успех, с помощью которых педагог обучается эффективно управлять своими эмоциями;
- Способствовать повышению профессиональной самооценки.
Программа предназначена для проведения профилактической работы с педагогами ДОУ и включает в себя 10 встреч. Встречи проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью 30 минут. Предполагаемое количество в группе 4-6 человек.
Структура встреч:
Приветствие
Цель: создать благоприятные условия для работы группы, формирование доверительного отношения.
Обсуждение выполнения домашнего задания
Цель: помочь педагогам осознать свою индивидуальность, найти резервы для более эффективной работы, чтобы педагог смог почувствовать удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела
Цель: формировать у педагогов умение расслабляться.
Дыхательные упражнения
Цель: научить педагогов технике выполнения дыхательных упражнений.
Релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования
Цель: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
Домашнее задание
Цель: способствовать повышению профессиональной самооценки, помочь педагогу в формировании чувства удовлетворенности собой и своей профессиональной деятельностью.
Наша работа заключалась в том, что сначала было проведено анкетирование воспитателей и других специалистов детского сада. Им предлагалось ответить на три блока вопросов:
вопросы, связанные с важностью своей профессиональной деятельности;
Вопросы, направленные на выявление причин своего переутомления;
Вопросы, связанные с умением справляться со своей усталостью.
В результате анкетирования выяснилось, что большинство педагогов любят свою работу, с интересом проводят занятия с детьми, активно взаимодействуют с родителями и другими педагогами детского сада. Но также, многие воспитатели отмечали то что, о работе часто приходиться думать дома, много времени уходит на заполнение бумажной документации, большое количество детей в группах, часто приходиться задерживаться на работе, чтобы готовиться к различным мероприятиям, нежелание некоторых родителей участвовать в жизни группы. Эти факторы способны спровоцировать физическую усталость и эмоциональное напряжение педагогов, и как следствие вызвать сильное переутомление и снижение их работоспособности.
На втором этапе нашей работы, проводились встречи с педагогами в сенсорной комнате, направленные на обучение педагогов несложным приемам снятия психоэмоционального напряжения с помощью релаксационных упражнений, а также на знакомство с некоторыми способами эмоциональной саморегуляции.
Наши встречи начинались с ритуала приветствия, необходимого для создания благоприятных условий работы группы, формирование доверительного отношения. Затем проводилось обсуждение домашнего задания, полученного педагогами на предыдущей встрече. Содержание домашних заданий было направленно, на помощь педагогам в осознании своей индивидуальности, в поиске резервов для более эффективной работы, чтобы педагог смог почувствовать удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью.
В первой части встречи педагогам предлагалось выполнять упражнения, способствующие расслаблению мимической мускулатуры, визуализацию, концентрацию, психологическую установку на успех, с помощью которых, педагоги обучались эффективно управлять своими эмоциями. Как известно, психическое напряжение вызывает мышечный тонус, а расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Затем выполнялись дыхательные упражнения, способствующие насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение. Дыхательные упражнения помогают расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Все упражнения подбирались таким образом, чтобы научившись, педагоги могли бы использовать их в своей работе с детьми.
Во второй части занятия педагогам предлагалось удобно расположиться на мягких специальных креслах, постараться полностью расслабиться, закрыть глаза и слушать спокойную, приятную музыку. В комнате выключался свет, и включалось сенсорное оборудование.
В конце каждой встречи педагогам сообщалось содержание домашнего задания, которое предлагалось подготовить к следующей встрече.
На последней встрече мы подвели итог нашей работы с педагогами, выслушали их мнения, пожелания на дальнейшую работу в области повышения своей эмоциональной культуры. Каждому участнику встреч торжественно вручили диплом «Самого солнечного педагога».
На третьем этапе работы, было проведено повторное анкетирование педагогов. Оно показало, что педагоги научились справляться с переутомлением, освоили способы снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Многие педагоги отметили повышение своей работоспособности, уверенности в своей профессиональной деятельности.
Таким образом, работа по программе взаимодействия психолога с педагогическим коллективом в дошкольном учреждении «Школа солнечного луча» оказала положительное влияние на их эмоциональное состояние. Главным показателем эффективности выбранного направления работы стали воодушевленные отклики педагогов, действенная обратная связь, увеличилось число индивидуальных консультаций по вопросам снятия эмоционального напряжения, воспитатели стали включать в совместную деятельность с детьми упражнения, разученные на наших встречах. Это подтвердило необходимость работы по данному направлению.