Татьяна Пирогова
Программа адаптационной группы «Малышарики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа адаптационной группы
ктуальность
Адаптация (от лат. «приспособляю») – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом.
Для того чтобы адаптация прошла более успешно, мы пришли к тому, что необходимо создать условия для согласованности действий родителей и воспитателей по сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду, т. е. осуществить комплексный подход к решению проблемы адаптации детей в группе раннего возраста.
Публикация «Программа адаптационной группы „Малышарики“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Когда ребенок отделяется от семьи и идет в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для того, чтобы семья приспособилась к новым жизненным обстоятельствам.
Самые серьезные трудности ожидают семью в начальный период посещения дошкольного учреждения. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенка, так и его родителей. Поведение ребенка в это время очень тревожит родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.
Для смягчения адаптационного периода в нашем ДОУ функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Малышарики».
«Малышарики» - это адаптационная группа для детей 1 года до 3 лет, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы – создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду.
Цель: Адаптация детей к условиям ДОУ, обеспечение ранней социализации, психического, личностного и интеллектуального развития детей до трёх лет через объединение усилий педагогов ДОУ и семей.
Задачи:
• Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
• Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
• Формирование умений общения со сверстниками.
Деятельность группы проводится в 2 направлениях.
1. Развитие детей: игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, организация различных видов детской деятельности.
2. Консультирование родителей: беседы, консультации, анкетирование, ответы на вопросы, интересующие родителей, индивидуальные беседы.
Родители являются активными участниками работы группы.
Все встречи проходят по определенному плану:
1 часть: Развивающие игры под руководством педагога…
Задача педагога не только в развитии малышей, но и в обучении родителей эффективным способам игрового взаимодействия с детьми.
В процессе развивающих игр дети учатся вместе со сверстниками в разных видах деятельности, а в результате – заниматься самостоятельно без участия родителей. Взрослые учатся правильно создавать развивающую среду дома, узнают приемы, стимулирующие развитие ребенка.
2 часть: Свободная игра
Ребенок постепенно, в индивидуальном темпе приобретает первые социальные навыки и «отделяется» от родителей, адаптируется к новой ситуации, впоследствии легче переживает разлуку.
В процессе посещения группы «Малышарики» у детей происходит постепенная адаптация, которая включает несколько периодов:
Первый период: «Мы играем только вместе».
На данном этапе родители и ребенок представляют собой единое целое. Родитель является проводником и защитником ребенка. Родитель, под руководством педагога, побуждает ребенка включаться в новые виды деятельности и активно играет с ребенком во все предложенные игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от родителя.
Второй период: «Я играю, но ты будешь рядом»
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры, игрушки и само занятие вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают ребенка оторваться от родителя на безопасное расстояние. Но родитель все ещё является опорой и защитой. Ребенок уже может спокойно себя чувствовать на занятии, подходить к детям, играть и заниматься рядом с ними. В случае необходимости родитель или педагог приходят ему на помощь.
Третий период: «Иди, я немножко поиграю один»
Наступает такой момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре и принимает педагога как своего друга. Когда наступает такой момент, родитель может ненадолго отлучиться.
Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя»
И, наконец, наступает такой день, когда малыш остается на занятии один и спокойно отпускает родителей.