МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4

Ольга Подузова
Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Старший дошкольный возраст

(старшая группа)

Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.)

Уточнить представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Игра с Дедом Знаем: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» Эксперимент «Может ли вода подниматься вверх?»

Тема: «Какая бывает вода? (1ч.)

Публикация «Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста „Что, где и как?“ Часть 4» размещена в разделах

Уточнить представление детей о свойствах воды: без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки. Игра с Капелькой: «Кто больше перенесёт воды за 1 (3) минуты пипеткой, соломинкой».

Тема: «Вода растворитель. Очищение воды»(1ч.)

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды- фильтрованием. Встреча с Капелькой, исследование веществ: муки, соли, сахара, песка, стирального порошка, растительного масла, пищевых красителей. Фиксирование в рабочих листах результатов исследования. Очищение воды от разных веществ методом фильтрации.

Тема: «Сила тяготения»(1ч.)

Дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Игра с Почемучкой: «Кто выше подбросит». Выявить, что предметы падают назад, а не остаются в воздухе. Сила тяготения притягивает их к Земле.

Тема: «Упрямые предметы»(1ч.)

Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Игра с Почемучкой «Заведи юлу». «Автобус»

Тема: «Волшебные стекляшки»(1ч.)

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. Беседа с детьми про волшебные приборы. Рассматривание предметов с помощью волшебных приборов. Игра «Капитан»

Тема: «Почему предметы движутся?»(1ч.)

Познакомить детей с физическими понятиями: – «трением», «сила»; показать пользу трения. Рассказ Винтика и Шпунтика – про машины, о том как,заставить их двигаться.

Выявить, что между движущимися предметами существует сила трения, которая помогает движению предметов.

Тема: «Хитрости инерции»(1ч.)

Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении- инерции; показать возможность практического использования в жизни. Игра с Дедом Знаем «Угадай-ка»

Тема: «Что такое масса?»(1ч.)

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы- чашечными весами; научить способам их использования.

Тема: «Воздух»(2ч.)

Расширить представление детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается). Беседа: «Кто изобрёл первый воздушный шар» Игра: «Угадай, чем пахнет в воздухе?» Выявить с детьми, что воздух нельзя увидеть, услышать ощущать.

Тема: «Почему дует ветер, перемещение воздуха в пространстве.»(2ч.)

Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представление о свойствах воздуха. Выявить, что тёплый воздух лёгкий, он находится вверху, холодный тяжёлый находится внизу. Игра «Ветерок»

Тема: «Греет ли шуба(1ч.)

Выявит с детьми, что снег сохраняет тепло. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевского. Работа в рабочих листах.

Тема: «Чем можно измерять длину?»(1ч.)

Расширить представление детей о мерах длины, единица измерения, условная мерка; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.

Тема: «Всё обо всём»(1ч.)

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по технологической карте, поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов.

Тема: «Почему не тонут айсберги?»(1ч.)

Уточнение представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Беседа о айсбергах. Игра «Арктическое морское путешествие»

Тема: «Откуда взялись острова?»(1ч.)

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования, движением земной коры, повышением уровня моря. Игра: «Найди остров на карте».

Тема: «Как происходит извержение вулкана?»(1ч.)

Формирование представления детей о том, что такое вулкан. Познакомить с причинами его извержения. Изготовление лавы

Тема: «Как появляются горы?»(1ч.)

Формирование представления детей о горах, о их образовании., происхождении. Учить самостоятельно делать горы из солёного теста. Рассматривание картинок с изображением гор.

Тема: «Магнит»(1ч.)

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. Проделать опыты с магнитом. Игра: «Кто быстрее соберёт магнетические предметы.

Тема: «Звук»; «О «дрожалке» и «пищалке» (1ч.)

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Игра «Секрет»

Тема: «Что, как, почему?», «Как сделать звук громче?»(1ч.)

Обобщение представления детей о физическом явлении – звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

Тема: «Как образуются метеоритные кратеры(1ч.)

Уточнение представления детей о Солнечной системе, о планетах, звёздах, развитие умения действовать по алгоритму. Делаем кратер из муки.

Тема: «Солнце дарит нам тепло и свет»(1ч.)

Закрепить представление детей о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятиями «световая энергия».

Тема: «Почему не тонут корабли?»(1ч.)

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.

Тема: «Путешествие капельки»(1ч)

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, расширить представление детей о значении воды для жизни человека.

Тема: ««Где семечку лучше живётся(1ч)

Формирование представления детей о растениях, о том, как они появляются, из чего вырастают. Какая среда благоприятна для их прорастания. Выяснить, как вода и свет влияют на рост растений.

Тема: «Санаторий для семян»(1ч.)

Выявить, где быстрее растут семена редиски. (там где поливали обычной водой, или водой с витаминами)

Тема: «Луковая семейка»(1ч.)

Провести наблюдения за ростом корней и листьев репчатого лука.

Тема: «Роль воздуха в росте растении?»(1ч.)

Формировать представление о том, что рост и развитие растения происходит только при наличии воздуха.

Тема: «Может ли растение дышать листьями?»(1ч.)

Формировать представление, что растения дышат листьями.

Тема: «Вода в жизни растений»(1ч.)

Формировать представление о том, что растениям необходима вода, чтобы существовать.

Тема: «Что такое молния?»(1ч.)

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формирование основ безопасного обращения с электричеством.

Тема: «Электрический театр»(1ч.)

Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.

Тема: «Радуга в небе. Цвет, форма. При какой погоде появляется радуга?»(1ч.)

Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр. Расширения представления детей о смешении цветов. Развитие внимания. Игра: «Мыльные пузыри с художником»

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Старший дошкольный возраст

(Подготовительная группа)

Тема : «Песчаный конус»(1ч) Установить свойства песка.

Тема: «Песок – природный фильтрат(1ч)» Познакомить со способом фильтрации песком, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Тема : «Что такое камни?» (1ч)Формирование представления детей о внутреннем строении Земли. Рассмотреть некоторые объекты неживой природы, горы, возвышенности.

Тема: «Простые и ценные камни»(1ч).

Сформировать представление детей о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Умение называть свойства и особенности камней (крепкий, твёрдый, холодный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Развивать интерес к камням, умение обследовать камни с помощью органов чувств.

Тема: «Морские камни»(1ч).Сформировать знания детей о камнях рождё нных морем: коралл, жемчуг, известняк. Сформировать представление о жизни полипов,

мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими,

рассказать об использовании человеком.

Тема : «Драгоценные камни»(1ч). Сформировать преставление детей о том, какие бывают драгоценные камни: алмаз, бриллиант, агат, нефрит и др. Как человек использует драгоценные камни.

Тема: «Камень рождённый деревом»(1ч) Познакомить детей с камнем, рождённым деревом- солнечным янтарё м: цвет, свойства. Происхождение, использование. Познакомить с происхождением каменного угля и его использованием в жизни человека.

Тема: «Как человек использует камни»

Формирование представления детей о разнообразии камней. Показать какую роль играют камни в жизни человека. Познакомить с некоторыми камнями, которые люди используют с древних времён. Развивать познавательный интерес.

Тема: «Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.»(1ч)

Тема: «Температура» (4 часа)

Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы.

Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.

Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.

Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение).

Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Тема: «Свет» (4 часа)

Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера или телевизора – источник света.

Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате) Влияние света на жизнь растений. Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).

Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»

Электричество (4 часа)

Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».

Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.

Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.

Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором.

Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки

Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением.

Тема: «Кислотность» (4 часа)

Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»

Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.

Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды.

Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.

Тема : «Магнитное поле» (4 часа)

Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами.

Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.

Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.

Показ фокусов «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»

Тема: «Пульс» (4 часа)

Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.

Измерение пульса (взрослого, ребёнка).

Пульс и упражнения. Создание пульса (медленный, быстрый пульс).

Когда сердце бьется чаще.

Тема: «Сила» (4 часа)

Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы. Измерение веса.

Измерение силы удара, силы пальцев. Игра «Кто сильнее ударит».

Давление под колёсами автомобиля. Сила в единстве. Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Агробизнесплан» Актуальность: В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период.

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» Руководитель кружка Воспитатель Иншакова Ю. Ю. С. Круглолесское Пояснительная записка. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная.

Программа дополнительного образования «Читай-ка» Пояснительная записка Направленность программы: Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Подарки волшебников» Пояснительная записка. Арттерапия — это лечение прикладным художественным творчеством. Она является средством помочь детям увидеть, услышать,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования по ритмике ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования «Посчитай-ка» для работы с детьми дошкольного возраста 5–6 лет 1. Пояснительная записка…3 - Перечень нормативных правовых документов, на основе которых разработана рабочая программа.

Программа дополнительного образования по обучению детей младшего дошкольного возраста основам математики Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности с детьми младшего возраста. Дисциплина: обучение детей основам.

Программа дополнительного образования по лепке Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ленинец» Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической.

Рабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возрастаРабочая программа дополнительного образования «Зеленые друзья» для детей старшего дошкольного возраста Предоставляю вашему вниманию рабочую программу кружка по экологии "Зеленые друзья". Занимаясь в кружке дети узнают много нового и интересного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 15:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 апреля. День голоса. Передвижка «Охрана детского голоса»

Все дети любят петь, но нужно делать это правильно. Детский организм постоянно растет, голосовой аппарат только развивается, потому важно беречь голос у детей.

15 апреля. День экологических знаний. Передвижка «Экологическое воспитание дошкольников»

Ежегодно15 апреля во многих странах мира отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван помочь людям понять, какой вклад они могут внести в сохранение природы, что они могут сделать для...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД