Ольга Подузова
Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста «Что, где и как?» Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Старший дошкольный возраст
(старшая группа)
Тема: «Экскурсия в детскую лабораторию»(1ч.)
Уточнить представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями «наука», «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Игра с Дедом Знаем: «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» Эксперимент «Может ли вода подниматься вверх?»
Тема: «Какая бывает вода? (1ч.)
Публикация «Программа дополнительного образования по экспериментированию с детьми дошкольного возраста „Что, где и как?“ Часть 4» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Уточнить представление детей о свойствах воды: без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки. Игра с Капелькой: «Кто больше перенесёт воды за 1 (3) минуты пипеткой, соломинкой».
Тема: «Вода растворитель. Очищение воды»(1ч.)
Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды- фильтрованием. Встреча с Капелькой, исследование веществ: муки, соли, сахара, песка, стирального порошка, растительного масла, пищевых красителей. Фиксирование в рабочих листах результатов исследования. Очищение воды от разных веществ методом фильтрации.
Тема: «Сила тяготения»(1ч.)
Дать детям представление о существовании невидимой силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Игра с Почемучкой: «Кто выше подбросит». Выявить, что предметы падают назад, а не остаются в воздухе. Сила тяготения притягивает их к Земле.
Тема: «Упрямые предметы»(1ч.)
Познакомить детей с физическим свойством предметов - инерцией; развивать умение фиксировать результаты наблюдения. Игра с Почемучкой «Заведи юлу». «Автобус»
Тема: «Волшебные стекляшки»(1ч.)
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить для чего они нужны человеку. Беседа с детьми про волшебные приборы. Рассматривание предметов с помощью волшебных приборов. Игра «Капитан»
Тема: «Почему предметы движутся?»(1ч.)
Познакомить детей с физическими понятиями: – «трением», «сила»; показать пользу трения. Рассказ Винтика и Шпунтика – про машины, о том как,заставить их двигаться.
Выявить, что между движущимися предметами существует сила трения, которая помогает движению предметов.
Тема: «Хитрости инерции»(1ч.)
Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении- инерции; показать возможность практического использования в жизни. Игра с Дедом Знаем «Угадай-ка»
Тема: «Что такое масса?»(1ч.)
Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы- чашечными весами; научить способам их использования.
Тема: «Воздух»(2ч.)
Расширить представление детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается). Беседа: «Кто изобрёл первый воздушный шар» Игра: «Угадай, чем пахнет в воздухе?» Выявить с детьми, что воздух нельзя увидеть, услышать ощущать.
Тема: «Почему дует ветер, перемещение воздуха в пространстве.»(2ч.)
Познакомить детей с причиной возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представление о свойствах воздуха. Выявить, что тёплый воздух лёгкий, он находится вверху, холодный тяжёлый находится внизу. Игра «Ветерок»
Тема: «Греет ли шуба(1ч.)
Выявит с детьми, что снег сохраняет тепло. Чтение сказки «Мороз Иванович» В. Одоевского. Работа в рабочих листах.
Тема: «Чем можно измерять длину?»(1ч.)
Расширить представление детей о мерах длины, единица измерения, условная мерка; познакомить с измерительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой.
Тема: «Всё обо всём»(1ч.)
Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по технологической карте, поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов.
Тема: «Почему не тонут айсберги?»(1ч.)
Уточнение представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Беседа о айсбергах. Игра «Арктическое морское путешествие»
Тема: «Откуда взялись острова?»(1ч.)
Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования, движением земной коры, повышением уровня моря. Игра: «Найди остров на карте».
Тема: «Как происходит извержение вулкана?»(1ч.)
Формирование представления детей о том, что такое вулкан. Познакомить с причинами его извержения. Изготовление лавы
Тема: «Как появляются горы?»(1ч.)
Формирование представления детей о горах, о их образовании., происхождении. Учить самостоятельно делать горы из солёного теста. Рассматривание картинок с изображением гор.
Тема: «Магнит»(1ч.)
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. Проделать опыты с магнитом. Игра: «Кто быстрее соберёт магнетические предметы.
Тема: «Звук»; «О «дрожалке» и «пищалке» (1ч.)
Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Игра «Секрет»
Тема: «Что, как, почему?», «Как сделать звук громче?»(1ч.)
Обобщение представления детей о физическом явлении – звуке; звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаётся с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.
Тема: «Как образуются метеоритные кратеры?»(1ч.)
Уточнение представления детей о Солнечной системе, о планетах, звёздах, развитие умения действовать по алгоритму. Делаем кратер из муки.
Тема: «Солнце дарит нам тепло и свет»(1ч.)
Закрепить представление детей о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятиями «световая энергия».
Тема: «Почему не тонут корабли?»(1ч.)
Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Тема: «Путешествие капельки»(1ч)
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, расширить представление детей о значении воды для жизни человека.
Тема: ««Где семечку лучше живётся(1ч)
Формирование представления детей о растениях, о том, как они появляются, из чего вырастают. Какая среда благоприятна для их прорастания. Выяснить, как вода и свет влияют на рост растений.
Тема: «Санаторий для семян»(1ч.)
Выявить, где быстрее растут семена редиски. (там где поливали обычной водой, или водой с витаминами)
Тема: «Луковая семейка»(1ч.)
Провести наблюдения за ростом корней и листьев репчатого лука.
Тема: «Роль воздуха в росте растении?»(1ч.)
Формировать представление о том, что рост и развитие растения происходит только при наличии воздуха.
Тема: «Может ли растение дышать листьями?»(1ч.)
Формировать представление, что растения дышат листьями.
Тема: «Вода в жизни растений»(1ч.)
Формировать представление о том, что растениям необходима вода, чтобы существовать.
Тема: «Что такое молния?»(1ч.)
Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток», формирование основ безопасного обращения с электричеством.
Тема: «Электрический театр»(1ч.)
Выявить, что наэлектризованные предметы могут двигаться, что электричество притягивает.
Тема: «Радуга в небе. Цвет, форма. При какой погоде появляется радуга?»(1ч.)
Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр. Расширения представления детей о смешении цветов. Развитие внимания. Игра: «Мыльные пузыри с художником»
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Старший дошкольный возраст
(Подготовительная группа)
Тема : «Песчаный конус»(1ч) Установить свойства песка.
Тема: «Песок – природный фильтрат(1ч)» Познакомить со способом фильтрации песком, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
Тема : «Что такое камни?» (1ч)Формирование представления детей о внутреннем строении Земли. Рассмотреть некоторые объекты неживой природы, горы, возвышенности.
Тема: «Простые и ценные камни»(1ч).
Сформировать представление детей о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Умение называть свойства и особенности камней (крепкий, твёрдый, холодный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.) Развивать интерес к камням, умение обследовать камни с помощью органов чувств.
Тема: «Морские камни»(1ч).Сформировать знания детей о камнях рождё нных морем: коралл, жемчуг, известняк. Сформировать представление о жизни полипов,
мидий и о том, как образуются кораллы, жемчуг, известняк. Учить детей видеть разнообразие, красоту камней, любоваться ими,
рассказать об использовании человеком.
Тема : «Драгоценные камни»(1ч). Сформировать преставление детей о том, какие бывают драгоценные камни: алмаз, бриллиант, агат, нефрит и др. Как человек использует драгоценные камни.
Тема: «Камень рождённый деревом»(1ч) Познакомить детей с камнем, рождённым деревом- солнечным янтарё м: цвет, свойства. Происхождение, использование. Познакомить с происхождением каменного угля и его использованием в жизни человека.
Тема: «Как человек использует камни»
Формирование представления детей о разнообразии камней. Показать какую роль играют камни в жизни человека. Познакомить с некоторыми камнями, которые люди используют с древних времён. Развивать познавательный интерес.
Тема: «Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.»(1ч)
Тема: «Температура» (4 часа)
Знакомство с понятиями «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы.
Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.
Экспериментирование с водой – как охладить или нагреть воду. Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
Изучение изменений температуры предметов от различных воздействий (трение).
Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.
Тема: «Свет» (4 часа)
Знакомство с понятиями «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера или телевизора – источник света.
Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещённость в комнате) Влияние света на жизнь растений. Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комфортный свет).
Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»
Электричество (4 часа)
Знакомство с понятием «электричество». Опыт «Электрическое яблоко».
Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.
Изучение электрической лампочки, Опыты с электромотором.
Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки
Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением. Основы безопасного экспериментирования с напряжением.
Тема: «Кислотность» (4 часа)
Введение в понятие «Кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка»
Беседа «Как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.
Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды.
Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков. Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.
Тема : «Магнитное поле» (4 часа)
Показ Магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов. Плоский и кольцевой магнит. Опыты с магнитами.
Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование немагнитных материалов. Опыты с магнитами, их особенности и свойства.
Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма. Опыты с металлическими предметами.
Показ фокусов «Магнитная левитация». «Магнитные рыбки». Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбаки»
Тема: «Пульс» (4 часа)
Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.
Измерение пульса (взрослого, ребёнка).
Пульс и упражнения. Создание пульса (медленный, быстрый пульс).
Когда сердце бьется чаще.
Тема: «Сила» (4 часа)
Знакомство с понятиями «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес. Измерение силы. Измерение веса.
Измерение силы удара, силы пальцев. Игра «Кто сильнее ударит».
Давление под колёсами автомобиля. Сила в единстве. Игровые измерения (сильный, слабый удар, удар средней силы).