МААМ-картинки

Развитие ребенка в изобразительной деятельности по программе «Детство»

Мария Кардополова
Развитие ребенка в изобразительной деятельности по программе «Детство»

«Развитие ребенка в изобразительной деятельности по программе «Детство»

Вопросы конспекта:

Воспитательная система?

Авторы программы по ИЗО деятельности?

Цель программы?

Методические особенности программы?

Задачи, поставленные по возрастным группам на начало и окончание года?

Вопрос №1.

Публикация «Развитие ребенка в изобразительной деятельности по программе „Детство“» размещена в разделах

Художественно – эстетическое воспитание в программе «Детство» реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно – эстетической деятельности. Оно направленно на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, фактора художественно- эстетического формирования и развития личности ребенка.

Вопрос №2

В программе «Детство» в разделе образовательной области «Художественное творчество» используются методики разных авторов таких как: И. А. Лыкова, Т. Г. Казакова, Т. Н. Доронова. И именно на них основан раздел художественно - творческой деятельности, который указан в «план – программе образовательно-воспитательной работы в детском саду» программы «Детство».

Вопрос № 3

Цель: систематизация образовательного процесса по художественно- эстетическому воспитанию дошкольника с использованием ФГТ.

Вопрос № 4

Методические особенности раздела «ИЗО деятельности» по программе «Детство» 2-3 года:

Изобразительная деятельность – деятельность отражательная, и становление её происходит на основе формирования представлений о предметах и явлениях, их основных свойствах, способах создания изображений, навыков и умений самой практической деятельности. Особенность деятельности детей 2-3 лет – их потребность в освоении материалов и инструментов, способов деятельности, поэтому необходимы задания, носящие образный эмоциональный характер и заключающие в себе многократность повторения действий. Важно формировать у ребенка выразительный эмоциональный образ, показывая разные способы его создания, поощряя свободную, самостоятельную творческую деятельность, умение ставить и решать собственные изобразительные задачи. Организация детей осуществляется сначала через индивидуальные формы, затем подгруппы в сотворчестве со взрослыми и самостоятельно.

Методические особенности раздела «ИЗО деятельности» по программе «Детство» 3-4 года.

Детей 3-4 лет следует включать в яркие эмоциональные переживания взрослых, сверстников, способствовать выражению ими своего отношения к воспринятому не только через мимику, позу, жест, активную речь, но и изобразительную деятельность. Воспитатель использует разнообразные игровые формы организации подгрупповой и индивидуальной детской деятельности. Особое внимание следует обратить на образность, интересность, эмоциональность заданий, поощряя детское творчество, передачу детьми характерных признаков объектов, своего отношения к изображаемому.

Методические особенности раздела «ИЗО деятельности» по программе «Детство» 4-5 лет.

Дети знакомятся с разными жанрами и видами изобразительного искусства, основанными задачами здесь являются: формирование эмоционального переживания, а через него подведение детей к пониманию смысла художественного произведения, видению единства содержания и средств выразительности; формирование «насмотренности», любования художественными произведениями, внимательного, образного, целенаправленного восприятия. Особое значение приобретает предварительная работа по обогащению детских представлений, восприятий тех предметов, объектов, явлений, которые будут представлены в произведениях искусства, эмоционального отклика на них. Восприятие искусства должно быть обставлено как театральное действие, созданы соответствующие условия. Восприятие произведения искусства требует доверительного, эмоционального общения, открытости и доброжелательности, внимательности к каждому ребенку, его чувствам.

Методические особенности раздела «ИЗО деятельности» по программе «Детство» 5-7 лет.

Основное внимание воспитателя обращается на формирование у детей умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа. Появляются новые изобразительные материалы и инструменты: сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра. Дети учатся создавать новые цветовые тона (рисунки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон); пользоваться палитрой, различной кистевой росписью; осваивают новые способы работы акварелью, гуашью (по-сырому и по-сухому, способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевку, штриховку, гратографию, оттиск, выполнения эскиза, наброска карандашом или кистью.

Анализ содержания раздела изобразительное искусство и художественная деятельность детей программы «Детство» и методических пособий по данной программе выявил следующие проблемы:

- отсутствие рекомендаций по организации и особенностям конструирования рабочего процесса по художественно-эстетическому воспитанию;

- нет уровневой дифференциации в развитии художественных способностей детей старшего дошкольного возраста;

- не разработан инструментарий по педагогической диагностике художественно-эстетического воспитания;

- не предусмотрены рекомендации по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников;

- в раздел «изобразительное искусство и художественная деятельность детей» необходимо ввести региональный компонент.

Вопрос № 5

Задачи, поставленные по возрастным группам на начало и окончание года

Задачи на начало года во второй младшей группе (3-4 года) :

Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослыми и самостоятельно.

Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и некоторых социальных явлений.

В процессе ознакомления с отдельными произведениями прикладного искусства (народными игрушками) и графики (иллюстрации) формировать умение внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма).

Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.

Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста, развивать мелкую моторику и умение использовать инструменты.

Формировать опыт совместной со взрослым деятельности (сотворчества, участия в выполнении коллективных композиций.

Итоги освоения содержания образовательной области. Достижения ребенка

Ребенок в совместной со взрослым деятельности интересуется проявлениями эстетического в быту, явлениях и объектах природы, произведениях искусства. Есть предпочтения: любимые книги, наряды кукол, цвета карандашей, изобразительные материалы.

Эмоционально откликается на интересные выразительные образы, радуется красивому предмету, рисунку, изобразительным материалам; видит некоторые эстетические проявления, средства выразительности, чувствует эмоциональную выразительность форм, линий, цвета. В диалоге со взрослым может высказать свою оценку, доступными средствами пояснить выбор предмета.

Внимательно рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации. Различает, выделяет некоторые предметы народных промыслов (игрушки, украшенные предметы, их назначение, материалы, из которых изготовлены некоторые предметы. Различает некоторые элементы росписи; различает скульптурные образы, живописные и графические изображения (иллюстрации, узнает изображенные в них предметы и явления. Различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки 3-4 формы, проявления величины, пространственные отношения.

Создает простейшие изображения (предметные, сюжетные и декоративные) на основе линий, штрихов, пятен, простых форм.

Освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения (согласно разделу программы, способы создания изображения. Передает сходство с реальными предметами, обогащает образ выразительными деталями.

При сопровождении взрослого принимает участие в создании коллективных работ (совместных композиций, наблюдает за действиями других детей, испытывает совместные эмоциональные переживания (общая радость).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.

- Не испытывает желания отразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

- Неохотно участвует в коллективной изобразительной деятельности.

Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет в изобразительной деятельности.

Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.

Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности.

Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом.

Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений).

Поощрять желания детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.

Итоги освоения содержания образовательной области.

- Ребенок проявляет желание к общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.

- Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).

- Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.

- В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить с собственным опытом.

- В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.

- Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

- При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

Ребенок не проявляет желания общаться с прекрасным, без интереса включается в образовательные ситуации эстетической направленности, равнодушен к занятиям изобразительной деятельностью, с неохотой включается в общение с педагогом.

С трудом проявляет эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире (предметном природном, в искусстве – просто перечисляет отдельные свойства рассматриваемого объекта.

С трудом осваивает приемы изображения образа; рисунки однообразны и маловыразительны, шаблоны.

Не использует возможности разных изобразительных материалов.

Без активной поддержки педагога не выражает желание участвовать в выполнении коллективных работ.

Задачи воспитания и развития детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.

Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу) и к разным объектам искусства, природы, предмета быта, игрушкам, социальным явлениям.

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

Формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

Подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея; способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.

Побуждать и поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности (самостоятельность, инициативность, индивидуальность).

Совершенствовать изобразительную деятельность детей : стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определенного сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность, достигать результата и оценивать его.

Итоги освоения содержания образовательной области.

Ребенок интересуется проявлениями красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры; высказывает собственные предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений, эмоций.

В процессе восприятия искусства самостоятельно и последовательно анализирует произведение, понимает художественный образ; обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др., некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно- прикладного искусства.

Различает, называет, группирует знакомые произведения искусства по видам, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию. Понимает и поясняет некоторые отличительные особенности живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Понимает и использует в речи слова, обозначающие виды и жанры искусства, некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники. Узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.

Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации; по собственной инициативе рисует, апплицирует, лепит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.

Инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности : может как самостоятельно определить замысел будущей работы, так и охотно принимать тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать. Уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.

Освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения.

Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.

Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ: охотно сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

Интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве ярко не выражен. Бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры демонстрирует лишь в знакомых ситуациях или по напоминанию взрослого.

Откликается на яркие проявления красоты в окружающем мире и в искусстве в совместных со взрослым ситуациях, не замечает красоту в повседневной жизнедеятельности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринимаемого, эмоционально-образно высказывать свое мнение. В целом понимает художественный образ произведений искусства; в процессе восприятия обращает внимание на некоторые наиболее яркие средства выразительности (цвет, композицию, некоторые элементы архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Неуверенно (без пояснений) различает, называет некоторые знакомые произведения искусства по видам, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию. Различает, но может путать жанры искусства; затрудняется пояснить особенности скульптуры, архитектуры, народных промыслов.

Различает оттенки цвета, формы, пропорциональные отношения при выраженных отличиях; неверно называет некоторые сенсорные эталоны.

Демонстрирует невысокий уровень творческой активности.

Затрудняется определить тему будущей работы, нуждается в подсказке взрослого; использует освоенные техники; создает маловыразительные образы.

Демонстрирует относительный уровень технической грамотности (затруднения в координации силы нажима, наклона штриховки, аккуратности, создает схематические изображения примитивными однообразными способами.

Задачи воспитания и развития детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.

Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.

Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу).

Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.

Способствовать становлению позиции художника-творца, поддерживать проявление самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

Совершенствовать изобразительную деятельность детей : стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу, стремление создать выразительные оригинальный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определенного сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, планировать деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его, эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

Итоги освоения содержания образовательной области.

Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает желание принимать посильное участие в их сохранении.

Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др., некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетать изобразительные техники и материалы.

Демонстрирует высокую техническую грамотность.

Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

Ребенок проявляет фрагментарный интерес к красоте в окружающем мире и искусстве. Бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры только в знакомых ситуациях или по напоминанию взрослого.

В процессе восприятия произведений искусства не обращает внимания на средства выразительности (цвет, композицию).

Неуверенно называет и различает некоторые знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов – по материалам, содержанию; затрудняется пояснить особенности видов скульптуры, архитектурных объектов, народных промыслов (на уровне конкретных примеров). Понимает и использует (с помощью взрослого) в речи слова, обозначающие некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники.

Различает оттенки цвета, формы пропорциональные отношения при выраженных отличиях; неверно называет некоторые сенсорные эталоны.

Рисует, лепит, аппретирует, конструирует более охотно при поддержке взрослого, но эстетически не оценивает результат своей деятельности, не испытывает удовлетворения от него (проявляет безразличие).

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.

ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие ребенка в изобразительной деятельности по программе «Детство»
Опубликовано: 18 января 2012 в 18:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД