Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Программа дополнительного образования по художественному творчеству «Весёлые краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрена
на ___ № _
«___» ___ 20 г.
Программа дополнительного образования по художественно творчеству «Весёлые краски».
Составила: воспитатель
I кв. Кат. Сорвачева Е. В
Арзамас, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественное творчество занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.
Публикация «Программа дополнительного образования по художественному творчеству „Весёлые краски“» размещена в разделах
Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисовании) детей дошкольного возраста 3—4 года (2 младшая, группа) и разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности для ГОУ с учетом обновления содержания по парциальным программам. Программа предусматривает также интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фольклорного искусства русского народа. Содержательная часть программы
На основании действующей комплексной программы «Детство», в соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждающей право каждого малыша на выбор интересного занятия для самовыражения, была создана программа дополнительного образования «Весёлые краски».
Целью курса является формирование у детей умений и навыков в рисовании. Развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Программа рассчитана на один год.
Задачи
1. Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.
3. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
4. Обучать приемам модульного рисования.
5. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
6. Формировать умение оценивать созданные изображения.
7. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек. Обращать внимание детей на выразительные средства. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.
8. Развивать творческие способности детей.
9. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
10. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
11. Развивать мелкую и общую моторику, ручную умелость посредством использования разнообразных техник и материалов.
12. Развивать внимание, память, мышление, воображение средствами изодеятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня педагогом дополнительного образования. Второе занятие в неделю в каждой группе проводит воспитатель. Продолжи-тельность занятия 5 мин (2 младшая группа). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный — в сентябре, итоговый — в мае).
Программа составлена с учетом реализации меж предметных связей по разделам
1.«Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа, моделирование театральных костюмов.
2.«Физическая культура». Использование рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4.«Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
5.«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
Программа составлена с учё том принципов:
1. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач эстетического воспитания и развития детей «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к незнакомому»;
2. Принцип цикличности: постепенное усложнение и расширение от возраста к возрасту;
3. Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
4. Развивающего обучения.
5. Принцип природосообразности : постановка задач художественно-творческого развития с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
6. Принцип культуросообразности : построение или корректировка содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
7. Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей Республики Коми в данный момент времени;
8. Принцип интереса с опорой на детский коллектив.
Тематическое планирование
№ Тема Срок Количество занятий
1 «Мой веселый звонкий мяч» Сентябрь 1
2 Разноцветные шарики Сентябрь 1
3 Яблочко с листочком и червячком Сентябрь 1
4 Ягодка за ягодкой (на кустиках) Сентябрь 1
5 Мышка и репка Октябрь 2
6 «Падают, падают листья» Октябрь 2
7 Град, град! Ноябрь 1
8 Светлячок (по мотивам стихотворения Г. Лагздынь) Ноябрь 1
9 Сороконожка в магазине Ноябрь 1
10 Полосатые полотенца для лесных зверушек Ноябрь 1
11 Вьюга - завирюха Декабрь 1
12 Серпантин танцует Декабрь 1
13 Праздничная ёлочка Декабрь 2
14 Бублики - баранки Январь 2
15 Колобок покатился по дорожке Январь 2
16 В некотором царстве Февраль 2
17 Большая стирка (платочки и полотенца) Февраль 2
18 Цветок для мамочки Март 1
19 Сосульки - плаксы Март 1
20 Солнышко, солнышко, раскидай колечки! Март 2
21 Почки и листочки Апрель 1
22 Божья коровка Апрель 1
23 Я флажок держу в руке Апрель 2
24 Филимоновские игрушки Май 2
25 Цыплята и одуванчики Май 2
Количество занятий: 25
Количество часов: 36
Методика мониторинга развития уровня овладения изобразительной деятельностью детьми 3 - 4 лет
Показатели Задания Уровень
Рисует кружочки, овалы. Рисование кружков, овалов (новогодние шары, мячи) 3 - Ребенок самостоятельно справляется с заданием
2 - Ребенок выполняет задание с помощью воспитателя
1 - Ребенок не справляется с заданием
Рисует прямые вертикальные, горизонтальные и волнистые линии. Рисование прямых вертикальных, горизонтальных и волнистых линий (дорожка, цветы, волны) 3 - Ребенок самостоятельно справляется с заданием
2 - Ребенок выполняет задание с помощью воспитателя
1 - Ребенок не справляется с заданием
Закрашивает контур предмета. В игровой форме детям предлагается закрасить мышку (спрятать) 3 - Ребенок самостоятельно справляется с заданием
2 - Ребенок выполняет задание с помощью воспитателя
1 - Ребенок не справляется с заданием
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик) Рисование по собственному замыслу «Нарисуй что хочешь» 3 - Ребенок самостоятельно справляется с заданием
2 - Ребенок выполняет задание с помощью воспитателя
1 - Ребенок не справляется с заданием
Проявляет интерес к работе с цветом. Детям предлагается выбрать цветные карандаши для реализации своего замысла. 3 - Ребенок самостоятельно справляется с заданием
2 - Ребенок выполняет задание с помощью воспитателя
1 - Ребенок не справляется с заданием
Обследование проводится в несколько приемов. За один раз ребенок выполняет не более двух заданий, результаты заносятся в таблицу.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
3. А. Страунинг «Триз в развитии изобразительной деятельности».
К концу года ребенок умеет:
1. Имеет сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
2. знает и называет материалы, которыми можно рисовать, умеет ими пользоваться;
3. знает и называет цвета и умеет правильно подбирать их;
4. передает различие предметов по величине;
5. ритмично наносит штрихи, пятна;
6. украшает изделие различными способами;
7. рисует линиями и мазками простые предметы (дорога, падающие листья);
8. рисует предметы, состоящие из сочетания линий (ёлочка, забор);
9. создает изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей (светофор, флаг, колобок);
10. создает простые по композиции и содержанию сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);
11. знаком с нетрадиционной техникой рисования: пальчиками, ладошкой, поролоновым тампоном, печатками;
12. создает простейшую композицию (тарелка с фруктами, летящие самолеты);
13. составляет узоры на полоске, квадрате, круге, чередуя их по цвету, форме, величине);
14. украшает изделие, используя фломастеры, карандаши.