ВЕРОНИКА МИРОНЧЕНКО
Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет «Калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Реализация программы для детей 5-6 лет планируется в период с сентября по май месяц, является ПЕРВЫМ годом обучения.
Предполагаются в сентябре и мае диагностика, определяющая уровень решения проблем, и комплексная психолого-педагогическая диагностика детей группы.
Занятия проводятся с дошкольниками 1 раз в неделю. Программой заложены цели, темы и содержание занятий.
Публикация «Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет „Калейдоскоп“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Основной дидактической целью программы является качественная подготовка ребенка к школе и развитие у него навыков :
• исследовательской деятельности;
• связной речи;
• системного и диалектического мышления.
Содержание занятий составлено с учетом возраста детей.
Основные разделы программы :
1. Человек.
2. Природа.
3. Рукотворный мир.
4. Вселенная.
Общая тематика занятий для работы
с детьми 5-6 лет
1-я тема «Человек»
«Я — человек».
«Я и другие люди».
«Я и мир моей мечты».
2-я тема «Природа»
«Природа живая».
«Природа неживая».
3-я тема «Рукотворный мир»
«Рукотворный мир — он разный». «Как возник рукотворный мир?»
«Рукотворный мир будущего (прогнозы развития рукотворных объектов)».
4-я тема «Вселенная»
«Вселенная (весь наш огромный мир)».
«Наша Галактика. Млечный путь — Солнечная система - Земля».
«Земля и ее главные составляющие. Отличие Земли от других планет и звезд».
«Космос и его освоение».
Программа реализуется с помощью моделей, основанных на:
- общей теории сильного мышления (ОТСМ);
- теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- методах развития творческого воображения (РТВ).
На основе ОТСМ—ТРИЗ—РТВ созданы алгоритмы организации мыслительной деятельности.
Технические цепочки дают достаточно высокий образовательный результат. В Программе заложена интеграция таких видов деятельности, как развитие речи, ознакомление с окружающим, поэтому. Умение работать с проблемными ситуациями (творческими задачами) является основным показателем при определении качества педагогических воздействий.
Методика определения уровня способности детей 5-6 лет к работе с про-блемными ситуациями составлена Н. В. Хиж-няк, Н. М. Журавлевой под ру-ководством к. п. н. Т. А. Си-дорчук. При создании диагностического комплекса авторы использовали работы П. Торренса, Дж. Гилфорда, приемы разрешения противоречий Г. Альтшуллера. Диагностика сер-тифицирована, выдано авторское право (Регистрационный лист на авторское произведение № 09.07.2007 А 02 выдан НОУ «Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения»).
Исследование проводbтся 2 раза в год (осенью и весной) c детьми. Тексты проблемных ситуаций - реального, так и фантастического плана для определения актуального и ближайшего уровней развития детей.
Цель: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.
Задачи:
Тема: «Человек»
1. формировать понятие «возраст человека», «семья – все имеют свой возраст», «человек имеет свое тело, и оно разное в разном возрасте»;
2. учить заботиться о своем теле: гигиена, первая помощь при травмах;
3. побуждать решать проблемные ситуаций, связанных с телом человека;
4. формировать навыки сбора информации и элементарного структурирования (возраст человека и его умения, изменение тела в зависимости от возраста);
5. обучать связному рассказыванию по теме: «Древо моей семьи».
Тема: «Природа»
1. систематизировать представления детей об объектах живой природы и главных отличительных особенностях ее видов
Тема: «Рукотворный мир»
1. уточнить знания детей об изменении предметов во времени;
2. учить прогнозировать развития рукотворных объектов;
3. познакомить с законами развития систем.
Тема: «Мир Космоса»
1. формировать понятия: «Есть мир Космоса, в котором находятся планеты и звезды. Солнечная система – часть Космоса». Она состоит из множества планет, в т. ч. и нашей Земли, и они все вращаются вокруг солнца.
Перспективное планирование занятий с детьми 5-6 лет
Недели учебного года
Номер занятия
Сентябрь
1-я не-деля
Занятие № 1
Описательный рассказ. Пересказ.
Задачи: уточнить представления детей о возрасте человека и его социальном положении.
Учить детей осознанно пересказывать текст небольшого произве-дения.
2-я не-деля
Занятие № 2
Творческая задача.
Сравнение (загадка, метафоры, оксюмороны).
Задачи: учить детей отличать проблему от трудности.
Учить решать проблемы, связанные со здоровьесбережением.
Учить детей подбирать сравнения, основанные на восприятии че-ловека.
3-я не-деля
Занятие № 3
Анализ литературных произведений.
Задачи: упражнять детей в поисках основной цели героя и уста-новлении причинно-следственных связей, которые приводят к результату.
Учить их делать выводы из ситуации.
4-я не-деля
Занятие № 4
Сказка
Задачи: учить составлять сказку динамического типа на основе морфологической таблицы.
Октябрь
1-я не-деля
Занятие № 5
Картина (портрет). Рифмовка.
Задачи: учить составлять описательный рассказ по портрету, опираясь на план.
Учить описывать эмоциональное состояние героя.
Уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам.
Упражнять в создании рифмованного текста.
2-я не-деля
Занятие № 6
Морфотаблица. Викторина.
Задачи: учить составлять описательный рассказ на основе морфологической таблицы.
Уточнить знания детей о жизни и традиции народов в разных странах.
3-я не-деля
Занятие № 7
Творческая задача. Анализ литературных произведений.
Задачи: учить формулировать вопросы при отгадывании литературной игры «Да - нет».
Развивать умение с помощью мимики и жестов передавать мысли.
4-я не-деля
Занятие № 8
Фантастический рассказ. Изобретательская задача.
Задачи: учить создавать рассказы фантастического содержания.
Закрепить знания детей о назначении некоторых рукотворных объектов.
Мотивировать детей на решение изобретательских задач.
Ноябрь
1-я не-деля
Занятие № 9
Пересказ. Описательные рассказы.
Задачи: знакомить детей с различными приемами запоминания.
Учить пересказывать текст, передавая интонацией состояние героя.
Упражнять в составлении рассказов.
2-я не-деля
Занятие № 10
Зазеркалье.
Задачи: продолжать учить сравнивать объекты, встречающиеся в художественной литературе по различным признакам.
3-я не-деля
Занятие № 11
Сравнение (загадка, метафоры).
Задачи: учить самостоятельно, выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.
Закрепить знания детей о возможностях человека.
4-я не-деля
Занятие № 12
Творческая задача. Рифмовка.
Задачи: дать понятие детям, что мечта рождает проблему. Надо мечтать и решать проблемы.
Учить самостоятельно, находить рифмующиеся слова.
Декабрь
1-я не-деля
Занятие № 13
Описательные рассказы. Анализ литературных произведений.
Задачи: учить детей составлять рассказ о своем будущем.
Учить детей выявлять некоторые закономерности, по которым устроены небылицы.
2-я не-деля
Занятие № 14
Фантастический рассказ.
Задачи: продолжать учить создавать рассказы фантастического содержания.
3-я не-деля
Занятие № 15
Сказка.
Задачи: познакомить детей с некоторыми признаками живой клетки – строительного материала живой ткани.
4-я не-деля
Занятие № 16
Сравнение (загадка, метафоры, оксюмороны).
Задачи: учить самостоятельно, находить рифмованные слова и создавать рифмованные строчки по заданным объектам.
Январь
3-я не-деля
Занятие № 17
Признаки.
Задачи: учить самостоятельно, выделять видовые отличия расте-ний, животных, грибов и микробов.
4-я не-деля
Занятие № 18
Сюжетная картина. Сравнение (метафоры).
Задачи: уточнить понятие живой природы, ее многообразие и общность объектов.
Учить самостоятельно, выделять признаки и их значения у объектов и сравнивать их между собой.
Февраль
1-я не-деля
Занятие № 19
Пересказ. Творческая задача.
Задачи: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, используя для запоминания приемы моделирования.
Учить детей решать творческие задачи.
2-я не-деля
Занятие № 20
Описательные рассказы.
Задачи: учить детей видеть особенности деятельности человека в природе в древности и современном мире.
Продолжать учить составлять рассказы на заданную тему.
3-я не-деля
Занятие №21
Пересказ.
Задачи: обобщать знания детей об основных составляющих неживой природы.
Мотивировать к пересказу текста с использованием опорных сиг-налов.
4-я не-деля
Занятие № 22
Моделирование веществ. Сравнения (загадка, метафоры).
Задачи: дать представление о строении веществ неживой природы.
Научить моделировать твердое, жидкое и газообразное вещество.
Мотивировать их к созданию метафор по предложенной модели.
Март
1-я не-деля
Занятие № 23
Творческая задача. Рифмовка.
Задачи: закрепить умение детей моделировать твердые, жидкие и газообразные вещества и некоторые процессы, с ними происходящие.
Продолжать учить создавать рифмованные тексты.
2-я не-деля
Занятие № 24
Заучивание стихов.
Задачи: уточнить знания детей о свойствах воды.
Продолжать учить моделировать процессы в неживой природе.
3-я не-деля
Занятие № 25
Сравнения (загадка, метафоры, оксюмороны).
Задачи: учить самостоятельно, составлять загадки по разным моделям.
4-я не-деля
Занятие № 26
Картина (портрет). Фантастический рассказ.
Задачи: учить самостоятельно, составлять описательный рассказ по картине, опираясь на схему.
Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения, совершенствования свойств реального объекта.
Апрель
1-я не-деля
Занятие № 27
Рифмовка. Творческая задача.
Задачи: учить детей находить основные назначения рукотворных объектов.
Учить самостоятельно, объяснять наличие отрицательного и положительного значения признака объекта с помощью наводящих вопросов.
2-я не-деля
Занятие № 28
Сказка. Пересказ.
Задачи: учить пересказывать текст, передавая эмоциональное состояние героев.
Учить детей находить аналоги предметов быта в древнем и современном мире.
3-я не-деля
Занятие № 29
Анализ литературных произведений.
Задачи: продолжать учить детей сужать поле поиска по опреде-ленным признакам.
4-я не-деля
Занятие №30
Системный оператор. Описательный рассказ.
Задачи: дать понятие о том, что любой объект является частью системы, учить определять эту систему.
Расширить представления детей о признаках Солнца и изменении их во времени.
Май
1-я не-деля
Занятие № 31
Рифмовка. Составление загадок, моделирование.
Задачи: закреплять умение подбирать рифмованные слова и со-ставлять рифмованные тексты на заданную тему.
Учить детей различать фазы Луны.
2-я не-деля
Занятие № 32
Заучивание стихов. Пересказ.
Задачи: продолжать учить детей узнавать по описанию признаки объектов.
Уточнить представления детей о Солнечной системе.
3-я не-деля
Занятие № 33
Творческая задача. Составление фантастического рассказа.
Задачи: продолжать учить решать творческие задачи по алгоритму.
Продолжать учить составлению фантастического рассказа.
Литература
1. Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллек-туально – речевой подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе / Апресо-ва, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232с. (Растем умными (Технология ТРИЗ)