Получи документы

Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет «Калейдоскоп»

ВЕРОНИКА МИРОНЧЕНКО
Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет «Калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Реализация программы для детей 5-6 лет планируется в период с сентября по май месяц, является ПЕРВЫМ годом обучения.

Предполагаются в сентябре и мае диагностика, определяющая уровень решения проблем, и комплексная психолого-педагогическая диагностика детей группы.

Занятия проводятся с дошкольниками 1 раз в неделю. Программой заложены цели, темы и содержание занятий.

Публикация «Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет „Калейдоскоп“» размещена в разделах

Основной дидактической целью программы является качественная подготовка ребенка к школе и развитие у него навыков :

• исследовательской деятельности;

• связной речи;

• системного и диалектического мышления.

Содержание занятий составлено с учетом возраста детей.

Основные разделы программы :

1. Человек.

2. Природа.

3. Рукотворный мир.

4. Вселенная.

Общая тематика занятий для работы

с детьми 5-6 лет

1-я тема «Человек»

«Я — человек».

«Я и другие люди».

«Я и мир моей мечты».

2-я тема «Природа»

«Природа живая».

«Природа неживая».

3-я тема «Рукотворный мир»

«Рукотворный мир — он разный». «Как возник рукотворный мир?»

«Рукотворный мир будущего (прогнозы развития рукотворных объектов)».

4-я тема «Вселенная»

«Вселенная (весь наш огромный мир)».

«Наша Галактика. Млечный путь — Солнечная система - Земля».

«Земля и ее главные составляющие. Отличие Земли от других планет и звезд».

«Космос и его освоение».

Программа реализуется с помощью моделей, основанных на:

- общей теории сильного мышления (ОТСМ);

- теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- методах развития творческого воображения (РТВ).

На основе ОТСМ—ТРИЗ—РТВ созданы алгоритмы организации мыслительной деятельности.

Технические цепочки дают достаточно высокий образовательный результат. В Программе заложена интеграция таких видов деятельности, как развитие речи, ознакомление с окружающим, поэтому. Умение работать с проблемными ситуациями (творческими задачами) является основным показателем при определении качества педагогических воздействий.

Методика определения уровня способности детей 5-6 лет к работе с про-блемными ситуациями составлена Н. В. Хиж-няк, Н. М. Журавлевой под ру-ководством к. п. н. Т. А. Си-дорчук. При создании диагностического комплекса авторы использовали работы П. Торренса, Дж. Гилфорда, приемы разрешения противоречий Г. Альтшуллера. Диагностика сер-тифицирована, выдано авторское право (Регистрационный лист на авторское произведение № 09.07.2007 А 02 выдан НОУ «Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения»).

Исследование проводbтся 2 раза в год (осенью и весной) c детьми. Тексты проблемных ситуаций - реального, так и фантастического плана для определения актуального и ближайшего уровней развития детей.

Цель: создание педагогических условий для усвоения детьми моделей организации умственной деятельности в процессе познания, освоение способов познания и отражение их в речи.

Задачи:

Тема: «Человек»

1. формировать понятие «возраст человека», «семья – все имеют свой возраст», «человек имеет свое тело, и оно разное в разном возрасте»;

2. учить заботиться о своем теле: гигиена, первая помощь при травмах;

3. побуждать решать проблемные ситуаций, связанных с телом человека;

4. формировать навыки сбора информации и элементарного структурирования (возраст человека и его умения, изменение тела в зависимости от возраста);

5. обучать связному рассказыванию по теме: «Древо моей семьи».

Тема: «Природа»

1. систематизировать представления детей об объектах живой природы и главных отличительных особенностях ее видов

Тема: «Рукотворный мир»

1. уточнить знания детей об изменении предметов во времени;

2. учить прогнозировать развития рукотворных объектов;

3. познакомить с законами развития систем.

Тема: «Мир Космоса»

1. формировать понятия: «Есть мир Космоса, в котором находятся планеты и звезды. Солнечная система – часть Космоса». Она состоит из множества планет, в т. ч. и нашей Земли, и они все вращаются вокруг солнца.

Перспективное планирование занятий с детьми 5-6 лет

Недели учебного года

Номер занятия

Сентябрь

1-я не-деля

Занятие № 1

Описательный рассказ. Пересказ.

Задачи: уточнить представления детей о возрасте человека и его социальном положении.

Учить детей осознанно пересказывать текст небольшого произве-дения.

2-я не-деля

Занятие № 2

Творческая задача.

Сравнение (загадка, метафоры, оксюмороны).

Задачи: учить детей отличать проблему от трудности.

Учить решать проблемы, связанные со здоровьесбережением.

Учить детей подбирать сравнения, основанные на восприятии че-ловека.

3-я не-деля

Занятие № 3

Анализ литературных произведений.

Задачи: упражнять детей в поисках основной цели героя и уста-новлении причинно-следственных связей, которые приводят к результату.

Учить их делать выводы из ситуации.

4-я не-деля

Занятие № 4

Сказка

Задачи: учить составлять сказку динамического типа на основе морфологической таблицы.

Октябрь

1-я не-деля

Занятие № 5

Картина (портрет). Рифмовка.

Задачи: учить составлять описательный рассказ по портрету, опираясь на план.

Учить описывать эмоциональное состояние героя.

Уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам.

Упражнять в создании рифмованного текста.

2-я не-деля

Занятие № 6

Морфотаблица. Викторина.

Задачи: учить составлять описательный рассказ на основе морфологической таблицы.

Уточнить знания детей о жизни и традиции народов в разных странах.

3-я не-деля

Занятие № 7

Творческая задача. Анализ литературных произведений.

Задачи: учить формулировать вопросы при отгадывании литературной игры «Да - нет».

Развивать умение с помощью мимики и жестов передавать мысли.

4-я не-деля

Занятие № 8

Фантастический рассказ. Изобретательская задача.

Задачи: учить создавать рассказы фантастического содержания.

Закрепить знания детей о назначении некоторых рукотворных объектов.

Мотивировать детей на решение изобретательских задач.

Ноябрь

1-я не-деля

Занятие № 9

Пересказ. Описательные рассказы.

Задачи: знакомить детей с различными приемами запоминания.

Учить пересказывать текст, передавая интонацией состояние героя.

Упражнять в составлении рассказов.

2-я не-деля

Занятие № 10

Зазеркалье.

Задачи: продолжать учить сравнивать объекты, встречающиеся в художественной литературе по различным признакам.

3-я не-деля

Занятие № 11

Сравнение (загадка, метафоры).

Задачи: учить самостоятельно, выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.

Закрепить знания детей о возможностях человека.

4-я не-деля

Занятие № 12

Творческая задача. Рифмовка.

Задачи: дать понятие детям, что мечта рождает проблему. Надо мечтать и решать проблемы.

Учить самостоятельно, находить рифмующиеся слова.

Декабрь

1-я не-деля

Занятие № 13

Описательные рассказы. Анализ литературных произведений.

Задачи: учить детей составлять рассказ о своем будущем.

Учить детей выявлять некоторые закономерности, по которым устроены небылицы.

2-я не-деля

Занятие № 14

Фантастический рассказ.

Задачи: продолжать учить создавать рассказы фантастического содержания.

3-я не-деля

Занятие № 15

Сказка.

Задачи: познакомить детей с некоторыми признаками живой клетки – строительного материала живой ткани.

4-я не-деля

Занятие № 16

Сравнение (загадка, метафоры, оксюмороны).

Задачи: учить самостоятельно, находить рифмованные слова и создавать рифмованные строчки по заданным объектам.

Январь

3-я не-деля

Занятие № 17

Признаки.

Задачи: учить самостоятельно, выделять видовые отличия расте-ний, животных, грибов и микробов.

4-я не-деля

Занятие № 18

Сюжетная картина. Сравнение (метафоры).

Задачи: уточнить понятие живой природы, ее многообразие и общность объектов.

Учить самостоятельно, выделять признаки и их значения у объектов и сравнивать их между собой.

Февраль

1-я не-деля

Занятие № 19

Пересказ. Творческая задача.

Задачи: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, используя для запоминания приемы моделирования.

Учить детей решать творческие задачи.

2-я не-деля

Занятие № 20

Описательные рассказы.

Задачи: учить детей видеть особенности деятельности человека в природе в древности и современном мире.

Продолжать учить составлять рассказы на заданную тему.

3-я не-деля

Занятие №21

Пересказ.

Задачи: обобщать знания детей об основных составляющих неживой природы.

Мотивировать к пересказу текста с использованием опорных сиг-налов.

4-я не-деля

Занятие № 22

Моделирование веществ. Сравнения (загадка, метафоры).

Задачи: дать представление о строении веществ неживой природы.

Научить моделировать твердое, жидкое и газообразное вещество.

Мотивировать их к созданию метафор по предложенной модели.

Март

1-я не-деля

Занятие № 23

Творческая задача. Рифмовка.

Задачи: закрепить умение детей моделировать твердые, жидкие и газообразные вещества и некоторые процессы, с ними происходящие.

Продолжать учить создавать рифмованные тексты.

2-я не-деля

Занятие № 24

Заучивание стихов.

Задачи: уточнить знания детей о свойствах воды.

Продолжать учить моделировать процессы в неживой природе.

3-я не-деля

Занятие № 25

Сравнения (загадка, метафоры, оксюмороны).

Задачи: учить самостоятельно, составлять загадки по разным моделям.

4-я не-деля

Занятие № 26

Картина (портрет). Фантастический рассказ.

Задачи: учить самостоятельно, составлять описательный рассказ по картине, опираясь на схему.

Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения, совершенствования свойств реального объекта.

Апрель

1-я не-деля

Занятие № 27

Рифмовка. Творческая задача.

Задачи: учить детей находить основные назначения рукотворных объектов.

Учить самостоятельно, объяснять наличие отрицательного и положительного значения признака объекта с помощью наводящих вопросов.

2-я не-деля

Занятие № 28

Сказка. Пересказ.

Задачи: учить пересказывать текст, передавая эмоциональное состояние героев.

Учить детей находить аналоги предметов быта в древнем и современном мире.

3-я не-деля

Занятие № 29

Анализ литературных произведений.

Задачи: продолжать учить детей сужать поле поиска по опреде-ленным признакам.

4-я не-деля

Занятие №30

Системный оператор. Описательный рассказ.

Задачи: дать понятие о том, что любой объект является частью системы, учить определять эту систему.

Расширить представления детей о признаках Солнца и изменении их во времени.

Май

1-я не-деля

Занятие № 31

Рифмовка. Составление загадок, моделирование.

Задачи: закреплять умение подбирать рифмованные слова и со-ставлять рифмованные тексты на заданную тему.

Учить детей различать фазы Луны.

2-я не-деля

Занятие № 32

Заучивание стихов. Пересказ.

Задачи: продолжать учить детей узнавать по описанию признаки объектов.

Уточнить представления детей о Солнечной системе.

3-я не-деля

Занятие № 33

Творческая задача. Составление фантастического рассказа.

Задачи: продолжать учить решать творческие задачи по алгоритму.

Продолжать учить составлению фантастического рассказа.

Литература

1. Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллек-туально – речевой подготовки детей 5 – 7 лет к обучению в школе / Апресо-ва, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232с. (Растем умными (Технология ТРИЗ)

Публикации по теме:

Перспективный план работы с детьми педагога-психолога на 2014–2015 учебный год Цель и задачи: - предупреждать возникновение проблем развития ребенка; - оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач.

Рекомендации для воспитателей по составлению рабочих программ. Часть 5: способы проверки результатов освоения программы Способы проверки результатов освоения программы. 1. Указывается график проверки (месяц и название, диагностика, педагогический анализ, срез);.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет «Калейдоскоп»
Опубликовано: 1 октября 2014 в 14:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по интеллектуально-речевому развитию детей 5–6 лет «Калейдоскоп»» (включая файлы) размещена пользователем ВЕРОНИКА МИРОНЧЕНКО (УИ 225962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД