Папки-передвижки

Рабочая программа «Природа и фантазия». (14 фото)

Елена Половинко
Рабочая программа «Природа и фантазия».

Пояснительная записка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

На сегодняшний день развитие творческих способностей детей является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста.

Публикация «Рабочая программа „Природа и фантазия“,» размещена в разделах

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т. д.

Программа очень актуальна и эффективна для развития воображения и фантазии детей, а также творческих способностей.

Программа «Природа и фантазия» носит развивающий характер, направлена на воспитание художественного вкуса, любознательности, развитию поисковой активности, стремлению к новизне, развитию речи и творческого воображения.

Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек - забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Красота и разнообразие природного материала, изготовленные игрушки и поделки собственными руками вызывает яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка.

Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы.

При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.

Занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка.

Цель программы: способствовать формированию творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического отношения к миру, формировать экологическую культуру ребёнка, воспитывать духовно богатую личность развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое чувство, воспитывать трудолюбие, умение любоваться своими работами.

Задачи программы:

развивать ощущение, восприятие, обогащать сенсорный опыт детей;

развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

формировать эстетические чувства: чувства цвета, формы, композиции;

осваивать технологические приёмы и способы обработки природных материалов;

передавать выразительность образа;

использовать материал аккуратно и экономно;

формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

побуждать к творчеству и самостоятельности.

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы 68 часов, которые распределяются следующим образом:

- первый год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 25 минут);

- второй год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 25 минут).

Дидактические принципы построения и реализации программы:

- принцип культуросообразности;

- принципприродосообразности;

- принцип личностно ориентированного подхода;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип интереса;

- принцип естественной радости.

Методы,используемые для реализации программы:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Формы организации работы дошкольников:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе детей. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу дошкольников. Оказывается помощь каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Формы учебных занятий:

- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;

- самостоятельное выполнение конкретного задания;

- экскурсия.

Ожидаемый результат:

– научатся различным приемам работы с природным материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать поделки из природного материала;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, творческое воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

• Проведение выставок детских работ.

Методы оценки результативности программы:

• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика, беседа);

• Результаты продуктивной деятельности детей.

Возраст обучающихся – 5 – 7 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп – 6 – 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки детей. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Учебно-тематический план первого года обучения

№ Тема Количество часов Из них

типовых занятий практических занятий

1 Вводное занятие 1

2 Экскурсия в парк 1

3 «Гуляй,

да присматривайся» 1

4 Аппликация из листьев 11

4,1 «Веселый человечек» 1

4,2 «Домик с садом» 2

4,3 «Тихая заводь» 2

4,4 «Кобра» 2

4,5 «Лисенок» 1

4,6 «Пушистая овечка» 1

4,7 «Белка с орешками» 1

4,8 «Морж» 1

5 Объемная композиция 11

5,1 «Вертолетик» 1

5,2 «Гусеница» 1

5,3 «Индюшка» 1

5,4 «Пчелиный рой» 1

5,5 «Цветочный эльф» 2

5,6 «Олень» 2

5,7 «Шоколадный заяц» 1

5,8 «Филин» 2

6 Объемная композиция из камней 9

6,1 «Слоненок» 2

6,2 «Божья коровка» 2

6,3 «Амулет» 2

6,4 «Древняя крепость» 2

7 «Волшебная выставка» 1

Всего часов 34

Учебно-тематический план второго года обучения

№ Тема Количество часов Из них

типовых занятий практических занятий

1 Открытие кружка

«Природа и фантазия» 1

2 Сбор природных материалов 2

3 Объемная композиция из соломы 8

3,1 «Солнечный человечек» 2

3,2 «Матрена из соломы» 3

3,3 «Соломенный конь" 3

4 Аппликация из листьев 5

4,1 «Кленовая модница» 2

4,2 «Завтрак в гнездышке» 2

4,3 «Ослик» 1

5 Объемная композиция 9

5,1 «Черепаха» 1

5,2 «Паучки» 1

5,3 «Козлик» 2

5,4 «Бабочка» 1

5,5 «Стрекоза» 1

5,6 «Котенок» 1

5,7 «Гномики» 2

6 Поделки из семян 8

6,1 «Ежик» 1

6,2 «Подсолнух» 1

6,3 Панно из семян «Цветы» 2

6,4 Панно из семян «Бабочка» 2

6,5 Панно из семян «Лодочка» 2

7 «Природа и фантазия» (выставка) 1

Всего часов 34

Диагностика усвоения детьми содержания программы «Природа и фантазия».

___

Фамилия, имя ребенка

Критерии оценки

Знает основные названия природных материалов.

Знает правила сбора природных материалов.

Знает основные правила подготовки природных материалов для дальнейшей работы с ними.

Знает названия инструментов и правила работы с ними.

Умеет провести анализ изделия; называет природные материалы из которых выполнено изделие.

Степень усвоения детьми содержания программы кружка.

Усвоил

Частично усвоил

Не усвоил

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие (1час)

Цели, задачи и содержание программы обучения. Оснащение учебного процесса. Правила техники безопасности и личной гигиены.

Тема 2. Экскурсия в парк (1час)

Познакомить детей с работой в кружке «Природа и фантазия». Наблюдать за осенней природой. Беседа о красках осени, о том какие природные материалы знают дети.

Тема 3. «Гуляй, да присматривайся» (1час)

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Сбор природных материалов, подготовка их к хранению. Подготовка листьев для засушивания.

Тема 4. Аппликация из листьев (11 часов).

«Веселый человечек» (1 час).

Программное содержание:Беседа с детьми «Наше настроение». Дидактическая игра «Покажи свое настроение». Знакомство с правилами работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, черный фломастер, иллюстрации.

Ход работы:

1. Подберите подходящий лист для изображения головы.

2. Разрежьте лист каштана (иллюстрация).

3. Намажьте листья клеем и расположите на листе-основе в нужном порядке.

4. Положите картину под пресс.

5. Наклейте глазки, нарисуйте улыбающийся ротик.

Методические приемы: Рассматривание иллюстрации с изображением веселого человечка. Знакомство с техникой работы с сухими листьями. Самостоятельная работа по замыслу. Коллективный анализ работ.

«Домик с садом» (2 часа).

Программное содержание:Беседа «Дом, в котором я живу». Вспомнить названия цветов, где они растут. Загадки про цветы. Дидактическая игра «Цветочный магазин». Закрепление правил работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, палочки, черешки, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, иллюстрации с изображением домов.

Ход работы:

1. Из бумаги вырежьте квадрат или прямоугольник и наклейте его в центр листа-основы.

2. От кленового листа отрежьте верхушку – получится крыша домика.

3. Наклейте крышу, домик, кроны деревьев и детали окна, а затем положите картину под пресс.

«Тихая заводь»(2 часа).

Программное содержание:Рассказ о том, что такое «заводь». Рассматривание готовых аппликаций из сухих листьев и иллюстраций. Чтение стихов о цветах. Дидактическая игра «Узнай и назови». Закрепление правил работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, сухие лепестки и бутоны цветов, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, иллюстрации цветов.

Ход работы:

1. Скопируйте шаблоны листьев кувшинки.

2. Из листьев зеленого цвета вырежьте несколько листьев кувшинок.

3. Подберите лепестки и бутоны, из которых можно составить цветущие кувшинки.

4. Приклейте листья и цветы на картон-основу.

5. Положите картину под пресс.

«Кобра»(2 часа).

Программное содержание:Загадка про змею. Рассказ о змеях, о том какие бывают змеи. Отработка навыков работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, сухие лепестки анютиных глазок, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, иллюстрации змей, простой карандаш.

Ход работы:

1. На обратную сторону листьев нанесите клей и расположите их на альбомном листе так, чтобы они лежали как можно ближе друг к другу.

2. Положите лист под пресс, чтобы листья надежно приклеились к бумаге и образовали единое полотно.

3. Скопируйте шаблоны туловища и головы.

4. Деталь головы вырежьте из бумаги, а туловище сделайте из листа с наклеенными листьями. Для этого шаблон туловища нужно приложить к обратной стороне «полотна», обвести простым карандашом и аккуратно вырезать.

5. Подберите лист, который изобразит раздувшуюся шею.

6. Из лепестков анютиных глазок вырежьте «очки».

7. Туловище, шею, голову и «очки» приклейте на лист-основу.

8. Положите картинку под пресс.

9. Приклейте глаза.

«Лисенок»(1 час).

Программное содержание:Загадки про животных леса. Чтение стихотворения «Лисенок». Дидактическая игра «Четвертый лишний». Выставка готовых детских работ.

Материалы и инструменты: Сухие листья, черешки листьев, ножницы, клей ПВА, бумага, картон.

Ход работы:

1. Разрежьте небольшой кленовый лист, как показано на рис. Чтобы получилась мордочка, отрезанный кусочек приложите к нижней части листа.

2. Небольшие резные листики разрежьте пополам вдоль вертикальной оси – получились верхние части лап.

3. Из большого рыжего листа вырежьте туловище.

4. Подберите большой овальный лист для изображения хвоста.

5. Приклейте детали головы, туловище. Хвост и верхние части лап на картон-основу. Положите картину под пресс.

6. Наклейте черешки, которые изобразят нижние части лап. Наклейте глазки.

«Пушистая овечка»(1 час).

Программное содержание:Чтение стихотворения «Овечка». Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери».

Материалы и инструменты: Сухие листья, черешки листьев, ножницы, клей ПВА, бумага, картон.

Ход работы:

1. Нарисуйте на листе-основе форму туловища овечки.

2. Подберите небольшие листики, напоминающие ушки, и лист овальной формы для изображения морды. Также вырежьте круглый носик из темного листа.

3. Уши, морду и нос приклейте на лист-основу. Положите картинку под пресс.

4. Подберите 4 черешка, изображающих лапы, и приклейте их к основе.

5. Раскрошите сухой лист на мелкие кусочки.

6. Нанесите тонкий слой клея в пределах контура туловища и насыпьте на него кусочки листьев.

7. После высыхания клея лишние крошки стряхните.

8. Наклейте глазки.

«Белка с орешками»(1 час).

Программное содержание:Пальчиковая гимнастика «звери». Чтение стихотворения «Белка». Загадки о животных. Отработка навыков работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, семена клена, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, фломастер, двусторонний скотч.

Ход работы:

1. На сухом листе нарисуйте туловище белки и вырежьте его.

2. Подберите небольшие листики, напоминающие ушки, и лист в форме беличьего хвоста.

3. Приклейте детали белки. Положите картинку под пресс.

4. Приклейте слева от белки двусторонний скотч и на нем закрепите орешки (кленовые крылатки).

«Морж»(1 час).

Программное содержание:Рассказ о том, кто такой морж, где живет это животное. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихов. Выставка готовых детских работ.

Материалы и инструменты: Сухие листья, ножницы, клей ПВА, бумага, картон.

Ход работы:

1. Вырежьте из бумаги голову и клыки моржа.

2. Подберите небольшие листики, которые изобразят ласты, и большой овальный лист, похожий на туловище.

3. Приклейте детали моржа. Положите картинку под пресс.

4. Раскрошите сухой лист на мелкие кусочки и уложите их на намазанную клеем нижнюю часть морды.

5. После высыхания клея лишние крошки стряхните.

6. Наклейте глазки.

Тема 5. Объемная композиция (10 часов).

«Вертолетик»(1 час).

Программное содержание:Беседа о правилах работы с шишками, каштанами, желудями и т. д., о том как изготавливаются объемные композиции. Дидактическая игра «Угадай, что в руке».

Материалы и инструменты: плод каштана, ветка дерева, крылатки клена, пластилин, ножницы.

Ход работы:

1. Разрежьте кленовые крылатки на лопасти и шарики.

2. Нанесите пластилин на серую область каштана и расположите 4 кленовых шарика в виде колес.

3. К кончику ветки дерева с помощью пластилина присоедините целую кленовую крылатку и 2 лопасти, чтобы получился задний винт.

4. Соедините хвост вертолета с корпусом.

5. На верх корпуса вертолета налепите пластилин и установите главный винт, состоящий из тех же элементов, что и задний.

«Гусеница»(1 час).

Программное содержание:Беседа о том, как из гусеницы превращается бабочка. Загадки. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Материалы и инструменты: плоды каштана, ветка дерева, пластилин, самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. Соедините между собой плоды каштана с помощью пластилина.

2. Налепите на 2 небольшие веточки пластилин и прикрепите их к голове – они изобразят рожки.

3. Укрепите пластилиновый ротик.

4. Установите глазки.

«Индюшка»(1 час).

Программное содержание:Чтение стихотворений о домашних птицах. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери». Выставка готовых детских работ.

Материалы и инструменты: шишка, крылатка ясеня, грецкий орех, кусочки коры,пластилин, самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. Укрепите несколько крылаток в широком основании шишки.

2. Присоедините грецкий орех к шишке с помощью пластилина.

3. Вылепите из пластилина клювик и вместе с глазками установите на голове.

4. Хохолок можно сделать из коры или тонких веток.

«Пчелиный рой»(1 час).

Программное содержание: Беседа с детьми о пчелах и их пользе для человека. Чтение стихотворения о пчелах. Загадка о пчеле. Отработка навыков работы с шишками, каштанами, веточками и др. природными материалами. Пальчиковая игра «Улей».

Материалы и инструменты: желуди, тонкие ветки, крылатки ясеня, тонкая кисть, черная краска, пластилин, самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. Нарисуйте на желудях тонкие черные полоски, чтобы получилось полосатое тело пчелы.

2. На кончики желудей налепите немного пластилина, чтобы укрепить тонкие короткие веточки, изображающие пчелиные жала.

3. С помощью пластилина на каждый желудь укрепите по 2 ясеневые крылатки.

«Цветочный эльф»(2 часа).

Программное содержание:Рассказ о сказочных героях – эльфах. Беседа с детьми о том, какими они представляют себе эльфов.

Материалы и инструменты: толстый черешок листа, сухой лист, сухие лепестки календулы, желудь, ножницы, клей ПВА, крылатки клена или ясеня, тесьма, черная краска, тонкая кисточка.

Ход работы:

1. Ножницами расщепите черешок листа, чтобы получилась деталь туловища с ногами.

2. Удалите с желудя шляпку и к его верхушке приклейте несколько мелких лепестков или листьев, которые изобразят прическу.

3. Из сухого листа вырежьте платье треугольной формы.

4. С помощью пластилина на туловище прикрепите платье, голову и крылышки.

5. На шею повяжите ленточку, нарисуйте точки-глазки.

«Олень»(2 часа).

Программное содержание:Чтение рассказа В. Бирюкова «Олененок». Отработка навыков работы с шишками, каштанами, веточками и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: раскрытая шишка, палочки, кусочки коры, желудь, ножницы, клей ПВА, пластилин, прищепка,самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. На раздвоенную ветку (рога) укрепите шляпку желудя, наполнив ее пластилином. Получилась мордочка. В центр мордочки поместите крошечный пластилиновый шарик-нос.

2. Соедините голову и туловище с помощью пластилина.

3. Подберите 4 палочки одинаковой длины и на их концах укрепите пластилиновые шарики.

4. Воткните палочки в туловище. У оленя появились ноги.

5. Установите глазки.

«Шоколадный заяц»(1 час).

Программное содержание: Загадка про зайца. Чтение стихотворения о зайце. Чтение рассказа «Белая шубка». Г. Скребицкий (беседа по содержанию).Пальчиковая игра «Зайцы».Отработка навыков работы с шишками, каштанами, веточками и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: плоды каштана, финиковые косточки, семена, пластилин,самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. На каштан-голову в места, где находятся щеки и макушка, налепите пластилин.

2. Вдавите в пластилин семена, сверху установите косточки-ушки.

3. На каштан-туловище налепите пластилиновый шарик-хвостик и украсьте его мелкими семенами.

4. С помощью пластилина укрепите под туловищем 2 косточки финика – лапки зайца.

5. Установите глазки, вылепите и укрепите носик и язычок.

«Филин»(2 часа).

Программное содержание:Чтениерассказа «СОВА» Е. Чарушин (беседа по содержанию). Загадка. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери».Пальчиковая игра «Филин».Отработка навыков работы с шишками, каштанами, веточками и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: перья, грецкий орех, пластилин, самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. Вылепите из пластилина туловище совы.

2. Укрепите перья на туловище.

3. К ореху с помощью пластилина прикрепите глазки, предварительно подложив под них мелкие перья.

4. Вылепите из пластилина клюв и прикрепите его к голове.

Тема 6. Объемная композиция из камней (9 часов).

«Слоненок» (2 часа).

Программное содержание: Загадка про слона. Дидактическая игра «Да-нет». Учить выполнять композиции из камней.

Материалы и инструменты: галька, пластилин, камешки разных размеров, сухие водоросли, самоклеящиеся глазки.

Ход работы:

1. Подберите камни, похожие на лапы, уши, туловище, хобот и голову слона.

2. Перемешайте черный и белый пластилин, чтобы получилась масса серого цвета.

3. На туловище налепите 4 пластилиновых шарика и вставьте в них лапы.

4. Присоедините уши и хобот к голове с помощью пластилина.

5. Соедините голову и туловище с помощью пластилина.

6. На кусочек водорослей налепите пластилиновый шарик и соедините хвост с туловищем.

7. Укрепите глазки.

«Божья коровка»(2 часа).

Программное содержание: Беседа о насекомых. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…». Учить выполнять композиции из камней.

Материалы и инструменты: галька,камешки разных размеров, кисточка, краски, карандаш.

Ход работы:

1. Подберите камень, соответствующий туловищу божьей коровки.

2. Вымойте его.

3. Нанесите карандашом на камне изображение божьей коровки.

4. Аккуратно раскрасьте выполненный эскиз.

5. После высыхания краски, вскройте все лаком.

«Амулет»(2 часа).

Программное содержание: Рассказ о том, что такое амулет и для чего он предназначен. Отрабатывать навыки работы скамнями.

Материалы и инструменты: галька, камешки разных размеров, кисточка, краски, карандаш.

Ход работы:

1. Подберите подходящий для амулета камень.

2. Вымойте его.

3. Нанесите карандашом на камне изображение, которое соответствовало бы амулету.

4. Аккуратно раскрасьте выполненный эскиз.

5. После высыхания краски, вскройте все лаком.

«Древняя крепость»(2 часа).

Программное содержание: Рассказ о том, что такое крепость и для чего она предназначалась. Отрабатывать навыки работы с камнями.

Материалы и инструменты: галька, камешки разных размеров, пластилин, скалка для лепки, зубочистка, кусочек ткани, небольшая наклейка, клей ПВА.

Ход работы:

1. Скалкой раскатайте полотно из пластилина толщиной не менее 1 см.

2. Соедините полотно в трубу – получится башня.

3. Облепите башню мелкими камешками.

4. К зубочистке приклейте кусочек ткани или цветной бумаги. Получившийся флажок украсьте наклейкой.

5. Затем нужно изготовить крепостные стены, которые делаются так же, как и башня.

«Волшебная выставка»(1 час).

Программное содержание: подвести итоги работы кружка за год. Организовать выставку всех детских работ. Пригласить на выставку родителей. Вручить ребятам награды (самый аккуратный, самый трудолюбивый, самый активный и т. д.).

Второй год обучения.

Тема 1. Открытие кружка «Природа и фантазия» (1час)

Программное содержание:Познакомить детей с особенностями работы кружка «Природа и фантазия». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными природными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Тема 2. Сбор природных материалов (2 часа).

Программное содержание:Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «Угадай дерево по картинке». Сбор природных материалов, подготовка их к хранению. Подготовка листьев для засушивания.

Тема 3. Объемная композиция из соломы (7 часов).

«Солнечный человечек» (2 часа).

Программное содержание:Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с игрушкой из соломы (почему она названа «солнечный человечек»). Пальчиковая гимнастика «Колосок». Учить работать с соломой.

Материалы и инструменты: солома, тонкая тесьма, клей «Момент», нитки, ножницы, кисть.

Ход работы:

1. Согните пучок соломы пополам. Сформируйте голову (свяжите нитками).

2. Вставьте пучок соломы и сформируйте руки (свяжите нитками).

3. Из нижней части соломы сформируйте ноги (свяжите нитками).

4. Из небольшого пучка соломы сделайте прическу (приклейте клеем.

5. Выполните из тесьмы глаза, рот, нос. Приклейте их.

«Матрена из соломы»(3 часа).

Программное содержание: Беседа о том, какой ребята представляют себе Матрену. Дидактическая игра «Да-нет». Пальчиковая гимнастика «Колосок». Отрабатывать навыки работы с соломой.

Материалы и инструменты: солома, тонкая тесьма, клей «Момент», нитки, ножницы, кисть, кусочки ткани, игла.

Ход работы:

1. Согните пучок соломы пополам. Сформируйте голову (свяжите нитками).

2. Вставьте пучок соломы и сформируйте руки (свяжите нитками).

3. Из нижней части соломы сформируйте ноги (свяжите нитками).

4. Из небольшого пучка соломы сделайте прическу (приклейте клеем.

5. Выполните из тесьмы глаза, рот, нос. Приклейте их.

6. Сшить одежду для матрены.

«Соломенный конь" (3 часа).

Программное содержание: Загадка о коне. Чтение стихотворений о лошадях. Чтение произведения Ю. Дмитриев «ЖЕРЕБЯТА И ЩЕНЯТА»(отрывок). Отрабатывать навыки работы с соломой.

Материалы и инструменты: солома, тонкая тесьма, клей «Момент», нитки, ножницы, кисть, игла, 2 бусины.

Ход работы:

1. Согните пучок соломы пополам.

2. Верхнюю часть перевяжите нитками.

3. Далее согните верхнюю часть и перевяжите нитками – получилась голова коня.

4. Затем соломку разделите на 2 части и перевяжите каждую, получились ноги коня.

5. Затем возьмите еще пучок соломы и привяжите его посредине передней части туловища лошади.

6. Согните пучок соломы пополам.

7. Верхнюю часть перевяжите нитками.

8. Затем соломку разделите на 2 части и перевяжите каждую, получились задние ноги коня.

9. Для того чтобы выполнить гриву, возьмите небольшие пучки соломы, пополам и привяжите их к шее.

10. Затем выполните глаза.

Тема 4. Аппликация из листьев (5 часов).

«Кленовая модница»(2 часа).

Программное содержание: Беседа с детьми «Что такое мода?». Сюжетно-ролевая игра «Показ мод». Вспомнить правила работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, сухой цветок, черешки, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, черный фломастер, иллюстрации.

Ход работы:

1. Разрежьте лист овальной формы пополам: из половинки листа получится юбка.

2. Кленовый лист намажьте клеем и расположите в центре картонного листа. Черешок листа – это шея, а сам лист – лиф платья.

3. На лиф наклейте юбку, на шею – кленовый лист-голову.

4. Из пятнистого листа вырежьте полукруглую сумочку и наклейте ее ниже рукава.

5. Подберите черешки для рук, ног и ручки сумки. Приклейте их в нужные места.

6. Вырежьте из бумаги лицо и приклейте его поверх прически.

7. Наклейте сухой цветок-брошь и глазки, нарисуйте фломастером улыбающийся ротик.

«Завтрак в гнездышке»(2 часа).

Программное содержание: Чтение потешек о птицах. Загадки о птицах. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери». Чтениерассказа «ПТИЧЬЯ КЛАДОВАЯ» (В. Сухомлинский). Отработка навыков работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, толстая палочка, тонкие ветки, березовая сережка, двусторонний скотч, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, черный фломастер, иллюстрации птиц.

Ход работы:

1. Для изображения лапок птицы потребуется растение с тройчатыми листьями (трилистник).

2. Приклейте большой овальный лист-туловище, лист-крыло и лапки на лист-основу. Положите картину под пресс.

3. Намажьте толстую палочку клеем и расположите под лапками.

4. Когда палочка надежно приклеится к картону, над ее выступающим концом приклейте двусторонний скотч. На верхний клеящийся слой уложите тонкие сухие ветки.

5. Из листьев вырежьте круглые птичьи головы (1 большую и 3 поменьше) и 4 клюва, по форме напоминающих флажки. Наклейте детали на картон.

6. Намажьте клеем березовую сережку и поместите ее в клюв большой птицы.

7. Наклейте птичкам глазки.

«Ослик» (1 час).

Программное содержание: Загадка. Чтение стихотворения «Ослик».

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»Отработка навыков работы с сухими листьями.

Материалы и инструменты: Сухие листья, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, самоклеящиеся глазки, иллюстрации.

Ход работы:

1. Разрежьте кленовый лист, как показано на иллюстрации. Центральная часть потребуется для изображения ушей.

2. На лист-основу наклейте большой овальный лист-морду, а на него приклейте уши.

3. Из бумаги вырежьте деталь, по форме напоминающую треугольник с закругленными углами, и наклейте ее в нижнюю часть морды.

4. Из темных сухих листьев вырежьте 2 кружка-ноздри.

5. Подберите небольшой листик, который изобразит прическу, намажьте его клеем и расположите у основания ушей. Положите картину под пресс.

6. Наклейте глазки.

Тема 5. Объемная композиция (9 часов).

«Черепаха»(1 час).

Программное содержание: Чтение стихотворения о черепахе. Загадка.

Дидактическая игра «Воздух, земля, вода». Пальчиковая игра «Черепаха».Вспомнить правила работы с шишками, желудями, каштанами, грецкими орехами и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: грецкий орех, пластилин, цветной картон, ножницы.

Ход работы:

1. На скорлупе с помощью пластилина сделайте пятна разных оттенков коричневого цвета.

2. Далее из зеленого пластилина выполните туловище, лапы, хвост и голову черепахи.

3. После чего прикрепите все детали туловища к скорлупе.

4. Из пластилина выполните глаза и рот черепахи.

«Паучки»(1 час).

Программное содержание: Загадка. Пальчиковая игра «Паучок».

Дидактическая игра «Да-нет». Отрабатывать умение работать с шишками, желудями, каштанами, грецкими орехами и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: 2 крупных каштана, 1 плюска, маленькие веточки, пластилин, клей, шило.

Ход работы:

1. В каштане с боковых сторон сделайте 6 отверстий для ножек.

2. Смазав отверстия клеем, вставьте в них веточки.

3. Прикрепить ножки можно и с помощью пластилина.

4. Из плюски желудя выполните шляпку для паучка и оформите ее цветным пластилином.

5. Из пластилина сделайте глаза и рот для паучка.

«Козлик»(2 часа).

Программное содержание: Чтение стихотворения про козлика. Загадка. Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери». Пальчиковая игра «Два козленка». Отрабатывать умение работать с шишками, желудями, каштанами, грецкими орехами и др. природными материалами.

Материалы и инструменты: грецкие орехи, пластилин, шило, спички, ножницы.

Ход работы:

1. Для головы козлика возьмите небольшой грецкий орех, а для туловища – орех покрупнее.

2. Выполните в каждом орехе по 1 отверстию.

3. Соедините туловище и голову с помощью спички и пластилина.

4. Для ног сделайте 4 отверстия в орехе-туловище.

5. Вставьте в подготовленные отверстия спички с помощью пластилина.

6. Затем из пластилина выполните мордочку, рога и глаза.

«Бабочка»(1 час).

Программное содержание: Чтение стихотворения про бабочку. Пальчиковая игра «Бабочка». Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Все поделки объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек».

Материалы и инструменты: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы, листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка, салфетка.

Ход работы:

1. На боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) нанесите тонкий слой пластилина или клея.

2. Листья-крылья плотно сожмите у основания и присоедините к туловищу.

3. Головку бабочки сделайте из свежего плода шиповника.

4. В него вставьте усики из веточек или тонкой проволоки и соедините с туловищем.

«Стрекоза»(1 час).

Программное содержание: Чтение стихотворения про стрекозу. Загадка. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Выставка детских работ.

Материалы и инструменты: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока или зорянки; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы:

1. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову.

2. Из семян яблока или зорянки сделать глаза и расположить их в верхней части головы.

3. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади.

4. Крылья стрекозы — крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка.

5. Усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

«Котенок»(1 час).

Программное содержание:Чтение стихотворения «Котенок». Дидактическая игра «Четвертый лишний». Пальчиковая игра «Котята».

Материалы и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы:

1. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы.

2. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои.

3. Из двух острых чешуек еловой шишки сделать уши.

4. Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички.

5. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.

«Гномики»(2 часа).

Программное содержание: Беседа с детьми о том, кто такие гномики. Какими они себе представляют их. Дидактическая игра «Бывает-не бывает». Придумать с ребятами сказку про гномиков.

Материалы и инструменты: шишки, желуди, маленькие веточки, цветная бумага, пластилин, ножницы, карандаш.

Ход работы:

1. Аккуратно склейте 2 шишки с помощью пластилина – получилась голова и туловище.

2. К нижней шишке (туловищу) с помощью пластилина приклейте половинки желудя – получились ноги.

3. С помощью пластилина приклейте веточки-ручки.

4. Затем из цветного пластилина выполните глаза и рот.

5. Украсить гномиков можно, вырезав из цветной бумаги забавный колпак или бусы.

Тема 6. Поделки из семян (8 часов).

«Ежик»(1 час).

Программное содержание: Загадка про ежика. Чтение стихотворения про ежика. Пальчиковая игра «Еж». Учить ребятам навыкам работы с семенами.

Материалы и инструменты: семена подсолнечника, пластилин, основа-туловище из картона.

Ход работы:

1. Взять основу-туловище ежика.

2. Аккуратно на всю основу нанести пластилин тонким слоем.

3. Аккуратно на всю основу прикрепить семена-иголки.

4. Из другого цвета пластилина сделать глазки.

«Подсолнух»(1 час).

Программное содержание: Загадка. Дегустация продукции из семян подсолнуха (козинаки, халва). Беседа о том, что изготавливают из семян подсолнечника. Пальчиковая игра «Солнышко».

Материалы и инструменты: семена подсолнечника, пластилин, основа из картона, сухие листья.

Ход работы:

1. Взять основу подсолнуха (круг из картона).

2. Аккуратно на всю основу нанести пластилин тонким слоем.

3. Аккуратно на всю основу прикрепить семена.

4. По краям основы прикрепить небольшие сухие листья – лепестки подсолнуха.

Панно из семян «Цветы»(2 часа).

Программное содержание: Загадки про цветы. Дидактическая игра «Цветочный магазин».Отрабатывать навыки работы с семенами.

Материалы и инструменты: картон, семена тыквы, семена арбуза, пластилин, семена дыни, кофейные зерна, фасоль, семена крылатки, клей.

Ход работы:

1. Из пластилина вылепите серединки цветов, прикрепите их к бумаге.

2. Лепестки сделайте из семян тыквы, арбуза и дыни, воткнув их в пластилин.

3. Фасоль и семена крылатки прикрепите к бумаге с помощью клея.

4. Из кофейных зерен сделайте жучков, закрепив их на лепестках цветов с помощью пластилина или клея.

Панно из семян «Бабочка»(2 часа).

Программное содержание:Чтение стихотворения про бабочку. Пальчиковая игра «Бабочка». Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает».

Материалы и инструменты:картон, семена тыквы, клей, цветная бумага, ножницы, акварельные краски.

Ход работы:

1. Тело и головку бабочки вырежьте из цветной бумаги и наклейте на картон.

2. Положите картину под пресс.

3. Наметьте карандашом контуры крыльев.

4. Крылья выложите из семян тыквы, приклеивая их близко друг к другу.

5. Из тыквенных семян выполните рамку панно.

6. Акварельными красками дорисуйте детали панно (глазки и усики бабочки, узоры на крыльях).

Панно из семян «Лодочка»(2 часа).

Программное содержание: Беседа с детьми о том, что если бы они были мореплавателями куда бы они хотели отправиться. Дидактическая игра «Да-нет». Отрабатывать навыки работы с семенами.

Материалы и инструменты: семена подсолнечника и арбуза, зерна кукурузы, пшено, картон, карандаш, клей.

Ход работы:

1. Наметьте на листе картона контуры будущего парусника.

2. Смазывая отдельные участки клеем, посыпайте их зернами, семенами и пшеном.

3. Вы можете сделать парус из пшена, а корпус – из зерен кукурузы.

4. Красивые волны получатся из семян арбуза и подсолнечника.

Тема 7.«Природа и фантазия» - выставка(1 час).

Программное содержание: подвести итоги работы кружка. Организовать выставку всех детских работ. Пригласить на выставку родителей. Вручить ребятам награды (самый аккуратный, самый трудолюбивый, самый активный и т. д.).

Рабочая программа «Природа и фантазия».
Фото «Природа и фантазия»
Рабочая программа . - фото
Фото №1 Пояснительная записка Фото №2 Способность к творчеству отличительная черта человека благодаря которой он может жить в единстве с природой создавать не нанося вреда приумножать не разрушая Фото №3 Психологи и педагоги пришли к выводу что раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве залог будущих успехов Фото №4 На сегодняшний день развитие творческих способностей детей является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста Фото №5 Программы образовательные основные и дополнительные Программа очень актуальна и эффективна для развития воображения и фантазии детей а также творческих способностей Фото №6 Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой воспитания бережного заботливого отношения к ним а также формирует первые трудовые навыки Фото №7 Изготовление игрушек и разных поделок труд кропотливый интересный необычный и очень приятный Фото №8 В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения развивается художественно эстетический вкус Фото №9 Все это важно для подготовки руки к письму к учебной деятельности к школе Фото №10 Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка на развитие его мышления Фото №11 Дети рассматривают обследуют природный материал анализируют его структуру сравнивают
Публикации по теме:

Программа кружка по ручному труду и конструированию «Мастерилка» .

Развитие творческого потенциала-техника квиллинга.Развитие творческого потенциала-техника квиллинга. Стремление к творчеству-замечательная черта человечества присущая с древних времен. Этим искусством занимались с очень давних пор. Оно пришло.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Природа и фантазия».
Опубликовано: 10 марта 2013 в 11:06
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 123.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД