ТАТЬЯНА КУДРЯШОВА
Программа дополнительного образования «Театр»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЕАТР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театр-один из самых демократичных видов искусств для детей. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованная деятельность польхзуется у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как в во время игры дети чувствуют себя раскованно, свободно и естественно.
Публикация «Программа дополнительного образования „Театр“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Актуальность
Занятия театрализованной деятельнстью ориентированы на всестронее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлены на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основаны на психологических особенностях развития младших школьников.
В театрализованной деятельности ребенок не только получает информацию об окружаеющем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни людей, зарождает стремление самомоу нести в жизнь прекрасное и доброе.
На занятиях дети знакомятся не только с содержанием произведением, воссоздает образы, но и учится глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, памяти, речи и всех видов детского творчества, развивает желание участвовать в совместной работе над спектаклем, передавать характеры героев, упражняться в выразительности, эмоциональном чтении и рассказывании, укрепляет чувство уверенности в себе как в личности, наделяет себя способами познания, средствами общения.
Цели и задачи программы
Цели: Обогащать художественно-эстетическое образовани детей;
решать многие проблемы совеременной педагогики и психологии.
Задачи: 1. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства;
2. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,используя импровицзации (игровые, театральные);
3. Формировать эстетический вкус;
4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, инициативность и выдержку, фантазию;
5. Развивать коммуникативные качества личности. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношении со сверстниками;
6. Активировать и уточнять словарь, расширять словарный запас, умение использовать слова точно по смыслу;
7. Отрабатывать дикцию, интонацию, выразительность речи, культуру речевого общения;
8. Развивать умение владеть свои телом, способность создавать образы героев через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики;
9. Формировать умение, составлять, сочинять небольшие рассказы, сказки, стихи, загадки;
10. Создавать положительный эмоциальный настрой, снимать напряженность и конфликтность через игру формировать взаимоотношения, сотрудничество и взаимопощи, воспитывать гуманные чувства;
11. Формировать представление и честности, справедливости,доброте;
12. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников,героев художественной литературы;
13. Воспитывать зрительскую культуру.
Основные направления работы с детьми
1. Основы театральной культуры
Познакомить с понятием «Театр»-как исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку; профессиональной терминологией театрального искусства; видами театров, основами актерского мастерства, культурой зрителя.
2. Культура, техника и выразительность речи
Разыгрывать пантомимы, имитации движений; игры; упражнения; скороговорки, чистоговорки. Учить сочинять небольшие рассказы, сказки, загадки, стихи. Выразительно их произносить, с различной силой голоса, темпом, разной интонацией, выражающей чувства; пополнять словарный запас; чувствовать, красоту русского языка.
3. Театрализованная игра
Разыгрывать небольшие сказки, этюды, сценки из басен, стихотворений, сказок, потешек. Учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться в соответствии с действием спектакля, строить диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова героев, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к специфическому искусству, воспитывать нравственно-этические качества.
4. Работа над спектаклем
Знакомить с пьесой, сказкой, работа над содержанием, понимать характеры героев, начиная о этюдов к рождению спектакля. Побуждать к активному творческому участию, находить свой индивидуальный образ, выражать эмоциональное состояние героев. Воспитывать доброжелательность. Коммуникативность со сверстниками.
Учебно-тематический план
«Здравствуй, театр!»
Название темы
Теория
Практика
Всего
1. Вводное занятие. Рассказ о создании театрального кружка, о планах, расписании, требованиях. Знакомство детей. Игры, направленные на сближение коллектива («Назови имя», «Веселые шаги», «Кто следующий», «Путешествие»)
1
1
2
2. История театра, понятие «Театр». Вспомнить и проинсценировать сказку «Теремок»
2
2
4
3. Знакомимся с творческими возможностями детей, изучить жизненный опыт. Чтение басни, стихотворения. Работа над дикцией:
-чистоговорки
-скороговорки
-темп речи
1
3
4
4. Изучить приемы импровизации
-по условию «Создай образ»
-с помощью музыки.
Разыгрываем сказку «Репка», этюды
2
4
6
5.«Закон зрителя» (расположение на площадке). Разминка «Крокодил»-загадать слово, пользуясь жестами и мимикой. Игра «Фото»-один участник садится в позу, второй фотограф. «Смешная фотография»
1
1
2
Работа над новым спектаклем сказки «Морозко»
6 Ознакомление и обсуждение сценария сказки «Морозко». Распределение ролей. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой.
1
1
2
7 Изучение ролей. Развивать умение охарактеризовать образ.
1
1
2
8 Работа над дикцией, интонацией (в ролях)
1
1
2
9 Изучить приемы импровизации
1
1
2
10. Актерское мастерство. Работа над ролью. Учимся строить диалог.
1
1
2
11. Умение передавать эмоциональное состояние героев.
1
1
2
Название темы
Теория
Практика
Всего
11. Развитие памяти, внимания, воображения. Работать над техникой речи.
12. Развивать способности детей искренне верить в воображаемое, умение перевоплощения.
1
1
2
13. Воспитывать инициативность и выдержку. Работа над согласованностью действий детей, работать над выразительностью и подлинностью поведения в сценических условиях.
___
3
3
Премьера театрализованного представления
___
1
1
14. Вспомнить и обсудить пьесу «Морозко», проанализировать игру по ролям. Развивать видение себя со стороны, давать объективную оценку, воспитывать доброжелательность, коммуникативность со сверстниками. Проиграть понравившиеся отрывки.
1
2
3
15. Искусство перевоплощения «если бы»-самое великое мастерство. (Актеры и роль) «Огромный, красивый аквариум», мы- рыбки (этюд, звери, птицы. Игра «Зеркало»-изображаем удивление, страх, презрение, ярость, сердитость, радость. Этюд «Получил пятерку за контрольную»-
(пантомима)
1
2
3
16. Совершенствовать умение детей логично и выразительно передавать сказку. Учимся коллективно сочинять сказку, по очереди добавляя свое предложение. Упражнения: «Окаменели», «На поляне собираем ягоды в лукошко, комары, жарко, ветерок, начинается дождь, ливень». Игра «Охотник»-за спиной передавать шарик, ведущий говорит: «Руки вверх-
успеть передать быстро, осторожно.»
1
2
3
Название темы
Теория
Практика
Всего
17. Сочинять этюды с придуманными обстоятельствами. Упражнение «Контакт»-рисуем пальцем на спине- отгадывать что. Убедить всех, что в комнате темно». Этюд. Движения рыбы, птицы, звери. Игра «Испорченный телефон»
1
2
3
18. Игры и упражнение «Заводная кукла», «Узнай персонаж сказки», «Японская машинка»-прыгают все как столбики, пишем цифры от 10 до 1.
1
1
2
19. Игра «Таинственный шарик»-быстро и осторожно передаем за спиной угадывает»-тот водит, у кого обнаружится шарик-развитие ассоциативного мышления. Скороговорки- обогащение словарного запаса.
1
1
2
Работа над новым спектаклем сказка «Репка»
Вспоминаем содержание обсуждаем сценарий, распределяем роли, обсуждаем характеры героев
1
1
2
Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки, которых будут звучать в спектакле в обсуждении. Проверка текста.
1
1
2
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведение героев по сюжету
1
1
2
Продолжать формировать произношение, выразительность, эмоциональность речи. Репетиция этюдов сказки.
1
3
4
Театральная игра : «Гипнотезер»». Упражнение «Изобрази настроение».Скороговорки, пословицы «Продолжи фразу» и т. д
1
1
2
Основа театральной культуры
-рассказать о видах театрального искусства
Продолжить репетировать сцены из спектакля
1
3
4
Игры и упражнения «Эхо», «Подскажи словечко». Игры-превращения: «Буратино», «Незнайка» и т. д.
1
1
2
Репетиция всего спектакля с костюмами, декорациями, муз. сопровождением
4
4
Премьера спектакля «Репка» (на новый лад)
2
2
Заключительная беседа
1
1
2
Обсуждаем показ, проигрываем любимые места
2
2
Всего по программе за год : 79 часов
Особенности организации образовательного процесса
Данная программа дополнительного образования рассчитана на реализацию в течение года, создавалась и корректировалась в течении 2-х лет.
Группа для занятий в кружке состоит из 10-12 человек.
Учебно-тематический план составляет 72 часа, по 2 часа в неделю.
Театральные занятия не сводятся только к подготовке выступлений, а выполняют познавательную, развивающую и воспитательную функцию.
В конце каждого полугодия проводится итоговое занятие в виде постановки сказки. Итоговые занятия позволяют выявить у детей умения и навыки, которых они достигли за определенный период работы, получить оценку со стороны зрителей, родителей, учителей.
Список литературы:
1. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. Лаптева Г. В. ,Творческий центр, Санкт-Петербург 2011г., «Сфера»
2. Театральная палитра Программа художествнно-эстетического воспитания Гончарова О. В., Карташова М. Г., Красева А. Р., Мирочиненко С. А., Набокова В. В., Шахина Ю. А., Юшкова Н. А., Т. Ц. «Сфера» Москва 2010г.
4. Интеллектуально-познавательные мероприятия «Театральная гостиная 1-4 классы»
5. Театр-студия в современной школе, С. Ю. Кидин, изд. «Учитель»
6. Актерский тренинг для детей (4-14 лет), Москва АСТ, Астрель, Полиграф издат,2011г, И. Феофанова
7. Сказка в гости к нам идет. Академия развития, Ярославль, В. М. Пашина 2005г.