Папки-передвижки

Программа клуба по интересам «Умные пальчики» (графическое письмо)

Галина Сафонова
Программа клуба по интересам «Умные пальчики» (графическое письмо)
▼ Скачать + Заказать документы

Программа клуба по интересам «Умные пальчики» (Графическое письмо)

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Программа клуба по интересам „Умные пальчики“ (графическое письмо)» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, это является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

В моей группе уровень владения мелкой моторикой и интеллектуальной готовности к школьному обучению у всех детей разный, но я как педагог должна дать всем детям равные стартовые возможности для поступления в школу. Проанализировав ситуация в группе, было определено, что для детей необходимо проводить дополнительные упражнения, занятия на развитие мелкой моторики, которые будут способствовать развитию уверенности у детей в своих возможностях, научат их быть более развитыми интеллектуально, у них разовьются познавательные интересы, внимание, память и другие психические процессы.

Цель: Развивать зрительно-моторную координацию. Совершенствовать движения рук. Формировать графические навыки.

Задачи:

1. Формирование силы, точности движений, гибкости суставов посредством гимнастических мелкомоторных упражнений.

2. Развитие зрительно - моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, анализа форм

3. Ознакомление с основными графическими элементами письменных букв, посредством использования их в качестве декорирующих элементов.

Режим организации работы кружка: работа проводится во вторую половину дня, один раз в 2 недели. Длительность – 25-30 минут.

Формы организации кружковой работы:

Дидактические игры и игровые упражнения, пальчиковая гимнастика.

Наглядный метод обучения и метод практических действий.

Занимательные задания и игры-соревнования.

Ориентировочно-исследовательская деятельность.

Изобразительная и творческая деятельность.

Условия реализации Программы

1. Систематическое проведение занятий

2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4. Сотрудничество педагога с семьей.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся ориентироваться на листе бумаги;

Повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;

Повысится уровень развития мелкой моторики и речи;

Дети научатся писать графические диктанты.

К концу посещения кружка «Веселые пальчики» у детей будут сформированы следующие умения:

• Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

• Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.

• Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

• Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

• Сформированы графические навыки.

• Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Формы работы с детьми и родителями:

- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль;

-совместная работа воспитателя с детьми вне кружка;

-совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи на основе рекомендаций педагога.

-итоговая диагностика

Структура занятий кружка:

1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук : пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

Комплексно-тематическое планирование кружковой работы на 2019-2020 учебный год

Месяц 1 часть 2 часть 3 часть примечания

Сентябрь

1 «Осень»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый. Загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно уложить ладони на стол Задание

Поставь карандаш на точку и медленно веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Графический диктант «Зигзаг Гимнастика для глаз

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

2 Мышка

Мышка в норку пробралась,

Делаем двумя ручками крадущиеся движения

На замочек заперлась.

Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками

В дырочку она глядит,

Делаем пальчиками колечко

На заборе кот сидит!

Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками Задание

Дорисуй бабочку и цветок по пунктирным линиям.

Заштрихуй лепестки у цветочка и кружочки у бабочки

Графический диктант «Змейка»

Октябрь

3 Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву. Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись

Две ладошки, друзья, —

Это лодочка моя. При этом кисти рук изображают волны

Паруса подниму, Поднимаем вверх большие пальцы

Синим морем поплыву. При этом кисти рук опять изображают волны.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения

Задание

Поставь карандаш на точку и быстро веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Графический диктант «Ракета» Гимнастика для глаз

«Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя

Убежим,

Под кусточком посидим. Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами.

4 Засолка капусты

Мы капусту рубим. Ребром ладони показывается, как рубят капусту.

Мы капусту трем. Кулак правой руки трет о ладонь левой руки.

Мы капусту солим. Пальцами имитируется посыпание солью.

Мы капусту жмем. Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки. Задание

Дорисуй пирамидку и мячик по пунктирным линиям.

Заштрихуй каждое второе кольцо в пирамидке и колоски на мячике

Графический диктант «Слоник»

Ноябрь

5 Налим

Жил в реке один налим, Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Два ерша дружили с ним. Движения ладонями с двух сторон. Прилетали к ним три утки. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших. Задание

Поставь карандаш на точку и быстро веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги

Графический диктант «Ключик» Гимнастика для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

6 Выложи по образцу.

Детям можно предложить выложить более сложные фигуры по образцу. Когда ребёнок выложит фигуру с опорой на образец, можно убрать картинку и предложить выложить фигуру по памяти. Задание

Дорисуй тополиный и дубовый листики. Заштрихуй их.

Графический диктант «Змея» 1 часть.

Забор

Сад забором оградили. Чтоб деревья дольше жили.

Пароход

Пароход большой плывёт, Капитан его ведёт

Декабрь

7 Десять котят

У Мурочки нашей есть десять котят, Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу.

Сейчас все котята по парам стоят: Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.

Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу. Задание

Дорисуй фигуры и линии

Графический диктант «Елочка Гимнастика для глаз

«Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

8 Придумай и сложи!

Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т. п. с помощью счётных палочек. Задание

Дорисуй чашку с блюдцем и конфеты: обведи их по пунктирным линиям и раскрась узор

Графический диктант «Медведь» 1 часть.

Грибок

В лес с корзинкой я пошёл, У пенька грибок нашёл

Табуретка

На табуретке сидят за столом, и без неё неуютен наш дом

Январь

9 Шла кукушка

Шла кукушка мимо рынка, Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.

У неё была корзинка, Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.

А корзинка на пол – бух! Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух! Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту. Задание

Дорисуй фигуры и линии

Графический диктант «Девочка» Гимнастика для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали

(поморгать глазками,

Посмотрите все в окно

(Посмотреть влево-вправо,

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх).

Мы глаза сейчас закроем

(Закрыть глаза ладошками,

В группе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

вправо, влево повернем

(посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево,

А потом скатимся вниз,

(посмотреть вниз,

Жмурься сильно, но держись

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

10 Найди, что изменилось.

Один отворачивается, а другой, скажем, добавляет к солнышку один или два луча. Первый, снова глядя на фигуры, должен определить, какие фигуры изменились, и как. Задание

Дорисуй автомобили, заштрихуй их.

Графический диктант

«Груша» 1 часть.

Возможностей видоизменения фигур много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на человечков шляпы, пристраивать дома и т. п. Чтобы уменьшение числа было не так заметно, используйте его, когда выкладываете фигуры из 8 -10 палочек.

Февраль

11 Пчёлки

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей) «Улей» прижат к «ёлке».

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".

Надо в дом постучать,

Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, Где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Стали вдруг вылетать:

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.

Раз два, три, четыре, пять! Задание

Дорисуй фигуры и узор.

Заштрихуй кружочки. Графический диктант «Домик». Гимнастика для глаз

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.

Дети приседают.

Смотрят прямо.

12 Выложи по образцу.

Детям можно предложить выложить более сложные фигуры по образцу. Когда ребёнок выложит фигуру с опорой на образец, можно убрать картинку и предложить выложить фигуру по памяти. Задание

Дорисуй картинку по пунктирным линиям. Раскрась ее.

Графический диктант «Машина» 1 часть.

Машина

Машина по улицам мчится, из - под колёс пыль клубится.

Лодка с парусом

Лодка с парусом плывёт, Путешествовать зовёт.

Март

13 Гроза

Закапали капли. Постучать двумя пальцами каждой руки по столу

Идет дождь. Постучать четырьмя пальцами

Он льет как из ведра! Стучим сильнее

Пошел град. Косточками пальцев выбиваем дробь

Сверкает молния. Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе

Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки

Все быстро убегают домой Прячем руки за спину

А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг Задание

Дорисуй фигуры, не отрывая карандаша от бумаги.

Графический диктант

«Зонтик» Гимнастика для глаз

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами)

Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх - вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

14 Придумай и сложи!

Игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т. п. с помощью счётных палочек. Задание

Дорисуй деревья по пунктирным линиям.

Графический диктант «Осиновый листик» 1 часть.

Самолет

Самолёт я в небе чистом увидал. Жалко, что ни разу в нём Я не летал.

Санки

Санки зимой с горки летят. В санках ребята хохочут, визжат

Апрель

15 «Мои веселые пальчики»

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке. На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу, затем хлопать в ладоши, далее по тексту. Задание

Поставь карандаш на точку и веди каждую линию, не отрывая карандаша от бумаги Графический диктант «Кораблик» Гимнастика для глаз

Буратино

Буратино потянулся,

Вправо – влево повернулся,

Вниз – вверх посмотрел

И на место тихо сел.

Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.

Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

16 Найди, что изменилось.

Один отворачивается, а другой, скажем, добавляет к солнышку один или два луча. Первый, снова глядя на фигуры, должен определить, какие фигуры изменились, и как. Задание

Дорисуй домик и заборчик по пунктирным линиям.

Графический диктант «Цветок» 1 часть.

Возможностей видоизменения фигур много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на человечков шляпы, пристраивать дома и т. п. Чтобы уменьшение числа было не так заметно, используйте его, когда выкладываете фигуры из 8 -10 палочек.

Май

17 Паучок

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. «Паучки» ползают по голове. Задание

Дорисуй картинку по пунктирным линиям. Дорисуй недостающие элементы. Раскрась ее. Графический диктант «Лебедь» Гимнастика для глаз

Стрекоза

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед -

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Пальцами делают очки.

Глазами смотрят вправо- влево.

Круговые движения глаз.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят вперед.

Смотрят вниз.

18 Выложи по образцу.

Детям можно предложить выложить более сложные фигуры по образцу. Когда ребёнок выложит фигуру с опорой на образец, можно убрать картинку. Задание

Дорисуй картинку по точкам. Раскрась рыбок, водоросли и камешки Графический диктант «Бабочка». 1 часть.

Бабочка

Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок - нектар собирает.

Мельница

Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли.

Публикации по теме:

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

Посиделки или Клуб по интересам? Фотозарисовка очередной встречи маамовских друзей.Посиделки или Клуб по интересам? Фотозарисовка очередной встречи маамовских друзей. Кажется, наше питерское небо прохудилось - ежедневные дожди. Но ведь верно поется в детской песенке "Что мне снег, что мне зной, что мне.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Программа семейного клуба «Навстречу друг другу». Добрый вечер, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую публикацию. "Программа семейного клуба "Навстречу друг другу"." 1. Название.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Семейный, родительский клуб по интересам. «Портрет Осени» для детей и родителей.Семейный, родительский клуб по интересам. «Портрет Осени» для детей и родителей. Семейный, родительский клуб по интересам. «Портрет Осени» для детей и родителей. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Фотоотчет с занятия по формированию преданности интересам Родины «Воспитание патриотов»Фотоотчет с занятия по формированию преданности интересам Родины «Воспитание патриотов» Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма нацелено на формирование преданности интересам Родины, готовности их защищать, выполнять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа клуба по интересам «Умные пальчики» (графическое письмо)
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 10:39
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа клуба по интересам «Умные пальчики» (графическое письмо)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Сафонова (УИ 1629547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД