Папки-передвижки

Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет

Елена Ваганова
Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет

Программа клубного часа

по пластилин графии

«пластилиновое чудо» для детей 4-6 лет.

Пояснительная записка

Публикация «Программа клубного часа по пластилинографии „Пластилиновое чудо“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является лепка, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Я продолжаю знакомить детей с нетрадиционной техникой, изобразительной деятельности - пластилин графией, принципом которой является создание лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.

Актуальность и новизна программы : является то, что игровая ситуация, знакомит детей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности – пластилин графией, в которой учтены возрастные, физиологические, психологические и познавательные особенности детей разного возраста.

В настоящее время специалисты в области раннего развития ребёнка, педагоги, считают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развивая кисти рук, происходит формирование головного мозга, его познавательных способностей, формируется постановка речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. (Мелкая моторика). Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует от него использование точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы для письма, рисования, выполнения множества разнообразных действий. Добиться всего этого возможно только благодаря развитию навыков мелкой моторики рук.

Наблюдая за детьми, я обнаружила, что у многих имеется низкий уровень развития мелкой моторики. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребёнка необходимо начинать с раннего детства, мной было выбрано именно это направление, основой идей которого является рисование картин-пластилином, пластилин графия.

Пластилин графия-это один из сравнительно недавнего появления нового вида (жанра) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилин графия» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. В некоторых примерах в технике пластилин графии производится модификация, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилин графией. Пластилин графия имеет ярко выраженные характерные черты: коммуникативность, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Особенность и новизна программы «Пластилиновое чудо» заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Основным материалом в пластилин графии является пластилин разного цвета, а основным инструментом-руки.

На занятиях по пластилин графии дети испытывают наслаждение, у них появляется благоприятный эмоциональный настрой при выполнении работы, что очень важно для общего развития ребёнка. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается фантазия, внимание, логическое мышление. Главное заинтересовать ребёнка, поддержать его. Главная особенность занятий по пластилин графии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы наших занятий тесно связаны с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой, развитием речи и т. д.).

Детям дошкольного возраста вполне доступно освоение отдельных технических приёмов пластилин графии, что вносит определённую новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

ЦЕЛЬ: всестороннее интеллектуальное и творческо-эстетическое развитие детей и мелкой моторики рук в процессе овладения приёмами нетрадиционной техники работы с пластилином -пластилин графии.

ЗАДАЧИ:

- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилин графии;

- Закрепить приёмы пластилин графии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

- Закреплять умение работать на заданном пространстве;

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук;

- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на картоне;

- Развивать внимание, память, мышление, речь;

- Развивать интерес к процессу и результатам работы;

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

Работа строится на основе следующих принципов обучения и воспитания:

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :

1. От простого к сложному.

2. Связь теории с практикой.

3. Единство эмоционального, нравственного и интеллектуального развития.

4. Дифференцированный подход.

5. Системность знаний.

6. Активность и самостоятельность.

7. Воспитывающая и развивающая направленность

8. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вмести ищут пути её решения);

- частично-поисковый;

- практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные сюжеты и темы, которые смогли бы заинтересовать ребёнка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры (подвижные, малоподвижные, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Каждое занятие целиком проходит в форме игры. Использование игр в обучении детей пластилин графией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, память, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает образное мышление и творческое воображение.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

- У ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

- Усвоены основные приёмы работы в технике пластилин графии;

- На достаточном уровне развита мелкая моторика рук;

- Ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Главное значение занятий по пластилин графии состоит в том, что в конце обучения – у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными. А движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальцы. У детей развивается пинцетное хватание (захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью). Дети умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, направленности, длительности и др.

В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

МАТЕРИАЛ:

1. Цветной пластилин.

2. Доска для лепки.

3. Плотный картон.

4. Стека.

5. Салфетка для рук.

6. Плотный полиэтилен.

7. Дидактический материал, видео материал, игрушки и иллюстрации, соответствующие тематике занятия.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

«Пластилиновое чудо» проводится с детьми 4 – 6 года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май).

Количество занятий в месяц – 2

Количество занятий в год – 18

Продолжительность занятия – 20 мин.

Занятия проводятся во второй половине дня.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п. /п. Тема занятия Задачи

Сентябрь

1. «Радуга-Дуга» - Воспитывать художественный вкус, творческую инициативность, самостоятельность;

- Учить правильно, подбирать цвета и оттенки;

- Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали;

- Закреплять умение определять способы и приёмы лепки, развивать способности к сюжету сложению и композиции.

2. «Божья коровка Пятнашка» - Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилин графии;

- Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания, закрепление умения работать по контуру.

Октябрь

1. «Дары осени» (овощи и фрукты) - Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.

- Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе;

2. «Осеннее дерево» - Учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилин графии;

- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями и при помощи стеки делить её на мелкие равные части;

-Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, прямыми движениями пальцев рук – в овальную форму и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев рук;

- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятие.

Ноябрь

1. «Листопад» - Учить приёмам пластилин графии - размазывание пластилином в разных направлениях, вливание одного цвета в другой, используя в своей работе несколько цветов пластилина;

- Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными явлениями (листопад);

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Воспитывать терпение и усидчивость.

2. «Птичка клюёт ягодки на веточке» - Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, птицах;

- Продолжать осваивать навыки пластилин графии : отщипывание, размазывание внутри контура, скатывание мелких шариков;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать эстетический вкус при оформлении работы.

Декабрь

1. «Кружевная снежинка» - Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;

- Закрепление приёма пластилин графии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;

Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;

- Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.

2. «Здравствуй, ёлочка-зелёная иголочка!» - Формировать умение детейпередавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилин графии;

- Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;

- Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;

- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.

Январь

1. «Снеговик» - Закреплять приёмы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания, оттягивания, деления на части при помощи стеки;

- Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

2. «Деревья под снегом» - Формирование интереса детей к зимнему времени года, к зимним явлениям (снегопад, рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приёмов пластилин графии;

-Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина;

- Развивать аккуратность при работе с пластилином;

- Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.

Февраль

1. «Открытка для папы» - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;

- Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;

- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.

2. «Сердечко» - Развивать творческое мышление;

- Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать цвет восприятие, умение видеть красоту в композиции.

Март

1. «Веточка мимозы для мамы» - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме;

- Закрепить приёмы раскатывания, размазывания пластилина;

- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определённой последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы;

- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

2. «Лебеди» - Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

- Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

- Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилин графии;

- Развитие цвет восприятия;

- Развитие мелкой моторики рук.

Апрель

1. «Ракета» - Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей;

- Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей;

- Воспитывать у детей проявление индивидуальности, оригинальности, фантазии.

2. «Весна идёт, весне дорогу!» - Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах;

- Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином – пластилин графии;

- Продолжать развивать мелкую моторику рук;

- Создать у детей интерес к работе с пластилином.

Май

1. «Салют» - Побуждать детей передавать в пластилин графии впечатления от окружающего;

Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;

- Развивать цвет восприятие;

- Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».

2. «Разноцветный светофор» - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов;

- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней;

- продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы;

- Развивать аккуратность в работе с пластилином.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».

2. Венгер Л. А. программа «Одарённый ребёнок» (раздел изобразительное искусство).

3. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». – М., 1973г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». – М., 1995г.

5. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.

6. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре», И «Просвещение», 1992г.

7. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 6-7 лет», И «Мозаика-синтез», 2011г.

8. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 5-7 лет», 2012г. Цырулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. Дом «Федоров», 2000г.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Фотоотчет клубного часа «Защитники Отечества» в средней группеФотоотчет клубного часа «Защитники Отечества» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое.

Конспект клубного часа «Квест-игра «Вместе с Лунтиком ищем сюрприз» Участники: дети средних групп, воспитатели. Тип клубного часа: игровой. Ресурсное обеспечение: план — схема размещения помещений ДОУ, паспорт.

Конспект клубного часа по ПДД «Безопасная дорога в детский сад»Конспект клубного часа по ПДД «Безопасная дорога в детский сад» Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге. Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора;.

Конспект события клубного часа в рамках недели в ДОУ «Юный огородник». Сказка-пятиминутка «Волшебный огород» (старшая группа)Конспект события клубного часа в рамках недели в ДОУ «Юный огородник». Сказка-пятиминутка «Волшебный огород» (старшая группа) Цели: Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их полезных свойствах. Задачи: • учить понимать идею сказки; • акцентировать внимание.

Квест с элементами клубного часа «Мы за ЗОЖ» Конспект клубного часа в подготовительной группе № 6 по теме: «Мы за зож». Разработали педагоги подготовительной группы№6 Середонина.

Опыт проведения технологии «Клубного часа» ДОУОпыт проведения технологии «Клубного часа» ДОУ «Клубный час» - это современная технология эффективной социализации ребенка в условиях детского сада. Авторы технологии – Гришаева Наталья.

Отчёт о работе кружка «Пластилиновое чудо»Отчёт о работе кружка «Пластилиновое чудо» Работа кружка «Пластилиновое чудо» в 2017-2018 учебном году прошла, на мой взгляд, успешно. Дети старшей-подготовительной к школе группы.

«Пластилиновое чудо малышей» — выставка детского творчества (1 младшая группа)«Пластилиновое чудо малышей» — выставка детского творчества (1 младшая группа) Как известно, дети очень любят лепить из пластилина. Мы предоставили им возможность - создать из этого материала красивые картинки! Доставили.

Пластилиновое чудо на ладошкеПластилиновое чудо на ладошке Божья коровка, Улети на небо, Принеси мне хлеба, Черного и белого, Только не горелого. Каждый из нас помнит этот стишок из далёкого детства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа клубного часа по пластилинографии «Пластилиновое чудо» для детей 4–6 лет
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 09:13
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД