МААМ-картинки

Программа кружка «Лаборатория»

Наталья Кулябина
Программа кружка «Лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружка

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад № 151 города Кирова (обл)

Программа кружка «Лаборатория»

Пояснительная записка

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации.

Публикация «Программа кружка „Лаборатория“» размещена в разделах

Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. А еще в ходе экспериментирования ребенок учится учиться.

Целевая группа - кружок посещают дети 6 - 7 лет.

Целью работы кружка является создание условий для развития познавательной активности детей через экспериментирование.

Задачи кружка :

• расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

• развитие мыслительных процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение);

• развитие мыслительных операции (сериация, анализ, синтез, сравнение, классификация);

• развитие понимания причинно-следственных связей и отношений;

освоение способов познания:

-учебные: отработка алгоритма действий;

-поисковые: поиск ответов на вопросы, проведение эксперимента, работа с научной литературой;

• развитие социально-личностной сферы ребенка (коммуникативность, самостоятельность).

Место кружка

Кружок проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20-25 минут

Форма проведения- групповая (по 5-6 человек)

Методы и приемы организации познавательной деятельности:

• наблюдение;

• эвристическая беседа;

• эксперимент;

• описание;

• постановка проблемных вопросов; вопросов, помогающих прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание, вопросы, стимулирующие самооценку ребенка (Доволен ли ты собой, как исследователь);

• прием стимулирования детей к коммуникации (Спроси своего друга, что он думает по этому поводу).

Формы контроля:

Тестирование, анкетирование, открытые занятия для родителей.

Правила отбора материала для занятий:

• материал должен быть интересным для детей;

• задания должны быть выполнимы;

• желательно присутствие эффекта неожиданности, необычности;

• работа по теме выполняется относительно быстро.

Последовательность проведения детского эксперимента:

• проблемная ситуация;

• целеполагание;

• выдвижение гипотез;

• проверка предположения

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получилось в результате? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Как я это делаю?

Любой эксперимент предполагает проведение каких – либо практических действий. Для этого созданы специальные условия - мини- лаборатория.

Занятия проводятся в форме партнерской деятельности со взрослым, на которых дети получают возможность проявить собственную исследовательскую деятельность. Используется гибкое проектирование содержания занятия, учитывая возрастные особенности детей, их интересы. Занятие проводится малыми группами по 4-6 человек.

Содержание материала

Вода (10 часов)

Круговорот воды в природе. Свойства воды. Растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Способы очистки воды. 3 состояния воды в природе.

Должны знать:

• понятие «круговорот воды в природе»;

• свойства воды;

• способы очистки воды;

• 3 состояния воды в природе и условия перехода из одного состояния в другое.

Должны уметь:

• определять свойства воды;

• очищать воду в походных условиях;

• проверять вещества на растворимость в воде.

Воздух (4 часа)

Воздух, его свойства. Ветер. Причины образования ветра. Работа ветра

Должны знать:

• свойства воздуха;

• понятие «ветер»;

• причины образования ветра;

• значение ветра.

Должны уметь:

• определять наличие ветра;

• изготавливать простейшую вертушку.

Горные породы (6 часов)

Классификация горных пород по форме, размеру, цвету, по особенностям поверхности.

Свойства горных пород, в том числе песка и глины. Водопроницаемость горных пород.

Должны знать:

• разнообразие горных пород по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;

свойства горных пород: сыпучесть, рыхлость, твердость, блеск, водопроницаемость.

Должны уметь:

• проводить простейшие исследования горных пород, определять их свойства;

• лепить фигурки из глины, мокрого песка;

• рисовать песком.

.Свет (5 часов)

Свет. Источники света (природные и искусственные). Свет и тень. Возникновение солнечных зайчиков. Отражение света. Лупа, ее назначение.

Должны знать:

• значение света;

• природные и искусственные источники света;

• причины образования тени;

• причину возникновения солнечных зайчиков;

• предметы, которые отражают свет;

• назначением лупы.

Должны уметь:

• определять предметы, которые излучают и не излучают свет;

• работать с лупой;

• пускать солнечных зайчиков.

Магнит (2 часа)

Магнит. Свойства магнита. Компас.

Должны знать:

• свойство магнита притягивать предметы;

• значение компаса в жизни человека.

Должны уметь:

• определять предметы, взаимодействующими с магнитом;

• изготавливать самодельный компас

Ожидаемые результаты

• повышение профессионального мастерства (профессиональных качеств и умений) за счет освоения новых технологий, методик, совершенствования умений диагностировать, прогнозировать развитие ребенка, на основе этого грамотно выбирать материал и средства развития детей;

• интегрирование экспериментальной деятельности с образовательным процессом в целом;

• обеспечение разнообразного материала для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности;

• планирование и проведение на диагностической основе совместно с педагогом – психологом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в познавательной сфере;

вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования, выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду, обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома, участие родителей в совместных опытах и интеллектуальных играх в ДОУ (викторины, КВН, конкурсы «Умники и умницы», «Самый умный», «Счастливый случай» и другие);

• повышение уровня мотивации детей к интеллектуальной деятельности, в том числе к проведению исследовательской деятельности;

• сплочение коллектива группы через развитие коммуникативных умений, коллективной творческой деятельности

Мониторинг результатов

1. Диагностика проводится 2 раза в год:

• входная диагностика - сентябрь;

• итоговая диагностика – май.

2. Определение динамики результатов, определение путей коррекции.

Цель диагностики: нас интересуют в первую очередь не количественные показатели, а качественные.

Показатели Диагностические методики

Уровень развития любознательности, познавательной активности Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы». (Приложение 2)

Уровень овладения детьми экспериментальными навыками Два раза в год исследовала уровень овладения детьми экспериментальной деятельностью. Использовали следующие показатели уровня сформированности умений экспериментирования у детей, разработанные Прохоровой Л. Н. /зав. кафедрой дошкольного и начального образования ВОИУУ, к. п. н / и доцентом Меньщиковой Л. Н. /ст. преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ВОИУУ/. (Приложение 1)

Литература

1. Волкова Е. В, Микерин С. Л., Играем в ученых, Сибирское университетское издательство, 2008 г.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М. ,ТЦ «Сфера», 2010г.

3. Дыбина О. В. «Их чего сделаны предметы», М., ТЦ «Сфера». 2005г.

4. Сикорук Л. Л. «Физика для малышей». М, Просвещение. 1996 г

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. -128с.

6. Папка «Игры с песком и водой»

7. Энциклопедия 1000 научных экспериментов,

8. Большая книга экспериментов

Анкета «Изучение познавательных интересов» (В. С. Юркевича)

№ Вопросы Возможные ответы Балл

1 Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? а) часто

б) иногда

в) очень редко 5

3

1

2 Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других 5

3

1

3 Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) 5

3

1

4 Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? а) часто

б) иногда

в) очень редко 5

3

1

5 Проявляет интерес к символическим «языкам» : пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать) а) часто

б) иногда

в) очень редко 5

3

1

6 Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто

б) иногда

в) очень редко 5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Приложение 1

Показатели уровня овладения детьми экспериментальными навыками

Уровни Отношение к экспериментам

Целеполагание Планирование Реализация Рефлексия

Высокий Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предполагаемую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности.

Действует планомерно. Помнит о цели работы.

Доводит дело до конца. В диалоге со взрослым поясняет свои действия Формулирует в речи достигнут или не достигнут результат. Способен устанавливать временные, связи. Делает выводы.

Средний В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу с подсказкой взрослого. Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно

готовит материал для экспериментов. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения с помощью взрослого.

План работы кружка

Месяц № Тема занятия Задачи Материалы и оборудование Приемы Литература

Сентябрь Диагностика

Октябрь 1. Прозрачная вода.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес, принимает форму сосуда, в который она налита). 2 непрозрачные банки, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки, различные сосуды, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Опыты. 1. с. 11, 12

2. Что растворяется в воде? Показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ Мука, сахарный песок, речной песок, краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки, палочки, подносы, картинки с представленных веществ. Опыты, работа фиксируется на фланелеграфе. 1. с. 10

3. с 18, 20

3. Очищение воды Показать способы очистки воды в походных условиях Речная вода, вата, бинт, активированный уголь, воронки, стаканы, спиртовка, спички. Опыты 1. с. 47

5. с. 211-213

4. Фонтанчики Развивать наблюдательность, любознательность. Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода. Изготовление фонтанчика. 1. с. 40

3. с. 65

Ноябрь 1. Какая жидкость прозрачнее? Звенящая вода. Закрепить знания детей о свойствах воды и других жидкостей. Показать, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. Прозрачные стаканы, вода, сок, кефир, молоко.

Стаканы с водой, палочка- удочка с ниткой и шариком на конце нитки. Опыты. Дети сочиняют мелодию. 5. с. 214-215

1. с. 30

2. Замерзшая вода. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит их воды. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинки с изображением айсберга. Опыты. Игра «играем с льдинками». 1. с. 22 -23

2. с. 67, 70. 72

3. Тающий лед. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; в горячей воде тает быстрее, вода в холоде замерзает, принимает форму емкости, в которой находится. Тарелка, миски с горячей и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Опыты. Изготовление цветных льдинок. 1. с. 23

4. Делаем мыльные пузыри. Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя плёночку. Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки. Подносы. Опыты.

Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» 1. с. 13. 14

Декабрь 1. Круговорот воды в природе. Путешествие Капельки. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. Доказывать правильность своего мнения. Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрация на тему «вода», «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица. Рассматривание иллюстраций,

опыт на испарение воды, составление рассказа «путешествие Капельки» по мнемотаблице. Просмотр фрагмента круговорота воды в природе из фильма «География для малышей» 1. с. 70 -73

5. с. 86

DVD «География для малышей»

2. Озадачник. Фокусы с водой. Закрепить знания детей о свойствах воды, чудесных превращениях. Монетка, магнит, стаканы с водой, мыльный раствор, картонный кораблик, соль, Опыты. 1. с. 14

5. с. 217,231,242,

3. Воздух повсюду. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Воздушные шарики, таз с водой. Пустая пластиковая бутылка, листы бумаги. Опыты. Игровое упражнение

«Почувствуй воздух». 1. с. 15

4. Воздух работает. Дать представление о том, что воздух двигает предметы. Таз с водой, пластмассовая ванночка. Лист бумаги, кусок пластилина, палочка, воздушные шарики. Опыты. 1. с. 16

2. с. 64

Январь 1. Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча. Опыты, изготовление вертушки. Испытание чашечного ветрометра. 1. с. С. 64 -67

2. с. 61

4. с. 3

2. Почемучкины вопросы. Закрепить знания детей о свойствах воздуха. Вертушка, воздушные шары, свечка, банка, воронка, тарелка с водой, монета, стакан. Опыты на упругость воздуха. 6. с. 143-148

3. Мы – геологи. Классификация камней по форме, размеру, цвету, по особенностям поверхности, показать возможность использования камней в игре. Различные камни, макет горы, гвоздики, ёмкости с водой, цветные карандаши, лупы, сода, уксус, краситель, ложка. Коллекция камней. Обследование камней, опыты «Извержение вулкана, фильм. 1. с. 16- 17

Февраль

1. Можно ли менять форму камня и глины? Выявит свойства глины и камня. Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Опыты. Лепка из глины фигурок. 1. с. 18, 19

1. с. 20

2. Песочная страна. Выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши Опыты. Рисование песком. 1. с. 27, 28

3. Где вода? Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Прозрачные ёмкости с песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. Опыты. 1. с 27, 29

4. Цветной песок. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться теркой. Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки и палочки, небольшие банки с крышками. Опыты. 1. с. 38

Март 1. Игры с песком. Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. Центр воды и песка, игрушки – животные, совки, грабли, лейки, Игры с песком 1. с. 39-40

2. Свет повсюду. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными и искусственными. Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток, картинки с изображением источников света, несколько предметов, которые не дают света; фонарик, настольная лампа. сундучок с прорезью. Опыты, рассматривание, наблюдение, игра «Свет бывает разный». 2. с. 67, 70. 72

1.18-21

3. Свет и тень. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и предмета, создать с помощью теней образы. Оборудование для теневого театра, Игра «теневой театр», опыты. 1. с. 21-22

4. Солнечные зайчики. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. Зеркала. Опыты. Игра с солнечным зайчиком. 1. с. 34

2. с. 29

Апрель

1. Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, воздушный шар, сковорода, рабочие листы. Опыты 1. с. 35 -36, 37

2. Всё увидим, всё узнаем. Познакомить с лупой и её назначением. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семена кабачков, подсолнуха, мелкие камешки, рабочие листы и цветные карандаши. Опыты, зарисовка. 1. с. 24, 27

3 Ловись, рыбка, и мала, и велика. Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы, выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы. Опыты, игра «Рыбалка», фокус «Разборчивый гусь». 1. с. 31 – 34

1. с. 34 - 35

4. Испытание магнита. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса4. Развивать коммуникативные навыки, самостоятельность. Коллаж «магнетические и немагнетические предметы», магниты с разными полюсами, компас, игра на магнитной основе; скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, шурупы, заколки-невидимки, детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, деревянные кирпичики, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резина. Опыты, соревнование «Кто быстрее соберет магнетические предметы?»,

изготовление компаса. 1. с. 91 - 94

2. с. 119

3. с. 36

Май Диагностика

Публикации по теме:

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Выставка. Лаборатория старого профессора Приглашаем всех на интерактивную выставка «Лаборатория старого профессора», которая пройдет в тюменском музее «Городская дума». [cut=Читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Лаборатория»
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 14:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кулябина (УИ 127446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД