Татьяна Костромина
Программа кружка «Юный олимпиец»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа группы здоровья для детей 5 – 7 лет «Юный олимпиец»
Руководитель кружка : воспитатель 1 кв. кат. Костромина Татьяна Николаевна г. Асбест АМ ДОУ д/с № 29 2012 – 2013 уч. год
1. Пояснительная записка
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье.
Публикация «Программа кружка „Юный олимпиец“» размещена в разделах
Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности.
За последнее время отмечается резкое ухудшение состояние здоровья и физической подготовленности детей (около 40% детей страдают хроническими заболеваниями). Резко повысился процент отклонений в деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной, костно – мышечной системах, которые во многом обуславливаются недостатком двигательной активности.
Совершенствование и развитие системы физического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности государственных организаций в стране.
В настоящее время состояние дошкольного физического воспитания, ранней ориентации на виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования и детей спортивных умений и навыков весьма ограничены.
Основой нового подхода к обучению спортивным умениям и ранней ориентации послужили достижения оздоровительной физической культуры (Л. Б. Кофман, В. В. Зайцева, а также результаты, полученные в спорте высших достижений. В настоящее время на смену индивидуального подхода, который полностью оправдал себя при работе со спортсменами высокого уровня, формируется типовой подход для работы с детскими коллективами.
Построению программы сопутствуют выявленные биологические особенности раннего формирования спортивных умений наряду с дисгармоничным развитием физических качеств. Эти процессы могут сформировать основные положения ранней ориентации детей в видах спорта.
Направленность дополнительной образовательной программы «Юный олимпиец» : создание условий для селекции и подготовки физически одаренных детей для сборных команд города, области, страны.
Исходное состояние:
В спортивной жизни города Асбеста произошли положительные сдвиги:
Увеличивается количество и качество проводимых спортивных соревнований местного уровня;
Сохраняется и совершенствуется система спортивных образовательных учреждений, количество занимающихся в них детей постоянно увеличивается;
Увеличивается социальная защищенность и материальное стимулирование спортсменов, тренеров и других специалистов;
Постоянно увеличивается финансирование спортивных мероприятий из федерального и местного бюджета;
Наметилась тенденция реконструкции и строительства новых спортивных объектов.
Вместе с тем существует ряд негативных факторов, замедляющих развитие спорта и олимпийского движения :
Низкими темпами идет процесс улучшения материальной базы образовательных учреждений в части строительства спортивных сооружений, финансирования физкультурно – спортивных мероприятий, особенно для ДОУ;
В ДОУ значительно снизился уровень спортивной науки и внедрение ее в практику спорта.
Представленная программа «Юный олимпиец» основана на анализе мировых тенденций и ситуации в отечественном спорте, включает методологические подходы к реализации государственной и региональной политики в области физической культуры и спорта, учитывает основные задачи ДОУ, направленные на охрану жизни и укрепление здоровья детей.
Программа предусматривает развитие следующих стратегических направлений:
Приобщение детей к физической культуре и спорту;
Содействие развитию детско – юношеского и олимпийского движения в условиях ДОУ;
Развитие спорта высших достижений, включая подготовку спортивного резерва.
В соответствии с указанными направлениями в программе сформированы основные цели, определены задачи и методы их решения.
Цели дополнительной образовательной программы «Юный олимпиец» :
1. Формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.
2. Физическое совершенствование и укрепление здоровья детей, обладающих повышенными физическими способностями, как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в занятиях спортом.
3. Формирование у детей положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, ценности на здоровый образ жизни.
Основные задачи программы «Юный олимпиец» :
1. Обеспечить разностороннюю физическую подготовленность дошкольников.
2. Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
3. Воспитывать спортивную выносливость, ловкость, развивать быстроту, гибкость и подвижность.
4. Расширять двигательный опыт дошкольников посредством изменения и усложнения пространственно – временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности.
5. Обучать детей групповому взаимодействию, развивать его формы посредством игр и соревнований.
6. Развивать организационные навыки.
7. Формировать начальные организационно – методические умения, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.
8. Организовывать активный спортивный досуг через игры, соревнования, конкурсы по изученным видам спорта, другие спортивные мероприятия.
Группа комплектуется из числа детей в возрасте 6 – 7 лет, обладающих повышенными физическими способностями и имеющих наиболее высокие показатели физической подготовленности.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Форма и режим занятий: занятия проводятся руководителем кружка «Юный олимпиец» (Костромина Т. Н.) 1 раз в неделю, во второй половине дня по 30 – 40 минут.
Форма организации: индивидуальная и подгрупповая.
В программе выделены три аспекта индивидуализации:
• Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;
• Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;
• Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.
Условия коллективной формы работы:
• Интерес для всех детей.
• Адаптация к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития и личностными установками, интересами и уровнем притязаний.
• Обеспечения для каждого ребенка оптимальной физической нагрузки и моторной плотности.
• Учет индивидуальных темпов двигательной активности.
Программой предусмотрены следующие формы работы:
Учебно – тренировочные занятия.
Спортивные занятия в зале и на улице.
Дозированная ходьба, оздоровительный бег.
Спортивные игры.
Дыхательная гимнастика.
Индивидуальная работа с детьми.
Комплексность мер по подготовке физически одаренных детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики.
При осуществлении физкультурно–спортивной работы группы организуется медико–педагогический контроль. Слаженная работа педагогических и медицинских кадров способствует тому, что задачи обучения и оздоровления детей решаются с учетом состояния здоровья и развития каждого ребенка.
Учет возрастно–физиологогических особенностей ребенка предусматривает адекватность физической нагрузки возрасту, полу, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
Вся спортивная работа кружка строится на основе комфортности. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений, победы над своим умением, пониманием того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.
Дети, посещающие ДОУ, лишены возможности участия в спортивных мероприятиях городского уровня, но желания быть причастными к спорту у них огромное. Знания теории предмета - физическая культура, предполагают овладения навыками судейства спортивных мероприятий. Для формирования у дошкольников этих навыков, программой предусмотрено проведение соревнований среди старших дошкольников, где дети кружка «Юный олимпиец» выступают в качестве судей и ведущих.
Средства: бег, ходьба, бег на лыжах, ритмическая гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, воспитывающие самое ценное для спорта больших достижений физическое качество – выносливость.
Информирование о состоянии здоровья, физическом развитии и подготовленности детей кружка «Юный олимпиец» осуществляется на основе результатов диагностики.
Форма подведения итогов:
1. Диагностика физической подготовленности.
2. Результаты соревнований.
Ожидаемые результаты:
1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность).
2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.
3. Организованный спортивный досуг дошкольников.
4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.
2. Учебно-тематический план
№ Разделы Задачи Средства Сроки
1 Подвижные игры и эстафеты Совершенствование двигательной активности дошкольников, развитие систем и функций организма занимающихся «Пустое место», «Белые медведи», «День и ночь», «Караси и щука», «Охотники и утки», и т. д. «Салки прыжками», «Салки на увеличенной площадке», «Перемена мест» и т. д. В течении всего года
2 Легкая атлетика
ОФП Совершенствование систем и функций организма детей, овладение различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества Средства общей физической подготовки, повторные пробежки 150-200 метров в аэробном режиме, подвижные игры, бег низкой интенсивности до 15-20 метров в аэробном режиме, бег 30-60 метров в аэробном режиме, специальные беговые и прыжковые упражнения.
(Занятия проводятся в виде игры или соревновательного многоборья после заданий на развитие выносливости) Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
3 Лыжная подготовка Оздоровление, физическое развитие, закаливание, развитие выносливости Повороты, передвижение скользящим шагом, попеременным ходом, спуск с горы в основной стойке, подъем «лесенкой», игры на лыжах, непрерывное передвижение до 500 метров Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
4 Баскетбол Развитие силы мышц опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом Перемещения (различные виды, удержание мяча, ловля, передача, ведение мяча, бросок в кольцо с места, в движении, переводы мяча, игры с мячом Октябрь
Ноябрь
Март
Апрель
5 Спортивные соревнования Развитие физических качеств, совершенствование морально-волевых качеств, овладение техническими навыками Общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на снарядах, специальная физическая подготовка В течении всего года, по итогам каждого раздела
6 Неделя здоровья.
«Малые олимпийские игры» Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить получать радость от своих результатов, переживать за товарищей Прыжки в длину с места, метание малых мячей на дальность правой и левой рукой, бег на скорость 30 метров, велокросс, эстафеты. Май
3. Содержание изучаемого курса
Организму ребенка необходим вполне определенный объм физической нагрузки. Если ее слишком много или слишком мало, то нарушается равновесие систем, расстраиваются их функции. Для нормального функционирования организма и сохранения здоровья ребенка необходима определенная «доза» двигательной активности.
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых двигательное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относится ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся прыжки, метания, спортивные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно – двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую гимнастику, занятия общей физической подготовки, ритмическую гимнастику.
1. Подвижные игры и эстафеты. В ходе занятий организуются игры разной подвижности для активизации движений детей, создания и поддержания положительного эмоционального настроя, расслабления мышц, отдыха. (Перечень игр и эстафет прилагается).
2. В разделе 2 «Легкая атлетика» осуществляется совершенствование систем и функций организма детей, овладение дошкольниками различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества.
В этом разделе используются упражнения:
• Ациклического характера: силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры.
• Циклического характера: повторные пробежки 150-200 м, подвижные игры, бег низкой интенсивности, специальные беговые и прыжковые упражнения.
• Общеразвивающие упражнения, хорошо знакомые тетям, разученные на физкультурных занятиях. Проводятся общеразвивающие упражнения как часть занятия или в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями.
3. Раздел 3. Лыжная подготовка направлен на оздоровление, физическое развитие, закаливание, совершенствование функций дыхательной системы, развитие выносливости.
4. Раздел 4. Баскетбол способствует развитию силы мышц опорно – двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, профилактика нарушения осанки, укрепление стопы, овладение детьми различными умениями и навыками.
5. Неделя здоровья. «Малые олимпийские игры».
Цель. Воспитывать волевые качества развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.
Предварительная работа. Беседы об олимпийских видах спорта, чтение книг и просмотр иллюстраций о спорте и сортсменах. Ежедневное включение в утреннюю гимнастику пробежки до 300 м, тренировки по различным видам спорта: метание малого мяча на дальность, прыжки в длину с места, катанию на велосипеде.
1 день – открытие «Малых олимпийских игр». Кросс. Подведение итогов. Награждение.
2 день – соревнования по прыжкам в длину с места. Соревнования начинаются с разминки, в которую включены упражнения для ног: махи, приседания и т. д. Закончив разминку, участники соревнований приглашаются в сектор для прыжков в длину, где делают пробные прыжки, выслушивают замечания и советы тренера.
В ходе соревнования каждый участник имеет право сделать 3 попытки. Судьи фиксируют результаты, выявляют победи призеров. Награждение.
3 день – соревнование по метанию малых мячей. Общая разминка под музыку. Участникам даются 3 попытки. Подведение итогов. Награждение.
4 день – соревнование по велокроссу. Подведение итогов. Награждение.
5 день – закрытие «Малых олимпийских игр».
За участие в МОИ все дети награждаются памятными дипломами с личными результатами, подарками, сувенирами. Победители делают круг почета.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для осуществления программы в детском саду созданы определенные условия, обеспечивающие эффективное решение задач физического воспитания и спортивной подготовки:
1. Для проведения занятий в зале выделено время и представлены:
Спортивно – оздоровительный комплекс, состоящий из гимнастической стенки, спортивных матов, набора скамеек, мячей, досок, гимнастических палок и другого инвентаря;
На территории детского сада и вне ее определены и размечены беговые дорожки, объекты лыжни;
Соблюдается режим дня, питания, спортивной деятельности детей.
2. Обеспечена свобода выбора занимающихся форм занятий, режимов их интенсивности, планирования результативности, а так же возможность беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной активности на основе информированности о своих способностях