Елена Белкина
Программа кружка «Здоровей-ка» для детей 4–5 лет с нарушениями осанки и плоскостопием
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профилактического кружка «Здоровей - ка»
для детей 4-5лет с нарушениями осанки и плоскостопием
(срок реализации программы 1 год)
Автор-составитель:
Белкина Елена Леонидовна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Детский сад №3» г. Соликамска
Введение
Публикация «Программа кружка „Здоровей-ка“ для детей 4–5 лет с нарушениями осанки и плоскостопием» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Мы все хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Но неуклонно растет число дошкольников с нарушениями опорно – двигательного аппарата, к 6 годам 25% детей по Пермскому краю имеют нарушения осанки.
Оздоровительная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного типа. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из – за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Проведение занятий оздоровительной гимнастики в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять указанные причины на ранних этапах формирования нарушений осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения оздоровительной гимнастики в практику профилактической и коррекционной работы дошкольных учреждений.
Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния. («Толковый словарь» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова).
Применяемые в оздоровительной гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно – двигательного аппарата.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно – суставного и нервно – мышечного аппарата, равномерности их развития.
Осанка – это свободное положение человека в вертикальной позе. В Толковом словаре В. И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту».
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к ослаблению мышц и связок стопы, развивается плоскостопие. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.
Плоскостопие – физический недостаток ноги, плоская, без выгиба форма стопы. («Толковый словарь» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова).
Этот дефект строения стопы у детей встречается чаще, чем любой другой. Поскольку важными условиями предупреждения деформации стоп являются гигиена обуви и правильный ее подбор, поэтому необходимо обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении и на улице. Ношение неподходящей обуви не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой, но если у ребенка есть хотя бы незначительное плоскостопие, то неподходящая обувь ухудшит состояние его ног и плоскостопие станет более выраженным.
Для профилактики подобных нарушений стало актуальным в нашем детском саду создание профилактического кружка «Здоровей - ка» для детей
4 – 5 лет, направленного на предупреждение возможных нарушений опорно – двигательного аппарата. Разрабатывая программу профилактического кружка опиралась на авторскую программу Е. Н. Вареник «Физкультурно – оздоровительные занятия с
детьми 5 – 7 лет» и пособие О. В. Козыревой «Лечебная физкультура для дошкольников».
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями. Поэтому все мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию осанки и плоскостопия у детей, доводятся до сведения родителей. Разработаны комплексы упражнений для занятий в домашних условиях (приложение). Родители приглашаются на День открытых дверей, где получают дополнительную информацию. Разработаны памятки – рекомендации, оформлены папки – передвижки с консультациями по оздоровлению детей, имеющих нарушения функций опорно – двигательного аппарата. («Как ухаживать за ногами», «Как следует беречь ноги и заботиться о них», «Помоги своему позвоночнику»).
Цель программы :
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Добиться снижения количества детей с нарушениями осанки и плоскостопием.
Общие задачи:
1. Общее укрепление организма ребенка.
2. Поддержание психомоторного развития на возрастном уровне.
3. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Специальные задачи:
1. Укрепление мышц, формирующих свод стопы.
2. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
3. Укрепление ослабленных мышц туловища.
4. Растягивание мышц передней поверхности туловища.
5. Увеличение подвижности позвоночника.
Специфика работы.
Программа рассчитана на один год обучения детей среднего возраста (4 - 5 лет). Дети занимаются всей группой, длительность занятия 20 минут. Количество занятий в неделю - одно. В течение года дети осваивают три комплекса. Длительность комплекса -2 месяца.
Занятие состоит из 3-х частей:
1. Разминка (разные виды ходьбы и бега).
2. Основная:
а) специальные упражнения для формирования правильной осанки;
б) специальные упражнения для укрепления мышц стопы.
3. Заключительная:
а) игровые упражнения;
б) упражнения на релаксацию;
в) упражнения на координацию движений, равновесие.
Материально – техническое обеспечение.
Для реализации данной программы :
1) в физкультурном зале установлены зеркала и дополнительные щиты на гимнастическую стенку;
2) приобретено оборудование и спортинвентарь для проведения профилактической и коррекционной работы по нарушению осанки и плоскостопия :
- велотренажеры;
- массажные мячи;
- гимнастические мячи (фитболы);
- батуты;
- эспандеры.
Методическое обеспечение.
Разработаны комплексы упражнений для занятий с детьми 4 – 5 лет.
Один комплекс разучивается с детьми два занятия. В течение четырех занятий отрабатывается точность выполнения движений. На последующих двух занятиях упражнения даются с увеличением дозировки.
Условия, необходимые для профилактических занятий:
1. Нельзя заниматься упражнениями с ребенком натощак, сразу после ночного сна или сразу после еды.
2. Все занятия с ребенком организуются при непрерывном притоке свежего воздуха, при открытых окнах (летом, или при открытой форточке (зимой).
3. Во время занятия создается положительный эмоциональный фон и интерес детей к выполнению упражнений.
4. Обязательно используется музыкальное сопровождение.
Основные положения, используемые при составлении комплексов упражнений:
1. Используются упражнения для разных мышечных групп (мышцы рук и плечевого пояса, мышцы ног и стоп, мышцы спины и всей задней мускулатуры, мышцы брюшного пресса и всей передней мускулатуры).
2. Чередуются исходные положения для упражнений (из положения сидя, лежа на спине и на животе). Не менее половины упражнений делаются из исходного положения лежа для разгрузки позвоночника и стоп.
3. Все занятия и упражнения прерываются отдыхом, так как нервно – мышечный аппарат ребенка отличается быстрой утомляемостью.
Методические рекомендации
На пятом году жизни продолжается созревание организма ребенка. К пяти годам рост детей в среднем достигает 104 -111см. Масса тела 17-20кг, окружность грудной клетки 52см. Дети этого возраста способны выдерживать физическую нагрузку до 20 минут. А интенсивность циклических упражнений до 10-12 минут в умеренном и спокойном темпе, интенсивные упражнения (бег на скорость, поднимание и бросание набивного мяча, удержание заданной позы) может длиться 5-15 сек. с интервалами отдыха до 2-3 мин. Этот возраст очень важный период в развитии движений ребенка, он обладает значительным запасом двигательных навыков и умений, движения детей постепенно становятся преднамеренными. В пять лет ребенок способен тщательно контролировать движения частей тела, ловить мяч двумя руками, хотя и не совсем удачно, так как инерционный аппарат скелетных мышц еще активно созревает. В возрасте 4-5 лет совершенствуется бег. Дети способны удерживать равновесие, стоя на одной ноге 15 секунд, хорошо прыгать, ловко прыгать на скакалке, исполнять под музыку различные движения, устанавливается четкое доминирование правой и левой руки. У ребенка повседневные виды активности усложняются, дети многие виды деятельности могут выполнять самостоятельно, хотя нуждаются в контроле и оценке взрослого.
Результаты работы.
За два года по данной программе о значительных результатах говорить рано, но мы рады даже маленьким успехам. Для отслеживания результатов работы проводили двигательные тесты для определения силовой выносливости мышц спины, живота и гибкости (Н. А. Гукасова, которые показали снижение процента патологии у детей
2010 – 2011 уч. г. с 31,6% до 15,2%
2011 – 2012 уч. г. с 24% до 19,4%
Заключение.
Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из – за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. Дополнительная регулярная физическая нагрузка позволяет укреплять мышечный корсет, связки стопы и не дает развиваться изменениям в позвоночнике и стопе, что является необходимым условием для нормального развития опорно – двигательного аппарата.
Учебно-тематический план
1.
Определение общего физического развития
2 занятия
2.
Комплекс №1
8 занятий
3.
Комплекс №2
8 занятий
4.
Комплекс №3
8 занятий
5.
Диагностика (проверка умений и навыков)
2 занятия