Елена Моторина
Программа «Маленькая страна — это моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. То, что ребенок, в детские годы, приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания, обусловлена тем, что ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья является для ребенка наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств, тем самым приобщает его к окружающей жизни. Воспитание детей, формирование личности ребенка, с первых дней его жизни – основная обязанность родителей, не остаются в стороне и педагоги. К сожалению, в обществе бытует мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова и Э. К. Суслова подчеркивают то, что именно взрослые должны с раннего детства помочь детям понять
Публикация «Программа „Маленькая страна — это моя семья“» размещена в разделах
значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к родному дому, к своей семье.
Актуальность. На современном этапе развития общества «семья» с каждым днем все больше теряет свою сущность. У людей складываются другие взгляды на создание крепкой, дружной и полной семьи, в которой все будут с уважением относиться друг к другу, где будут счастливо расти дети. Общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами, психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Ежедневно в стране тысячи женщин приобретают статус матери-одиночки. Вместе с тем, растет число детей, которые рождаются в неполных семьях. Конечно, это не говорит о том, что у этих малышей нет отцов, ведь некоторые родители штампу в паспорте, почему-то предпочли гражданский брак. А сколько у нас детей, воспитанием которых занимаются бабушки и дедушки, детей, родители которых лишились родительских прав или отказавшись от ребенка сразу после рождения, тем самым переложив его воспитание на государство. Но даже в семьях, в которых показатель благополучия, материального и социально-психологического развития в норме тоже существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Все эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность формирования у дошкольников представлений о «семье».
Цель: формировать у детей понятие «семья», показать ее ценность для человека. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Развивать в детях чувство семейной сплоченности, интерес к истории своей семьи к ее традициям. Расширять словарный запас, познавательный интерес, эмоциональную отзывчивость у всех участников образовательного процесса.
Задачи.
Формировать у детей представления о «семье», профессии родителей.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить заботиться о родных людях.
Совершенствовать стиль партнерских отношений, коммуникативные навыки у детей через игровую деятельность.
Развивать связную речь. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Обогащать детско-родительские отношения через совместную творческую деятельность.
С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о «семье».
Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
Организовать разнообразные формы работы по обмену опытом среди педагогов ДОУ.
Этапы работы с детьми.
Цель первого этапа (средняя группа 4-5 лет)
Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных : родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие). Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей, желание помогать своим близким.
Продолжать обогащать словарный запас словами обозначающими родство (родители, мама, папа, муж, жена, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, сын, дочь).
Для реализации данного этапа необходимо создать предметно-развивающую среду, которая включала бы в себя яркие игрушки, эстетические атрибуты к играм, дидактические и настольно-печатные игры. Для речевого развития подобрать иллюстрации, словесные игры, художественные произведения по данной теме. Ежемесячная работа по формированию представлений о «семье» включается в календарный план воспитательно-образовательной работы, знания и умения детей закрепляются и совершенствуются в свободное от занятий время через игры, театрализованную и изобразительную деятельность.
Цель второго этапа (старшая группа 5-6 лет)
Формировать знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Расширять представления о том, что у каждой семьи есть своя история, традиции. Воспитывать интерес к своей родословной.
Расширять словарный запас словами, обозначающими родственные отношения (дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра). Развивать умение последовательно рассказывать о своих обязанностях по дому, членах своей семьи, называя их по имени отчеству, об их занятиях домашними делами.
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений о том, что такое семья. О родственных отношениях, терминах родства, правилах поведения и общения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и бабушек и дедушек. Для реализации данного этапа необходимо подобрать дидактические пособия по формированию знаний о профессиях, знакомить детей с новыми настольно-печатными играми, дополнить новыми атрибутами сюжетно-ролевые игры. Провести тематические занятия по темам: «Что такое имя», «Что означает фамилия?», «Откуда отчество пришло?» и другие. Привлечь родителей к пополнению семейных альбомов новыми фотографиями.
Цель третьего этапа (подготовительная к школе группа 6-7 лет)
Формировать представления детей о родословной как истории семьи и народной традиции. Расширять и закреплять знания о родственных отношениях. Знакомить с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаями из жизни, показать ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедов, отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи. Составление родословной таблицы.
Активизировать в речи термины родства. С помощью таблицы-схемы рассказывать о своей родословной.
Основную работу по ознакомлению с родословной целесообразно проводить в подготовительной к школе группе. На этом этапе у детей формируется элементарное представление о том, что знание истории своей семьи, своей родословной, уважение к предкам – это традиция, издавна существовавшая у народов России. Объяснить эти сложные понятия помогает использование модели семьи, отнесенной в прошлое. Для реализации данного этапа необходимо провести тематические занятия с детьми на темы: «Родословная – старинная русская традиция», «Образ моей семьи», «Моя родословная – образ моей семьи» и т. д. Организовать досуг с приглашением родителей,как участников образовательного процесса, на тему «Семейные традиции». Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей6 «Родословная – традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Привлечь родителей к составлению своего семейного (родословного) древа используя интересные привлекательные образы: в виде радуги, грозди винограда, дерева и т. д.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются стойкие знания о «семье», своей родословной.
Дошкольники научатся использовать свои знания и умения в практической жизни.
Выработано желание с уважением относиться к членам своей семьи, заботиться о них.
Обогатить детско-родительские отношения через участие в совместной творческой деятельности.
Сформировать умение детей рассказывать о членах своей семьи и родственниках.
В ходе реализации проекта родители станут непосредственными участниками образовательного процесса. Каждая семья составит свое родословное древо.
У родителей появится интерес к работе детского сада, воспитанию у детей семейных традиций, возрастет интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.
Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по теме проекта.
Расширение взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями города, преемственной связи с начальной школой.