Анна Говоркова
Программа по устранению агрессии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСТРАНЕНИЕ АРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель программы : снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• Диагностика уровня агрессивности у детей 5-7 лет;
• Снятие эмоционального напряжения у детей;
• Повышение самооценки у ребенка;
Публикация «Программа по устранению агрессии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• Устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости;
• Показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
• Просвещение родителей о причинах негативные эмоциональные состояния;
• Коррекция родительского поведения при решении возникающих проблем, способствующих такому поведению.
Структура: 9 занятий по 30 минут с детьми 5-7 лет; 4 занятия с родителями по 45 минут.
Адресат: дети 5-7 лет и их родители.
Материал и оборудование: указаны в каждой игре и упражнении индивидуально.
Тематический план
Содержание Цель Время
Занятие 1.
Проведение диагностики:
-Методика «Рисунок несуществующего животного»;
-Тест «Сказка»;
-Цветовой тест Люшера;
-Анкетирование воспитателя Выявить уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста Индивидуально
Занятие 2.
-«Прогони Бабу-Ягу»;
-«Цирк»;
-«Конкурс художников» •содействовать символическому уничтожению страхов у детей;
• помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях. 30 мин.
Занятие 3.
-«Почему подрались мальчики»;
-«Три подвига Андрея»;
-«Я могу защитить» Формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. 30 мин.
Занятие 4.
-«Я не упаду»;
-«Мышарик»;
-«Петушинный бой» Формировать у детей доверие к окружающим 30мин.
Занятие 5.
-«Конкурс «боюсек»;
-«Чужие рисунки»;
-«Закончи предложение» Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем. 30 мин.
Занятие 6.
-«Очень страшно»;
-«Превратись игрушку»;
-«Книга моих подвигов» Содействовать повышению самооценки у детей 30 мин.
Занятие 7.
-«Одень страшилку»;
-«Дорисуй страшного»;
-«Брыкание» Помочь в проявлении чувств к предмету страха 30 мин.
Занятие 8.
-«Кулачок»;
-«Лепим сказку»;
-«Художественное творчество» Снятие эмоционального напряжения 30 мин.
Занятие 9.
-«На море»;
-«Волшебник сна»;
-«А я…» Обучить детей более четко дифференцировать добрые и злые поступки, усвоение моральных норм 30 мин.
Занятие 10.
- Игра — приветствие «Колпачки»
– Упражнение «Листок гнева»
– Упражнение «Сигналы гнева»
– Упражнение «Портрет агрессивного человека»
– Контроль выполнения задания «Календарь эмоций»
Упражнение «Импульс» Учиться распознавать признаки гнева и агрессии до их выражения. 45 мин.
Занятие 11.
- Приветствие «Настроение, как. (погода)»
- Упражнение «Боксер/каратист»
- Игра «Молчу, шепчу, кричу»
- Игра «Гнев на сцене»
- Упражнение «Мешочек криков»
- Игра «Зеркало» (от сильных эмоций к затухающим)
- Ответы на вопросы родителей Вырабатывать у родителей навыки владения собой в ситуациях, сопровождаемых агрессией и гневом. 45 мин.
Занятие 12.
- «Шумовой оркестр»
- Упражнение «Упрямый (капризный) ребенок»
- Игра «Угадай, что я почувствовал»
– Упражнение «Рассказы по фотографиям»
– Упражнение «Посчитал до 10 и я решил.»
– «Знатоки чувств» Учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей. 45 мин.
Занятие 13.
- «Шумовой оркестр»
- Разбор конкретных ситуаций (по карточкам)
- Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»
- Составление «Словаря добрых слов» Тренироваться применять на практике изученные приемы поведения. 45 мин.
Основное содержание
«Прогони Бабу-Ягу»
Цели:
• содействовать символическому уничтожению страхов детей;
• помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях.
Содержание:
Ребенка просят представить, что источник Чудо семья. в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
«Цирк»
Цель:
•способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.
Содержание:
Ведущий изображает дрессировщика, а дети — дрессированных собачек, источник Чудо семья. лошадей, потом — тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это. Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по очереди.
«Конкурс художников»
Цель:
• разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок.
Содержание:
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали» : пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п. При этом можно устроить конкурс — чей источник Чудо семья. персонаж выглядит добрее всех?
«Почему подрались мальчики»
Цель:
•развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия своего агрессивного поведения).
Содержание:
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены Дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как источник Чудо семья. можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.
«Три подвига Андрея»
Цель:
• формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.
Содержание:
Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, источник Чудо семья. очень трудных и опасных.
Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.
«Мышарик»
Цели:
•предоставить детям возможность отреагировать на свои агрессивные чувства;
•формировать у детей доверие к окружающим.
Содержание:
Ведущий рассказывает детям сказку и при этом делает одному из них массаж. Ребенок ложится на матрасик, а взрослый рассказывает сказку, руками изображая действия персонажей на спине ребенка. «Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у (Кати, Вани) около шеи (ведущий бегает пальцами по спине ребенка, затем “ложится спать” около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к (Кате, Ване) (пальцы ведущего скачут по спине ребенка). Нашел заяц мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца (ведущий захватывает зайца своей ладонью)». Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Ведущий разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком. Всякий раз мышарик одерживает победу. Затем ведущий говорит, что от такого количества съеденного у мышарика заболел живот, он идет в туалет (ведущий на некоторое время сжимает свою руку в кулак и прижимает его к спине ребенка, а затем снова весело гуляет по спине ребенка (ведущий бегает пальцами по спине ребенка).
«Конкурс “боюсек”
Цель:
• предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Содержание:
Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса — это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».
«Чужие рисунки»
Цель:
• предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
Содержание:
Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков, и как им можно было бы помочь.
«Закончи предложение»
Цель:
• предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Содержание:
Детям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся…» «Взрослые обычно боятся…» «Мамы обычно боятся…» «Учителя (воспитатели) обычно боятся…» При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испы-тывают все люди и это совсем не стыдно. Причем часто бывает так, что некоторые страхи с возрастом исчезают, например, ни один взрослый уже не боится оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей комнаты.
«Очень страшное»
Цель:
• предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Содержание:
Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.
«Превратись в игрушку»
Цель:
• предоставить детям возможность проявить реальные чувства.
Содержание:
Каждый ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. Понятно, что в рассказе присутствуют собственные конфликты и желания.
«Книга моих подвигов»
Цель:
• содействовать повышению самооценки детей.
Содержание:
Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг — побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
«Дорисуй страшного»
Цель:
• помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.
Содержание:
Ведущий заранее готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа: скелета, привидения и т. п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них.
Брыкание
Цель: эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.
Содержание:
Ребёнок ложится на спину на ковёр. Медленно начинает брыкаться. Ноги чередуются и высоко поднимаются, постепенно увеличивается сила и скорость. Можно произносить слово «нет».