Получи документы

Программа по устранению агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Анна Говоркова
Программа по устранению агрессии у детей старшего дошкольного возраста

ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСТРАНЕНИЕ АРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель программы : снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• Диагностика уровня агрессивности у детей 5-7 лет;

• Снятие эмоционального напряжения у детей;

• Повышение самооценки у ребенка;

Публикация «Программа по устранению агрессии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Устранение у ребенка неконтролируемых чувств гнева и злости;

• Показ способов контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

• Просвещение родителей о причинах негативные эмоциональные состояния;

• Коррекция родительского поведения при решении возникающих проблем, способствующих такому поведению.

Структура: 9 занятий по 30 минут с детьми 5-7 лет; 4 занятия с родителями по 45 минут.

Адресат: дети 5-7 лет и их родители.

Материал и оборудование: указаны в каждой игре и упражнении индивидуально.

Тематический план

Содержание Цель Время

Занятие 1.

Проведение диагностики:

-Методика «Рисунок несуществующего животного»;

-Тест «Сказка»;

-Цветовой тест Люшера;

-Анкетирование воспитателя Выявить уровень агрессии у детей старшего дошкольного возраста Индивидуально

Занятие 2.

-«Прогони Бабу-Ягу»;

-«Цирк»;

-«Конкурс художников» •содействовать символическому уничтожению страхов у детей;

• помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях. 30 мин.

Занятие 3.

-«Почему подрались мальчики»;

-«Три подвига Андрея»;

-«Я могу защитить» Формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. 30 мин.

Занятие 4.

-«Я не упаду»;

-«Мышарик»;

-«Петушинный бой» Формировать у детей доверие к окружающим 30мин.

Занятие 5.

-«Конкурс «боюсек»;

-«Чужие рисунки»;

-«Закончи предложение» Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем. 30 мин.

Занятие 6.

-«Очень страшно»;

-«Превратись игрушку»;

-«Книга моих подвигов» Содействовать повышению самооценки у детей 30 мин.

Занятие 7.

-«Одень страшилку»;

-«Дорисуй страшного»;

-«Брыкание» Помочь в проявлении чувств к предмету страха 30 мин.

Занятие 8.

-«Кулачок»;

-«Лепим сказку»;

-«Художественное творчество» Снятие эмоционального напряжения 30 мин.

Занятие 9.

-«На море»;

-«Волшебник сна»;

-«А я…» Обучить детей более четко дифференцировать добрые и злые поступки, усвоение моральных норм 30 мин.

Занятие 10.

- Игра — приветствие «Колпачки»

– Упражнение «Листок гнева»

– Упражнение «Сигналы гнева»

– Упражнение «Портрет агрессивного человека»

– Контроль выполнения задания «Календарь эмоций»

Упражнение «Импульс» Учиться распознавать признаки гнева и агрессии до их выражения. 45 мин.

Занятие 11.

- Приветствие «Настроение, как. (погода)»

- Упражнение «Боксер/каратист»

- Игра «Молчу, шепчу, кричу»

- Игра «Гнев на сцене»

- Упражнение «Мешочек криков»

- Игра «Зеркало» (от сильных эмоций к затухающим)

- Ответы на вопросы родителей Вырабатывать у родителей навыки владения собой в ситуациях, сопровождаемых агрессией и гневом. 45 мин.

Занятие 12.

- «Шумовой оркестр»

- Упражнение «Упрямый (капризный) ребенок»

- Игра «Угадай, что я почувствовал»

– Упражнение «Рассказы по фотографиям»

– Упражнение «Посчитал до 10 и я решил.»

«Знатоки чувств» Учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей. 45 мин.

Занятие 13.

- «Шумовой оркестр»

- Разбор конкретных ситуаций (по карточкам)

- Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»

- Составление «Словаря добрых слов» Тренироваться применять на практике изученные приемы поведения. 45 мин.

Основное содержание

«Прогони Бабу-Ягу»

Цели:

• содействовать символическому уничтожению страхов детей;

• помочь детям проявить их агрессию в конструктивных целях.

Содержание:

Ребенка просят представить, что источник Чудо семья. в стул залезла Баба-Яга, надо обязательно прогнать ее оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу-Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

«Цирк»

Цель:

•способствовать снижению у детей сверхконтроля за проявлением гнева.

Содержание:

Ведущий изображает дрессировщика, а дети — дрессированных собачек, источник Чудо семья. лошадей, потом — тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это. Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по очереди.

«Конкурс художников»

Цель:

• разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок.

Содержание:

Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали» : пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п. При этом можно устроить конкурс — чей источник Чудо семья. персонаж выглядит добрее всех?

«Почему подрались мальчики»

Цель:

•развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия своего агрессивного поведения).

Содержание:

Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены Дерущиеся мальчики. Показывает этот рисунок и предлагает придумать, почему ребята подрались, чем закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как источник Чудо семья. можно было бы поступить по-другому. На последующих занятиях можно рассматривать другие аналогичные рисунки, задавая те же вопросы.

«Три подвига Андрея»

Цель:

• формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Содержание:

Ведущий рассказывает историю о мальчике Андрее, который часто дрался. Как-то раз он подрался на улице с незнакомым мальчиком и побил его. Но оказалось, что это был не мальчик, а волшебник. Он рассердился на Андрея и забросил его на фантастическую планету. Выбраться оттуда домой Андрей сможет только тогда, когда совершит три подвига, источник Чудо семья. очень трудных и опасных.

Далее дети вместе с ведущим придумывают и разыгрывают эти подвиги, например, как Андрей избавил город от громадного злого дракона или спас маленькую девочку от беспощадного бандита. Остальные дети при этом играют сопутствующие роли, например, роли дракона, замка, в котором он жил, деревьев в дремучем лесу дороге к замку и т. п. Каждый подвиг может разыгрываться на отдельном занятии.

«Мышарик»

Цели:

•предоставить детям возможность отреагировать на свои агрессивные чувства;

•формировать у детей доверие к окружающим.

Содержание:

Ведущий рассказывает детям сказку и при этом делает одному из них массаж. Ребенок ложится на матрасик, а взрослый рассказывает сказку, руками изображая действия персонажей на спине ребенка. «Жил-был маленький мышарик, вот как-то раз решил он поселиться на спине у (Кати, Вани) около шеи (ведущий бегает пальцами по спине ребенка, затем “ложится спать” около его шеи). Но хитрый заяц решил съесть мышарика, он прискакал на спину к (Кате, Ване) (пальцы ведущего скачут по спине ребенка). Нашел заяц мышарика и давай его зубами хватать (ведущий пощипывает спину ребенка). Но мышарик рассердился и съел зайца (ведущий захватывает зайца своей ладонью)». Далее на спину ребенка приходят олень, волк, медведь, слон. Ведущий разыгрывает на спине ребенка бои этих животных с мышариком. Всякий раз мышарик одерживает победу. Затем ведущий говорит, что от такого количества съеденного у мышарика заболел живот, он идет в туалет (ведущий на некоторое время сжимает свою руку в кулак и прижимает его к спине ребенка, а затем снова весело гуляет по спине ребенка (ведущий бегает пальцами по спине ребенка).

«Конкурс “боюсек”

Цель:

• предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Содержание:

Дети быстро передают друг другу мячик. Получивший его должен назвать тот или иной страх человека, например, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома, боязнь вампиров и т. п. Выглядит это так: ребенок, получивший мяч, называет какой-нибудь страх, например: «Дети боятся оставаться одни», после чего передает мяч другому ребенку. Тот говорит свою фразу, например: «Дети боятся спать одни», и передает мяч следующему и т. п. Повторяться нельзя. Кто не может быстро придумать страх, выбывает из игры. В конце определяется победитель конкурса — это ребенок, который назовет как можно больше «боюсек».

«Чужие рисунки»

Цель:

• предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

Содержание:

Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков, и как им можно было бы помочь.

«Закончи предложение»

Цель:

• предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Содержание:

Детям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся…» «Взрослые обычно боятся…» «Мамы обычно боятся…» «Учителя (воспитатели) обычно боятся…» При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испы-тывают все люди и это совсем не стыдно. Причем часто бывает так, что некоторые страхи с возрастом исчезают, например, ни один взрослый уже не боится оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей комнаты.

«Очень страшное»

Цель:

• предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

Содержание:

Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.

«Превратись в игрушку»

Цель:

• предоставить детям возможность проявить реальные чувства.

Содержание:

Каждый ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. Понятно, что в рассказе присутствуют собственные конфликты и желания.

«Книга моих подвигов»

Цель:

• содействовать повышению самооценки детей.

Содержание:

Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг — побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.

«Дорисуй страшного»

Цель:

• помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.

Содержание:

Ведущий заранее готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа: скелета, привидения и т. п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них.

Брыкание

Цель: эмоциональная разрядка и снятие мышечного напряжения.

Содержание:

Ребёнок ложится на спину на ковёр. Медленно начинает брыкаться. Ноги чередуются и высоко поднимаются, постепенно увеличивается сила и скорость. Можно произносить слово «нет».

Публикации по теме:

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по устранению агрессии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 мая 2014 в 16:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД