Лучший педагог года

Программа образцового фольклорного ансамбля «Соловушка» (часть II)

Ирина Осипова
Программа образцового фольклорного ансамбля «Соловушка» (часть II)

Основные направления работы

1. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

2. Проведение непосредственной работы по развитию показателей одаренности дошкольников.

3. Приобщение родителей к работе с детьми.

Таблица 6.

Содержание работы с детьми по развитию музыкальной одаренности

Направления работы Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей

Развитие музыкально-художественной деятельности:

1. Развитие певческих навыков

2. Развитие музыкально- ритмических движений

3. Игра на музыкальных инструментах.

Публикация «Программа образцового фольклорного ансамбля „Соловушка“ (часть II)» размещена в разделах

4. Развитие музыкально- игрового творчества

Непосредственная образовательная деятельность в фольклорном ансамбле «Соловушки» (см. Приложение 2,3).

Использование музыкально- дидактических игр.

Организация выступлений на детских праздниках, празднование Дней рождения, смотрах и конкурсах, творческих отчетах.

Обучение игре на музыкальных инструментах, организация оркестра народных инструментов.

Разучивание народных хороводных, сезонных и обрядовых игр в рамках интегрированных проектов, попевок, потешек, дразнилок.

Игры в «праздники», «концерт».

Театрализованные игры с использованием имеющегося в группе оборудования: ширм, различных видов театра, масок, костюмов для ряжения.

Игра на шумовых инструментах в группе.

Подбор на музыкальных инструментах простых мелодий.

Придумывание простейших танцевальных движений

Инсценирование содержания песен, хороводов.

Развитие интегрированных художественно- творческих способностей.

Участие детей в интегрированных проектах: «Сезонные праздники» - Кузьминки, Красная горка;

«Обрядовые праздники» - Рождественские колядки, Масленица, Хакасский Новый год и др. Игры-драматизации

Придумывание концертов

Приобщение к музыкальной культуре. Слушание музыкальных произведений, музыкальных сказок.

Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов.

Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Рассматривание портретов композиторов.

Рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Рассматривание портретов композиторов.

Приобщение к культурным и музыкальным традициям русского и хакасского народа Проведение хакасских и русских праздников.

Театрализованные представления в мини- музее «Русская изба».

Знакомство с традициями, бытом русского и хакасского народов. Знакомство с содержанием уголков патриотического воспитания.

Народные игры на прогулке и в свободное время.

Создание условий для самореализации детей и стимулирование их желания для дальнейшего развития Участие детского фольклорного ансамбля и оркестра на конкурсах муниципального и регионального уровня.

Организация творческих отчетов для родителей и жителей села.

Проведение Дней открытых дверей.

Публикации в печати о проходящих в ДОУ мероприятиях. Использование возможностей развивающей среды группы.

Оснащение групп музыкальными инструментами, средствами ТСО (магнитофон, телевизор, создание развивающей игротеки и фильмотеки, накопление атрибутов для драматизаций, организации «концертов», «празднования Дней рождения» и т. п.

1. Работа с родителями.

- Проведение разъяснительной работы о важности развитию у ребёнка имеющейся музыкальной одаренности.

- Проведение консультаций о методах и формах работы с детьми.

- Подготовка для родителей фотовыставок, Дней открытых дверей, отчетных концертов.

- Привлечение родителей к совместной работе над творческими проектами, подготовке к проведению утренников, праздников.

- Поощрение родителей почетными грамотами, выражение благодарности через средства печати.

Особенности взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

- Выявить интересы и предпочтения родителей.

- Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах развития музыкальных способностей детей.

- Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с музыкальным репертуаром, который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.

Ожидаемые результаты.

Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.

Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения русского народа. Постоянные целенаправленные сопоставления произведений с характерными для данного жанра, стиля, интонациями, закономерностями развития музыки, подобранных по сходству и различию, разовьют у учащихся способность отличать музыку разных народов, разных жанров, композиторскую музыку от народной, определять на слух тот или иной стиль.

Разнообразие различных фольклорных произведений позволяет детям устанавливать различные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, народными промыслами. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» детей.

Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.

Используя занятия кружка, педагог расширяет образовательную среду школьников через общение с ней при посещении концертов, музеев, народных праздников.

Требования к уровню освоения содержания.

К окончанию данного курса дети должны знать:

- названия народных праздников;

- название христианских праздников;

- название разных жанровых видов народной песни;

- название инструментов народного оркестра;

- отличительные особенности русского национального костюма;

- различные виды народных промыслов России.

Обучающиеся должны уметь:

- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;

- исполнять простейшие движения народного танца;

- исполнять народные мелодии разного жанра;

- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.

Методические рекомендации.

Развивая, различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.

Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда учащиеся научатся по-настоящему слышать ее и размышлять над ней. Ребенок, не умеющий слушать музыку, никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее. А все теоретические знания, полученные на занятиях, останутся пустыми, формальными сведениями.

Педагог должен дать детям возможность прочувствовать и продумать услышанное. И только спустя некоторое время, задать им вопросы. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие у них вопросы.

Творческое начало должно проявляться на каждом занятии. Оно может заключаться в своеобразных ответах на вопросы, в собственных предположениях о характере исполнения того или иного произведения, импровизации исполнения народных песен, танцев.

Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца, игры на инструментах и т. д.

Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.

Литература:

С. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – изд. Советская энциклопедия, М. : 1973

В. Н. Семенов «В старину саратовскую», Региональное Приволжское издательство «Детская книга», Саратов, 1994

Хрестоматия для учащихся начальной школы, М:. 2008

С. Бублей «Детский оркестр». Л. : «Музыка», 1989

Сельский хоровод М. : «Советский композитор», 1987

Гармошечка-говорушечка М. : «Музыка», 2000

Уроки в начальной школе. Пос. для учителя М. : 2002 Прилож. к ж. «Начальная школа».

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка», М. : 2004

М. Ю. Новицкая Родная земля М. : Дрофа, 2003

В. Юдин Дни Величальные Саратов Приволжское издательство, 1992

Круглый год. Русский земледельческий календарь. М. : Правда, 1991

Публикации по теме:

«Мини-огород на окне»«Мини-огород на окне» В нашем ДОУ с 17.02.2014 по 11.03.2014 проводился конкурс «Мини – огород на окне». Основные задачи конкурса: • Создание благоприятных условий.

«Наш мини-огород»«Наш мини-огород» В нашем детском саду с 15 февраля по 28 февраля проходил конкурс "Мини - огород на окне". Основные задачи конкурса: Создание благоприятных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа образцового фольклорного ансамбля «Соловушка» (часть II)
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 20:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД