МААМ-картинки

Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Сулимова Нина Владимировна
Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Веселые звоночки»

г. Барнаула

Программа

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста по средствам фольклора»

Составил:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №18»

Сулимова Н. В.

Актуальность:

Публикация «Программа „Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора“» размещена в разделах

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без культурно-исторических знаний и традиций своей страны.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человек к добру, любви, свету, красоте, истине. Славянская мифология очень добрая. Если у древних греков и римлян боги ссорятся, строят козни друг другу, в борьбе за власть над миром не жалеют никого, даже отца родного, то всё не так у древних славян. Главная особенность славянских верований – всё в мире едино: боги и природа. Человек – это воплощение богов на Земле. В русской мифологии невозможно, чтобы сыновья воевали с отцами. Это всё равно, что воевать с самим собой.

Очень жаль, что мы не знаем наших мифов в единстве и целостности. Разве можно возродить Россию, русскую культуру без знания её основ? Ведь мифы – это наша история.

Воспитывая детей в любви к Отчизне, мы не должны забывать своих корней, то начало, из которого вышли славяне. Знание русского фольклора, сказок, мифологии, знание истории помогает осознать себя русскими, усиливает чувство гордости за свой народ. Так давайте рассказывать детям об этом, давайте способствовать возвеличиванию нашей Родины с самого детства.

Цель: создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа.

Задачи :

• Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;

• Обогащать и активизировать словарный запас детей;

• Стимулировать детскую активность через национальные игры;

• Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому;

• Формировать толерантность, чувство уважения и интерес к обычаям своего нарда;

Воспитывать уважение к труду;

Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

Участники: дети, воспитатели, дополнительные специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физ. воспитанию, родители.

Календарно-тематический план работы по патриотическому воспитанию

Дата Тема Мероприятия Взаимодействие с семьей

Сентябрь Мой -Барнаул Экскурсии по городу. Выпуск газет: «Я и мой город», Исследовательская деятельность: «В честь кого названы наши улицы?» Создание мини –музея «Мой Барнаул» (фото выставки, создание альбома «Известные места города», «Труд взрослых»). Консультация для родителей «Народные подвижные игры в физическом развитии дошкольников»

«Золотая осень» Беседа о приметах и явлениях природы осенью. Познакомить детей с пословицами и поговорками об осени. Рисование «Осенняя пора». Аппликация «Листопад, листопад». Труд на участке. Наблюдения за изменениями природы с использованием художественного слова (потешки, заклички). Подвижная игра «Хромая лиса». Консультация для родителей «Игры, пляски, хороводы – богатство русского народа»

Октябрь «Золотой, багряный» Экскурсии по участкам детского сада. Изготовление знаков, напоминающих о правилах поведения в природе. Аппликация «Листопад, листопад». Подвижная игра «Удочка». «Папа, мама, я – умелая семья» - изготовление поделок, аппликации из листьев и природного материала.

Осенины Познавательное развитие. «Октябрь – грязник – ни колеса, ни полоза не любит». «Славяне- значит славный народ» Рассказ о славянах. Развлечение «Народные традиции и праздники древних славян» (Покров). Спортивное развлечение «Богатыри всея Руси»

Ноябрь Родные сказки Беседа «Сказка быль…» Чтение сказок Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); Рисование по сказке.

Рассматривание иллюстраций. Просмотр сказки «Морозко». Подвижная игра «Волки и овцы» Консультация «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников». Создание мини – музея «Здесь русский дух здесь Русью пахнет»

«Люби и знай свой родной Алтай» «Цвети наш край» - познакомить детей с гербом, флагом, мэром, губернатором, историей и достопримечательностями нашего края. Посещение в краеведческом музеи выставки «Уникальный Алтай», «Лесная аптека». Рассмотреть лекарственные растения и рассказать об их целебных свойствах. Подвижная игра: «Колдун». «Сторона родная, вот она какая» -сочинение, картины и панно, фоторепортажи. Создание выставки «Травы Алтая»

Декабрь Славянские мифы Познакомить детей со славянскими богами и мифами. Рассматривание иллюстраций. Рисование по желанию детей. Наблюдения за природой с использованием худ. слова (поговорки, пословицы, потешки, заклички).». Подвижная игра: «Дедушка-рожок». Катание с семьей на ледяной горке. Консультация для родителей «Духовно –нравственное воспитание детей посредствам чтения художественной литературы».

Обитатели зимнего леса Познакомить детей с обитателями зимнего леса Алтайского края. (рассматривание иллюстраций, просмотр видео фильмов о зимующих птицах, животных). Проектная деятельность «Волшебные узоры Урала». Подвижная игра: «Снежки». Инсценирование русских народных сказок о животных. Составление паспортов на зимующих птиц и животных Алтайского края»

Январь Эх, зимушка-зима. Беседа «Обрядовые песни на Руси». Познакомить детей с календарными обрядовыми песнями: «Коляда! Коляда! А бывает коляда.», «Коляда, коляда, ты подай пирога.», «Как пошла коляда».

Развлечение «Коляда, коляда, ты подай пирога.». Подвижные игры «Бой петухов», «Гуси-лебеди». Консультация «Духовно –нравственное воспитание. Праздник рождества».

Февраль Ой, вы гой еси, богатыри да русские! Чтение сказок о богатырях «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой. Рисование по сказкам. Развлечение к празднованию 23февраля «Ой, вы гой еси, богатыри да русские!» Выставка совместных работ: родителей и детей : «Ой, вы гой еси, богатыри да русские!»

«Какая будет погода подскажет людям природа» Познакомить детей с приметами к ненастью и хорошей погоде, по народным приметам. Создание метеоцентра. Создать картотеку наблюдений – предсказатели о хорошей погоде и те, которые подскажут, что погода в ближайшее время испортится. Вести дневник наблюдений и отмечать ежедневно приметы и погоду в календарях природы. Создать альбом народных примет, пословиц и поговорок о погоде. Консультация «Духовно-нравственное воспитание. Православный календарь»

Март «Идет матушка-весна.»,

Познакомить с календарными обрядовыми песнями «Как на Масленой неделе.», «Масленица, Масленица». Развлечение: Идет матушка-весна.». Наблюдения за изменениями в природе с использованием худ. слова (поговорки, пословицы, потешки, заклички) Подвижные игры «Люлька», «Кошки-мышки». Родительское собрание: «Патриот России»

Апрель Пасха Беседа о пасхе. Лепка «Куличики да крендельки». Роспись пасхальных яиц. Забавы и игры «Катание яиц», «Карусель», «Горелки».

«Кошкин дом» Чтение рассказов, сказок, стихов о кошках и котах. Проектная деятельность «Кошка» Составление паспорта на свое домашнее животное. Выставка рисунков «Кисонька –мурысенька». Составление рассказов о своих котах и кошках. Выпуск газет: «Наши домашние питомцы».

Май «Они сражались за родину» Беседа о ВОВ (рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсия «Площадь Победы», рисование «Мемориала славы» Фото выставка «Никто не забыт, ничто не забыто»

«Мир человека: между своим и чужим» Беседа об истории возникновения сказочных героев: Домового, Лешего, Бабы – Яги, Берегини наших предков и т. д. Чтение сказок. Чтение сказок «Гуси – лебеди», «Василиса прекрасная». Беседа об оберегах Ручной труд: «Обереги своими руками».

Оснащение ПРС:

Создание мини музея «Здесь русский дух здесь Русью пахнет»

Изготовление атрибутов для игр, забав, развлечений.

Принципы работы :

Принцип историзма и этнографической точности в подборе материала.

Аналитико-синтетический принцип.

Принцип максимального погружения детей в познавательный материал (так называемым "монографический" принцип).

Принцип "от простого - к сложному".

Принцип интегрированного подхода к решению поставленных задач.

Принцип сотрудничества детей и педагога в ходе работы.

Принцип единства переживания, познания и действия в процессе знакомства детей с традиционной культурой русского народа.

Реализация программы осуществляется через разные виды деятельности.

Литература:

Занятия по патриотическому воспитанию ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотического чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Авт. – сост. В. И. Натарова и др. – В. : ТЦ «Учитель», 2005.

Родные сказки: Нравственно – патриотическое воспитание. /Шорыгина Т. А. – М. : Прометей; Книголюб, 2003.

Наследие. И быль, и сказка… : пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры/Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко – М. : Обруч, 2011.

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр., доп. – М. : АРКТИ, 2005.

Мой родной дом. Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие/сост. Н. Г. Барышникова, М. Г. Фролова, В. В. Беспалова и др. – Барнаул: БГПУ, 2007.

Обереги своими руками/ Шептуля А. Э. –М. : Экспо, 2007

Публикации по теме:

Планирование образовательной деятельности по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность темы: Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду,.

Консультации для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» Консультацию подготовила Шаяхметова.

Консультация для родителей «Влияние фольклора на патриотическое воспитания детей дошкольного возраста» В связи с тем, что воспитание патриотических чувств у ребенка связано с использованием народного искусства, рассмотрим некоторые вопросы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является сложным педагогическим процессом, занимающим достаточно длительное время и включающим.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Патриотическое воспитание ребенка». Выбор темы считаю актуальным, и взят мною не спроста. Самое нужное и самое трудное для семьи и для.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами детской литературы Введение В современной России остро стоит проблема, которые некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать,.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством якутских национальных игр» на базе МБДОУ-ДС №22.

Проект «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста — Родина» Проект «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – РОДИНА» Подготовила: Бушуева Ю. В. ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Воспитание любви.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению». Ф. Бекон. Патриотическое.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки “ Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №51 города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора»
Опубликовано: 29 октября 2019 в 11:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД