Папки-передвижки

Программа педагогического проекта «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»

Галина Колычина
Программа педагогического проекта «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»

Не хлебом единым живет человек,

Но жизни без хлеба не мыслит

Хлеб "головою" считали весь век,

Ему поклонялись, молились.

Актуальность проекта : Наша страна богата природными ресурсами. Но издавна настоящим богатством России считался хлеб. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда люди относились по-особому. Забота о "хлебе насущном" составляла основную часть человеческой жизни: детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью.

Публикация «Программа педагогического проекта „Слава миру на земле, слава хлебу на столе!“» размещена в разделах

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.

Хлеб всегда считался основным блюдом питания русского народа, причём именно ржаной (чёрный, а все остальные блюда на столе (борщ, щи, молоко и т. д.) расценивались как дополнительные блюда (приварок к хлебу). Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

В формировании национального сознания русского народа, хлеб играл важную роль, поэтому о нем мы слышим в народном фольклоре, пословицах и поговорках, народных традициях и обрядах.

Современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Мы выбрали эту тему потому что, предполагаем, чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им.

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.

Если ребенок будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел

хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Тип проекта : познавательно - исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста.

Цель проекта : формирование представлений о социокультурных ценностях

нашего народа.

Задачи:

1. Расширять представления детей о труде «хлеборобов», его общественной значимости.

2. Формировать представления о процессе происхождения хлеба и хлебобулочных изделий.

3. Развивать социальный и эмоциональный интеллект

4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда

Сроки реализации проекта : 03 – 14. 10. 2016 год

Предполагаемый результат:

• понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба.

• представления детей о последовательности этапов выращивания хлеба; технологии приготовлении хлеба, как полезного и необходимого продукта для жизни человека.

Этапы работы над проектом :

• подготовительный (целеполагание, разработка проекта,

• реализация проекта,

• презентация проекта.

Продукт проектной деятельности :

1. Выставка продуктов детского творчества «Хлебный натюрморт»

2. Создание мини – музея «От зерна до каравая»

3. Создание коллекции видов зерновых культур (центр экспериментирования)

4. Выпуск газеты «Хлеб – наше богатство»

5. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»

6. Соместное развлечение «Хлеб – всему голова»

7. Составление мнемотаблицы «Правила поведения с хлебом»

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный этап: постановка проблемы, планирование,

прогнозирование результатов/ продуктов проекта.

Цель: заинтересовать детей историей происхождения хлеба

Задачи:

- уточнить представления детей о происхождении хлеба;

- организовать образовательное пространство по теме проекта;

- способствовать обогащению детско-родительских отношений через вовлечение родителей в проектную деятельность.

Проблемные вопросы:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Что во главе стола стоит?

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Что необходимо чтобы испечь хлеб?

Проблемы (темы) самостоятельного исследования:

-как хлеб к нам на стол пришел?

Деятельность воспитателя:

Использует «Модель трех вопросов» - обсуждение будущей темы вместе с детьми. Уточняет, что дети знают, хотят узнать, что предполагают сделать для того, чтобы узнать, ведет записи высказываний детей.

Организует совместное планирование содержания и действий по теме проекта

Проводит викторину «Откуда хлеб на стол пришел

Обогащает развивающую предметно – пространственную среду по теме проекта игровыми, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, электронными образовательными ресурсами.

Деятельность детей:

Вступают в диалог, рассказывают, что они знают о хлебе, что им хочется узнать, высказывают предположения как это сделать. Принимают участие в обсуждении последовательности действий.

Участвуют в викторине «Откуда хлеб на стол пришел

Рассматривают книги, иллюстрации, фотографии по теме проекта, обсуждают между собой.

Приносят колосья пшеницы и других зерновых культур.

Деятельность родителей:

Рассказывают детям о пользе хлеба; вспоминают, как выращивают пшеницу и другие зерновые культуры на полях (по возможности, набдюдения во время загородных поездок).

Участвуют в викторине «Откуда хлеб на стол пришел

Знакомятся с целью и задачами проекта, принимают участие в обсуждении и составлении алгоритма работы по данной теме.

Принимают участие в оснащении развивающей предметно – пространственной среды.

2. Реализация проекта : организация разнообразных видов детской деятельности по теме проекта, поэтапная оценка.

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, эмоциональной отзывчивости по теме проекта.

Задачи:

1. Расширять представления детей о труде «хлеборобов», его общественной значимости.

2. Формировать представления о процессе происхождения хлеба и хлебобулочных изделий, о последовательности этапов выращивания хлеба.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Деятельность воспитателя:

Предлагает детям темы для диалога «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Польза хлебобулочных изделий»; «Блокадный хлеб»; «Берегите хлеб».

Рассматривает с детьми репродукции картин русских художников: И. Шишкин «Рожь», Т. Яблонская «Хлеб», В. Стажаров «Хлеб», «Калачи», К. Дацук «Русский хлеб», «Каравай», Г. Мясоедов «Страдная пора (Косцы)», С. Смирнов «Утро в пекарне», Б. Кустодиев «Булочник», А Корзухин «У краюшки хлеба» и др. (с использованием технологии ТРИЗ)

Рассматривает с детьми иллюстрации сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб : трактор, комбайн, сеялка, борона; альбома «Профессия – хлебороб»

Предлагает посмотреть слайдовую презентацию «Откуда хлеб пришел». Знакомит с профессиями агроном, тракторист, комбайнер, сеяльщица, мукомол, пекарь.

НОД «От зерна до каравая».

Экскурсия на кухню детского сада

Чтение художественной литературы детям о хлебе. Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Паустовский «Теплый хлеб», стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик», Я. Дягутите «Руки человека», В. А. Алмазов «Простите меня»; пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Беседует с воспитанниками о прочитанном.

Организует дидактические игры «От зернышка до булочки», «Что сначала, что потом», «Посчитаем зерна», «Назови профессию», «Сложи правильно», «Что из какой муки испекли», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Пекарня», «Хлебный магазин», «Кулинария»

Подвижные игры «Хлеборобы»; командная эстафета «Что нужно для замешивания теста»

Организует познавательно - исследовательскую деятельность: рассматривание и сравнение колосков (зерен) ржи, пшеницы, ячменя, овса; превращение зерна в муку (ступка, кофемолка); выращивание семян - наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы)

Организует продуктивные виды деятельности с детьми: оригами «Колосок», рисование с натуры «Хлебные колосья», аппликация из круп.

Предлагает детям создать коллективный коллаж «Хлебный натюрморт», «Вкусняшки в корзине»

Предлагает детям составить мнемотаблицу по правилам культуры поведения за столом, бережном отношении к хлебу

Деятельность детей:

Вступают в диалог, отвечают на вопросы воспитателя, слушают рассказ.

Составляют творческие рассказы по картине (по выбору)

Рассказывают народные приметы, обычаи, пословицы и поговорки о хлебе.

Рассматривают альбом «Профессия – хлебороб», иллюстрации с сельскохозяйственной техникой, обсуждают между собой

Составляют рассказы по теме «Как раньше хлеб выращивали

Принимают участие в играх – драматизациях по прочитанным сказкам

Выполняют задания дидактических игр

Обогащают опыт в игровой деятельности

Реализуют потребность в двигательной активности

Рассматривают и сравнивают колоски зерновых культур; молотят зерно в ступке; наблюдают за ростом злаков, фиксируют в дневнике наблюдением, делают выводы.

Принимают участие в продуктивных видах деятельности; рисуют с натуры, по замыслу, составляют узоры из круп.

Участвуют в создании коллективного коллажа «Хлебный натюрморт», «Вкусняшки в корзине»

Участвуют в мастер – классах.

Составляют мнемотаблицу

Деятельность родителей:

Виртуальная экскурсия в «Музей хлеба» в городах России: Санкт - Петербурге, Орхипо-Осиповке, в городе Ульм в Германии.

Посещают видео экскурсии в музеи мира по теме «Хлеб на картинах великих художников», вместе с детьми рассматривают репродукции картин русских художников по теме проекта, беседуют о содержании картины, помогают детям в составлении творческих рассказов.

Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах, хлебе.

Изучают народный фольклор, пословицы и поговорки о хлебе, народные традиции и обряды. Прививают бережное отношение к хлебу.

Разучивают народные пословицы и поговорки о хлебе

Мастер – класс «Соленое тесто»

Мастер – класс «Песочное тесто»

3. Презентация результатов проекта : презентация продуктов проекта и рефлексия – размышление над новым знанием или опытом.

Цель: структурирование полученных знаний у детей по теме проекта.

Задачи:

1. Закрепить полученные знания дошкольников через индивидуальные проекты.

2. Способствовать усвоению у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе.

3. Формировать нравственно-ценностные ориентации в ходе совместной образовательной деятельности.

4. Формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.

Деятельность воспитателя:

Предлагает организовать мини – музей «От зерна до каравая»

Проводит видео – интервью у воспитанников «Что я узнал о хлебе

Организует выступление детей в группе с презентациями личных исследовательских проектов

Оформляет выставку продуктов детского творчества.

Предлагает выпустить газету «Хлеб – наше богатство»

Предлагает провести конкурс пекарей «Рецепты бабушек и мам» - выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях.

Предлагает развлечение «Хлеб - всему голова»

Деятельность детей:

Предлагают свои варианты экспонатов мини – музея «От зерна до каравая». Помещают поделки, выполненные из соленого теста. Оформляют коллекцию зерновых культур.

Участвуют в видео – интервью «Что я узнал о хлебе

Выступают с индивидуальными проектами

Участвуют в выпуске газеты «Хлеб – наше богатство»

В домашних условиях вместе с родителями пекут разные хлебобулочные изделия.

Активно участвуют в развлечении, демонстрируют приобретенные знания, используя народный фольклор, традиции; получают удовольствие от проделанной работы.

Деятельность родителей:

Помогают в создании мини – музея.

В домашних условиях вместе с детьми пекут разные хлебобулочные изделия. Делают фотоотчет о совместной деятельности.

Оформляют Кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам»

Помогают в подготовке развлечения, участвуют в развлечении.

Организуют чаепитие.

Продукт проектной деятельности :

1. Выставка продуктов детского творчества «Хлебный натюрморт»

2. Создание мини – музея «От зерна до каравая»

3. Создание коллекции видов зерновых культур (центр экспериментирования)

4. Выпуск газеты «Хлеб – наше богатство»

5. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»

6. Соместное развлечение «Хлеб – всему голова»

7. Составление мнемотаблицы «Правила поведения с хлебом»

Список литературы

1. Пицков Ю. А «Как хлеб на стол приходит». М. Просвещение, 2003 г.

2. Амусина Л. К. «Хлеб всему голова», Воспитание школьников, № 9, 2004 г.

3. Адамович А., Гранин Д. «Блокадная книга», М., Советский писатель, 1982, 432 с.

4. Алмазов Б. А. Наш хлеб [Текст] : Научно-художественная книга / Рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л. : Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.

5. Давыдова М. А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст]. -Москва: Вако, 2007.-64с.

6. Кожокарь О. П. Формирование у дошкольников первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.

7. Назарова А. Ш. Роль социокультурных ценностей в формировании личности.

8. Подшибякина С. Ю. Хоровод круглый год [Текст]. - Волгоград: Учитель, 2004.-48с.

9. Смирнова Н. С., Тихонова М. В. Красна изба … [Текст]. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.

10. https://goodrecept.ru/?m=nots&id=DA5B433600 Хорошие рецепты- хлеб всему голова.

11. https://www.prohleb.ru/index.php?page=17 История создания хлеба

12. https://www.antiqueonline.ru/hleb.html Мифологический словарь

13. https://extusur.net/content/8_texnoxleb/3_1.html История возникновения хлеба и хлебопекарного производства

14. https://vo.od.ua/rubrics/raznoe/14025.php Хлеб фронтовой, хлеб блокадный.

15. https://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1 Хлеб. Энциклопедия символов

16. https://astrofizica.narod.ru/posobie/Index27.htm Блокадный хлеб

17. https://ussr-forever.ru/hleb/57-hlebmira.html Хлеб мира и войны

18. https://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5032/11628/715501/792032/792038 Самые знаменитые и интересные пословицы о хлебе.

19. https://kudago.com/spb/place/cankt-peterburgskij-muzej-hleba/

Публикации по теме:

«Слава Армии родной» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №115» Заводского района Г. Саратова Конспект по образовательной области «Познание» (Ребёнок и.

Конкурс «Честь и слава нашим защитникам»Конкурс «Честь и слава нашим защитникам» Скоро состоится праздник 23 февраля! Сейчас очень много разнообразных образцов поделок на эту тему в интернете. Но я бы хотела предложить.

Проект «Слава защитникам Отечества» Название: «Слава защитникам победителям» Актуальность: 23 февраля – праздник, День Защитника Отечества. Это важный и торжественный день.

Проект «Слава Армии родной!» Проект «СЛАВА АРМИИ РОДНОЙ!» Сроки реализации: две недели (февраль). Тип, вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой.

Проект «Слава армии родной». «… к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего детства» Д. С. Лихачев. «Любовь к родине – не отвлеченное.

Сценарий осеннего праздника в старшей, подготовительной группе «Слава хлебу на столе». Дети входят в зал, встают полукругом. Вед. : Снова Осень, снова птицы В теплый край лететь спешат И опять осенний праздник К нам приходит.

Макет «Слава пожарным»Макет «Слава пожарным» Работа была выполнена детьми подготовительной группы. Приняли участие: воспитатели Петрова Юлия Георгиевна и Рустамова Инна Юрьевна;.

Стенгазета «Слава русскому оружию»Стенгазета «Слава русскому оружию» В детском саду №286 «Солнышко» с 05. 12. 2016 года по 09.12.2016 в группах №10 «Звездочки» и №11 «Почемучки» прошла неделя «Воинской славы»,.

Проект «Слава русской стороне, слава русской старине»Проект «Слава русской стороне, слава русской старине» Направления: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Тема проекта:.

Этих дней не смолкнет слава… Цель: расширять представления детей о Великой Отечественной войне, о её защитниках. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа педагогического проекта «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 11:27
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД