Папки-передвижки

Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста

Татьяна Журавлева
Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста

Программа по формированию основ патриотического воспитания

у детей дошкольного возраста

МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 11

Ты лети, лети по свету, Голубь наш, из края в край. Слово мира и привета Всем народам передай! Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый, Облети весь шар земной.

Т. Коломиец

ЦЕЛИ:

Довести до сознания детей дошкольного возраста значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны.

Публикация «Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.

ЗАДАЧИ:

Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.

Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и детского сада.

Обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном городе.

Пропагандировать работу по патриотическому воспитанию детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.

ПЕРСПЕКТИВА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

К моменту выхода детей в школу они должны иметь первоначальные представления:

• об истории возникновения родного города;

• об исторических данных по району расположения детского сада;

• об истории возникновения учреждения;

• о героическом прошлом родного края;

• о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и предполагает:

активное взаимодействие педагогов детского сада и начальной школы;

взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников;

взаимодействие и сотрудничество с ветеранами ВОВ и труда;

взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детской библиотекой, ДШИ, Дом творчества, Краеведческий музей).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ.

Программа рассчитана на два полных учебных года.

Место реализации – детский сад.

ФОРМЫ РАБОТЫ :

беседы;

экскурсии к памятникам города и района;

музыкально-литературные композиции;

встречи с интересными людьми;

показ сказок и спектаклей;

продуктивная деятельность детей;

праздничные мероприятия;

выставки творческих работ детей и родителей.

ВРЕМЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1 раз в неделю в пределах 25-30 минут.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ:

педагогические советы;

выставки-конкурсы;

открытые занятия.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:

подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;

концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;

национальная доктрина образования в Российской Федерации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Основные задачи и разделы

Раздел Задачи

Путешествие в историю Вызвать интерес к жизни наших земляков.

Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство

«Вижу чудное раздолье …» Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах.

Вызвать интерес к жизни родного края.

Быт и традиции Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью.

Дать представление о продуктах питания.

Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому).

Дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха и др.)

«Этих дней не смолкнет слава» Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного края.

Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных Сил как долге перед Отечеством.

«Как чуден наш родной язык) Знакомство с видами устного народного творчества.

Дать представление о писателях, поэтах – земляках.

Руки – не для скуки Знакомить с историей возникновения русской народной игрушки.

Дать представление о кукле-самоделке.

Практиковать в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц Разделы

Путешествие в историю «Вижу чудное раздолье …» Быт и традиции «Этих дней не смолкнет слава» «Как чуден наш родной язык) Руки – не для скуки

Сентябрь «Наш город» Цель: расширять и уточнять знания о родном городе, закреплять умения узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни города.

«В гости к бабушке Арине». Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили; вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. «Наш славный район» Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут; дать знания о достопримечатель-ностях района.

«Сундучок бабушки Арины». Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. Материалы: сундук, игрушка-матрешка (семеновская, загорская, каргопольская, филимоновская, дымковская, запись русских плясовых мелодий

Октябрь «Москва – столица России». Цель: вызвать интерес у детей к столице нашей родине – Москве; желание узнать больше об этом городе, его истории; воспитывать уважение к людям, создававшим этот город. Тематическая беседа «Покров-день – 14 октября» Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот день, историю возникновения старинного обычая; воспитывать интерес к духовному наследию русского народа. Развлечение «Ярмарочное представление» Цель: увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью русского народного творчества; познакомить с понятием «устное народное творчество».

Ноябрь Тематическая беседа «В единстве наша сила» посвященная дню единства, согласия (04 ноября) Цель: показать детям на исторических примерах, на образцах литературных произведений силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями»); воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, товарищенство. Итоговое занятие: «Осенний праздник» Цель: уточнить знания детей о традициях празднования осени на Руси «Улицы нашего города» Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории города. Тематическая беседа «из чего ели и пили наши предки» Цель: знакомство детей с посудой (деревянная или глиняная); формирование интереса к особенностям русского быта в старину.

Декабрь «Россия на карте мира». Цель: дать начальные представления о местонахождении России на карте мира, глобусе, столицы России, своего города; уточнить, что такое Родина. «В русской горнице» Цель: продолжать знакомство детей с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница», рассказать об ее устройстве, воспитывать интерес к русским традициям. «Путешествие по родному району» Цель: продолжать знакомство с боевыми заслугами и достопримечатель-ностями родного района; дать детям знания о местах отдыха его жителей. «Богородская игрушка» Цель: знакомство с особенностями богородской игрушки.

Январь «Как начиналось русское государство» Цель: вызвать интерес к истории возникновения России; дать конкретные знания о зарождении Русского государства; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине. «Земля-мать. Сумей за нее постоять!» Цель: подвести к пониманию того, что человек человеку друг, товарищ и брат; формировать понятие «единства» всех, живущих на земле людей. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Цель: продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством, праздником Масленицей; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир вашему дому; дать представление о традиционной русской пище. «Знакомство с памятниками города и района» Цель: дать знания о том, как чтит народ людей, прославивших свою страну, город, район «В чудесной стране – Городец» Цель: знакомство с особенностями городецкой игрушки

Февраль Итоговое занятие: «Матушка-зима» Цель: формирование интереса к зимним русским традициям. Смотр солдатской песни (военной песни) Цель: дети, инсценируя, слушая солдатские песни, приобщаются к данному виду творчества; массовая строевая песня позволяет в большей степени прочувствовать сопричастность к общему делу, ощущение родства, единения Итоговое занятие «Праздник защитников Отечества», «Памятники защитникам Отечества» Цель: продолжать знакомить детей с достопримечатель-ностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества Клуб интересных встреч. Знакомство с местными писателями и поэтами.

Март «Жизнь на Руси в старину» Цель: вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарное представление о Христианстве; воспитывать адекватное отношение к воинам, стремление защищать свою Родину. «Комнатные растения в русской горнице и в наше время» Цель: закрепить понятие о том, что человек – часть природы, уточнить знания о назначении комнатных растений на Руси Тематическое занятие «Устное народное творчество – скороговорки» Цель: упражнять детей в адекватном применении произведений русского народного творчества на практике; познакомить с назначением скороговорки

Апрель «Мой город родной» Цель: закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяснить, что город – это результат труда людей разных поколений, что мы – хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться; познакомить с историей возникновения города; воспитывать нетерпимость к беспорядку, стремление сделать улицы, скверы своего города краше, чище, благороднее «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!» Цель: дать сведения о русском костюме, его особенностях, об использовании разных видов транспорта в разные времена года; познакомить с русской традицией – ярмаркой Итоговое занятие: «День Земли»

Май Итоговое занятие: «Наш родной город» Цель: закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечатель-ностях «Москва – город древний» Цель: уточнять и расширять знания детей о столице нашей Родины; вызвать интерес к истории возникновения Москвы, происхождению его названия; воспитывать гордость за принадлежность к своему Отечеству и его столице Итоговое занятие: «Этот День Победы…» Цель: обеспечить активное участие детей в празднике, посвященном Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности, высокой духовности, поэтичности, песенности

Публикации по теме:

«О чем мечтают дети»«О чем мечтают дети» О чем мечтают дети? У нас мечта одна: Пусть будет на планете Мир добрый, как весна! В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Сценарий праздника, посвященного 9 мая : 9 Мая - День Победы над фашистской Германией! Это замечательный светлый праздник мира! Вся страна ликует в эти дни! Каждый год как радостный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 декабря 2014 в 13:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД