Татьяна Журавлева
Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по формированию основ патриотического воспитания
у детей дошкольного возраста
МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 11
Ты лети, лети по свету, Голубь наш, из края в край. Слово мира и привета Всем народам передай! Чтобы взрывы не закрыли Небо черной пеленой, Голубок наш белокрылый, Облети весь шар земной.
Т. Коломиец
ЦЕЛИ:
Довести до сознания детей дошкольного возраста значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны.
Публикация «Программа по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада.
ЗАДАЧИ:
Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом.
Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного города и детского сада.
Обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном городе.
Пропагандировать работу по патриотическому воспитанию детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.
ПЕРСПЕКТИВА И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
К моменту выхода детей в школу они должны иметь первоначальные представления:
• об истории возникновения родного города;
• об исторических данных по району расположения детского сада;
• об истории возникновения учреждения;
• о героическом прошлом родного края;
• о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и предполагает:
активное взаимодействие педагогов детского сада и начальной школы;
взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников;
взаимодействие и сотрудничество с ветеранами ВОВ и труда;
взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (детской библиотекой, ДШИ, Дом творчества, Краеведческий музей).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ.
Программа рассчитана на два полных учебных года.
Место реализации – детский сад.
ФОРМЫ РАБОТЫ :
беседы;
экскурсии к памятникам города и района;
музыкально-литературные композиции;
встречи с интересными людьми;
показ сказок и спектаклей;
продуктивная деятельность детей;
праздничные мероприятия;
выставки творческих работ детей и родителей.
ВРЕМЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1 раз в неделю в пределах 25-30 минут.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ:
педагогические советы;
выставки-конкурсы;
открытые занятия.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:
подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
национальная доктрина образования в Российской Федерации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Основные задачи и разделы
Раздел Задачи
Путешествие в историю Вызвать интерес к жизни наших земляков.
Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство
«Вижу чудное раздолье …» Дать представление о размерах нашей области и её природных богатствах.
Вызвать интерес к жизни родного края.
Быт и традиции Знакомить с жилищем русского человека: с избой из бревен, печью.
Дать представление о продуктах питания.
Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому).
Дать представление о народных праздниках (Масленица, Новый год, Рождество, Пасха и др.)
«Этих дней не смолкнет слава» Знакомство с героическими боевыми достопримечательностями родного края.
Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных Сил как долге перед Отечеством.
«Как чуден наш родной язык) Знакомство с видами устного народного творчества.
Дать представление о писателях, поэтах – земляках.
Руки – не для скуки Знакомить с историей возникновения русской народной игрушки.
Дать представление о кукле-самоделке.
Практиковать в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц Разделы
Путешествие в историю «Вижу чудное раздолье …» Быт и традиции «Этих дней не смолкнет слава» «Как чуден наш родной язык) Руки – не для скуки
Сентябрь «Наш город» Цель: расширять и уточнять знания о родном городе, закреплять умения узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспитывать интерес к жизни города.
«В гости к бабушке Арине». Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили; вызвать интерес к русским традициям: помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает. «Наш славный район» Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут; дать знания о достопримечатель-ностях района.
«Сундучок бабушки Арины». Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству, глиняной и деревянной игрушке; установить связь между поделками и людьми, их сделавшими. Материалы: сундук, игрушка-матрешка (семеновская, загорская, каргопольская, филимоновская, дымковская, запись русских плясовых мелодий
Октябрь «Москва – столица России». Цель: вызвать интерес у детей к столице нашей родине – Москве; желание узнать больше об этом городе, его истории; воспитывать уважение к людям, создававшим этот город. Тематическая беседа «Покров-день – 14 октября» Цель: продолжить знакомство детей с календарно-обрядовыми праздниками Руси; рассказать о приметах, характеризующих этот день, историю возникновения старинного обычая; воспитывать интерес к духовному наследию русского народа. Развлечение «Ярмарочное представление» Цель: увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью русского народного творчества; познакомить с понятием «устное народное творчество».
Ноябрь Тематическая беседа «В единстве наша сила» посвященная дню единства, согласия (04 ноября) Цель: показать детям на исторических примерах, на образцах литературных произведений силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями»); воспитывать дружелюбие, взаимовыручку, товарищенство. Итоговое занятие: «Осенний праздник» Цель: уточнить знания детей о традициях празднования осени на Руси «Улицы нашего города» Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории города. Тематическая беседа «из чего ели и пили наши предки» Цель: знакомство детей с посудой (деревянная или глиняная); формирование интереса к особенностям русского быта в старину.
Декабрь «Россия на карте мира». Цель: дать начальные представления о местонахождении России на карте мира, глобусе, столицы России, своего города; уточнить, что такое Родина. «В русской горнице» Цель: продолжать знакомство детей с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница», рассказать об ее устройстве, воспитывать интерес к русским традициям. «Путешествие по родному району» Цель: продолжать знакомство с боевыми заслугами и достопримечатель-ностями родного района; дать детям знания о местах отдыха его жителей. «Богородская игрушка» Цель: знакомство с особенностями богородской игрушки.
Январь «Как начиналось русское государство» Цель: вызвать интерес к истории возникновения России; дать конкретные знания о зарождении Русского государства; воспитывать желание знать как можно больше о своей Родине. «Земля-мать. Сумей за нее постоять!» Цель: подвести к пониманию того, что человек человеку друг, товарищ и брат; формировать понятие «единства» всех, живущих на земле людей. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Цель: продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством, праздником Масленицей; объяснить смысл поклона, значение слов и выражений: спасибо, мир вашему дому; дать представление о традиционной русской пище. «Знакомство с памятниками города и района» Цель: дать знания о том, как чтит народ людей, прославивших свою страну, город, район «В чудесной стране – Городец» Цель: знакомство с особенностями городецкой игрушки
Февраль Итоговое занятие: «Матушка-зима» Цель: формирование интереса к зимним русским традициям. Смотр солдатской песни (военной песни) Цель: дети, инсценируя, слушая солдатские песни, приобщаются к данному виду творчества; массовая строевая песня позволяет в большей степени прочувствовать сопричастность к общему делу, ощущение родства, единения Итоговое занятие «Праздник защитников Отечества», «Памятники защитникам Отечества» Цель: продолжать знакомить детей с достопримечатель-ностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества Клуб интересных встреч. Знакомство с местными писателями и поэтами.
Март «Жизнь на Руси в старину» Цель: вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарное представление о Христианстве; воспитывать адекватное отношение к воинам, стремление защищать свою Родину. «Комнатные растения в русской горнице и в наше время» Цель: закрепить понятие о том, что человек – часть природы, уточнить знания о назначении комнатных растений на Руси Тематическое занятие «Устное народное творчество – скороговорки» Цель: упражнять детей в адекватном применении произведений русского народного творчества на практике; познакомить с назначением скороговорки
Апрель «Мой город родной» Цель: закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяснить, что город – это результат труда людей разных поколений, что мы – хозяева города, и каждый житель должен о нем позаботиться; познакомить с историей возникновения города; воспитывать нетерпимость к беспорядку, стремление сделать улицы, скверы своего города краше, чище, благороднее «Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся!» Цель: дать сведения о русском костюме, его особенностях, об использовании разных видов транспорта в разные времена года; познакомить с русской традицией – ярмаркой Итоговое занятие: «День Земли»
Май Итоговое занятие: «Наш родной город» Цель: закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечатель-ностях «Москва – город древний» Цель: уточнять и расширять знания детей о столице нашей Родины; вызвать интерес к истории возникновения Москвы, происхождению его названия; воспитывать гордость за принадлежность к своему Отечеству и его столице Итоговое занятие: «Этот День Победы…» Цель: обеспечить активное участие детей в празднике, посвященном Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности, высокой духовности, поэтичности, песенности