Наталья Новикова
Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста студии «Вместерилки»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете – ребенок, мечтает видеть его талантливым, удачливым, умным, а самое главное счастливым.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с окружающим его миром.
Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Публикация «Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста студии „Вместерилки“» размещена в разделах
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для эмоционального развития детей.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. На разных уровнях детского развития эстетическое восприятие имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему.
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое и эмоциональное воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Рабочая программа имеет цель : развивать эмоциональную сферу, коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе ознакомления с изобразительным искусством, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Познакомить детей с видами искусства;
обогащать художественно – эстетический опыт;
формировать умения детей выражать свои эмоции, осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе художественно – творческой деятельности.
развивать творческую активность,
поддерживать потребность в самоутверждении,
развивать эмоциональную отзывчивость в процессе восприятия окружающего мира посредством произведений искусства
воспитывать художественный вкус,
интерес к изобразительному искусству.
Задачи студии первого года обучения:
1. Формировать знания о различных видах искусства
2. Вызвать интерес к различным видам изобразительного искусства.
3. Формировать умения взаимодействовать с другими детьми
4. Развивать композиционные умения
5. Формировать эстетическое отношение к миру
Задачи студии второго года обучения:
1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
2. Формировать умения выражать эмоции от увиденного в работах не только художников но и своих сверстников.
3. Вызывать эмоциональное отношение к продукту своей деятельности.
4. Обогащать художественно – эстетический опыт.
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
Многослойное вырезывание
Обрывная аппликация
Торцевание
Аппликация из ниток
Паутинка
Оригами
Бумагапластика
Шариковая аппликация
Мозаика.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов аппликации рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. А главное дети получают положительные эмоции, испытывают радость от общения, результата своей деятельности и своих достижений.
Организация работы.
Программа студии рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Продолжительность – 20 - 25 минут ; 1 раз в неделю старшая группа
25 – 30 минут; 1 раз в неделю подготовительная к школе группа.
Материал:
бумага
природный материал
сухоцветы
картон
крупы
яичная скорлупа
нитки
гофрированная бумага
шнуры
паетки
салфетки
ватные диски.
Приемы и методы:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игр. методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Вся работа строится по принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,
2. Обеспечение главных условий общения,
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,
4. использование различных коммуникативных средств.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
Творческий отчет воспитателя – руководителя студии.
Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.
Учебно – тематический план
1 год
№ п/п тематика
1 Натюрморт
Фруктово – ягодный коктейль
Овощной хоровод
Цветочная поляна
Винтажная ваза
За грибами в лес пойдём
Чаепитие
Натюрморт, что это
Вкусный натюрморт
Натюрморт из овощей
Виды натюрморта
Астры в вазе
Колокольный перезвон
За грибами в лес пойдем
Чайный сервиз с яблоком
Новогодние шары
С новым годом
2 Пейзаж
Цветущая яблоня
Зимнее дерево
Ветреная погода
Два дерева
Хвойные деревья
Календарь «Времена года»
Все о пейзаже
В лиственном лесу
В гости к елочке пойдем
Перспектива в пейзаже
В густом лесу
Черное, черное море
Это мой дом
Овечки на лугу
Пейзаж «Наш город»
2 год
№ п/п тематика
1 Портрет
Веселые матрешки
Какие разные мордашки
Школа причесок
Голова человека
Что такое портрет
Это я
Портрет моего друга
Возраст человека в портрете
Рисование любимой мамочки
Это мой папа
Сказка в гости к нам идет
Человек в движении
Зимние забавы
Здравствуй, здравствуй новый год!
Любимый сказочный герой
2 Я - художник
Ежик в лесу
Собачка
Ежики
Аквариум и его обитатели
Морские животные
Папочке на праздник дарим мы подарок
Мамочке любимой
Откуда берется красота
Зимующие птицы
Перелетные птицы
Жар – птица
Ох, уж, эти сказочки
Иллюстрирование сказки «Колобок»
По дорогам сказки «Теремок»