Папки-передвижки

Программа курса «Подготовка к школе» (обучение грамоте, подготовка к чтению)

Ольга Всеволодовна Прокопьева
Программа курса «Подготовка к школе» (обучение грамоте, подготовка к чтению)

Пояснительная записка

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Публикация «Программа курса „Подготовка к школе“ (обучение грамоте, подготовка к чтению)» размещена в разделах

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Программа по обучению грамоте «Сказка – рядом с нами» предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Она может применяться в дошкольном учреждении, как узкоспециализированная в рамках программ : «Радуга» Т. Н. Дороновой, в разделе «развитие речи» и «обучение грамоте», «Из детства в отрочество» Т. Н. Дороновой и порциональной программе Д. А. Сохин, О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи». А так же, как дополнительная, для использования кружковой и индивидуальной работы в ДОУ и с родителями.

Успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и, в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности, так и частных способностей, в том числе и коммуникативных, которые развиваются и на занятиях по обучению грамоте.

Подготовка детей по данной программе – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка, развития и совершенствования таких психических процессов как внимание, мышление, воображение, память.

Социализация также играет немаловажную роль для подготовки детей к школе. Один из возможных путей, контролируемого, целенаправленного социального развития лежит через игру и художественную литературу, и особенно сказку. В данной программе все занятия строятся на сказочном сюжете, который очень близок и понятен ребенку.

Сказки в числе любимых книг детей дошкольного возраста, народные и волшебные сказки более других произведений фольклора известны и близки детям.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамку обычной жизни, дает представление о неизвестном, а потому пугающем. И этот сказочный мир они воспринимают активно. Когда ребенок увлекается сказкой, он сам становится участником событий. В тесном контакте со сказкой происходит знакомство с родным языком, с его звуковой стороной. Сказка еще полезна и тем, что является мостом приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории, а также она является самым действенным способом в решении психологических проблем ребенка.

Использование в работе методического комплекта обеспечивает ориентацию на российскую культуру (стихи, пословицы, загадки, иллюстрации).

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Программа по обучению грамоте базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, разработанных Элькониным Д. Б., Давыдовым В. В., Выготским. Л. С. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребёнка является периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Именно поэтому целенаправленную работу необходимо начинать с 4 х-5 летним ребёнком.

Все занятия программы построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают, продолжают и заканчивают одну тему.

Основное назначение программы

Игровые формы речевой деятельности влияют на формирование произвольности психических процессов, т. к. у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях сказочного пространства дети активизируются. Использование на занятиях игр-путешествий, игр-приключений помогает пробудить познавательный процесс. Включаясь в игровую ситуацию, ребенок сосредотачивается на содержании развертываемых событий, выполнение речевых задач по сюжету.

На основе действий с предметами – заместителями (иллюстрации персонажей сказки или кукла, фишка-символ звука) ребенок учится мыслить о реальном герое. Дети помогают герою делить слова на слоги, волшебными фонариками-фишками указывают нужный путь, беседуют с ним.

Исходя из этого, главной целью данной программы является создание условий для достижений оптимального уровня речевого развития, индивидуально-психологической подготовки к школе, а также развитие познавательных и психических процессов;

- развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения.

Используя игровую форму, решаются такие задачи:

1. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности речи.

2. Ориентировка детей в звуковой и смысловой стороне речи, проведение звукового анализа слов.

3. Создание условий для творческого выражения ребенка в составлении рассказов, работе над предложением.

4. Овладение детьми способами интонационного выделения звука в слове связанного со слоговой структурой слова.

5. Создание игровой ситуации для понимания детьми словесного ударения.

6. Осмысление связей: «Я и другие», «Я и веши», «Вещи подлинные и выдуманные».

Структура программы

Первый этап программы рассчитан на образование детей 4-5 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год (1 занятие в неделю).

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет (2 занятия в неделю).

Курс программы разделен на несколько тем:

1. Изучение звуков в речи.

2. Работа со словом.

3. Работа с предложением.

4. Развитие речи.

Контроль за качеством работы по усвоению детьми материала может проводиться 2-3 раза в год в форме праздников, открытых занятий, дня открытых дверей.

Работа по данной программе позволяет ребенку почувствовать себя творцом, личностью, по-иному воспринимать окружающий мир, с большей активностью включаться в коллективную деятельность, участвовать в диалоге, приобщаться к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сроки реализации программы

Программа «Сказка – рядом с нами» рассчитана на 3 года при проведении занятий по 2 раза в неделю в старшей и подготовительной группе и 1 занятие раз в неделю в средней группе.

Общий объем занятий:

Средняя группа – 16

Старшая группа – 54

Подготовительная группа – 58

От возраста к возрасту идет постепенное усложнение материала, методов, приемов в обучении родному языку. Программа может быть использована в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:

1) по развитию речи;

2) по ознакомлению с окружающим миром;

3) по обучению грамоте;

4) по подготовке руки ребенка к письму.

Также все предлагаемые игры, упражнения, задания можно использовать в свободной игровой деятельности, рекомендовать для работы с детьми дома.

Методические рекомендации

Приемы, используемые в работе:

1) Название слов на заданный звук, слог.

2) Нахождение звука в слове.

3) Определение ударного звука.

4) Звуковой анализ слов.

5) Образование слов.

6) Перестановка слов в предложении.

7) Составление предложений из 3-4-5 слов.

8) Составление рассказов по картинке.

9) Озвучивание «мультфильмов».

10) Переделывание сюжета сказок и т. п.

В работе также используются игры:

«Веселый светофор», «Звук потерялся», «Перепутанные слова», «Звучок заблудился», «Я начну, а ты продолжи», «Спроси-ответь», «Раздели слово на части», «Пирамида слов», «Звуковые часы», «Домики-гномики», «Где я был, и что я видел», «Что каким бывает», «Назови по-другому», «Озвучим мультфильмы» и т. д.

Методическое сопровождение

Программа «Сказка – рядом с нами» представляет комплекс методических пособий, в которых содержится:

1 Развернутые рекомендации по реализации целей и задач программы; подробное планирование и конспекты занятий.

2 Рабочие тетради с развивающими играми и упражнениями.

3 Демонстрационный материал для совместной работы на занятиях для детей и педагога.

4 Тетрадь с дополнительными материалами, проверяющими уровень усвоения программы.

5 Тетрадь кружковой работы.

В программу также входят занятия по подготовке руки ребенка к письму, где решаются такие задачи:

1. Развитие мелкой моторики рук.

2. Развитие умения ориентироваться на листе бумаге, находить середину листа, правый, левый, верхний, нижний углы.

3. Проводить прямые, косые, замкнутые линии.

4. Уметь отсчитывать клетку, повторять рисунок по клеткам.

Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" г. Мичуринска "Использование приёмов мнемотехники и моделирования в развитии связной.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа курса «Подготовка к школе» (обучение грамоте, подготовка к чтению)
Опубликовано: 15 мая 2014 в 06:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД