МААМ-картинки

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская сторонка, это Родина моя»

Ольга Пономарёва
Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская сторонка, это Родина моя»

Отдел образования Муниципального образования «Макаровский городской округ»

Методическая разработка «Это русская сторонка, это Родина моя»

Выполнили: Заместитель заведующей по УВР МДОУ «Детский сад №2

«Аленький цветочек» г. Макарова» Пономарева О. А. г. Макаров, 2012г.

I. Пояснительная записка

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Публикация «Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: „Это русская сторонка, это Родина моя“» размещена в разделах

Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

1. Обоснование актуальности программы

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

2. Цель и задачи программы

Цель:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с профессиями взрослых; обычаями и традициями своей малой родины.

• Развивать экологическую культуру, гуманное отношение ко всему живому через творческую деятельность.

Воспитывать у ребенка любовь и уважение к своей семье, родному краю, защитникам Отечества.

3. Педагогические принципы программы

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

7. Выполнение норм Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.1.2660-10.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

Закон РФ «Об образовании».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Программа «Патриотическое воспитание граждан» муниципального образования «Макаровский городской округ» Сахалинской области на 2011 – 2015 г.

Устав МДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой).

Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.

Закон Сахалинской области «О памятных днях Сахалинской области» от 17.06.2008г., № 52- 30.

Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009 – 2015г».

СанПиН 2.4.1.2660-10.

II. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

3 раздел «Город, в котором я живу».

4 раздел «Наша кладовая».

1 раздел «Вместе дружная семья».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

4. Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

2. Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

3. Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

Задачи:

1. Формировать представление об исторических корнях города.

2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.

3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

Задачи:

4. Формировать представление об основных профессиях жителей города.

5. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

6. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

III. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3-4 года.

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4-5 лет.

С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном городе.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т. д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5-6 лет.

Знать свой домашний адрес, название города, округа.

Иметь представление о символике города, округа.

Знать название близлежащих улиц.

Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и остров Сахалин.

Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе.

Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различать некоторые рода войск.

6-7 лет.

Краткие сведения об истории города, округа.

Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знать герб, флаг Сахалинской области и своего города.

Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Сахалинской области, г. Макарова.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

IV. Этапы внедрения программы

Сбор информации.

Разработка и внедрение программы.

Разработка и реализация плана программы.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

Регулирование выполнения программы.

Текущий мониторинг выполнения программы.

Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

Изучение методической литературы.

План работы на год.

Комплектование творческой группы.

Составление разделов плана творческой группой (по годам).

Обсуждение проектов каждого плана.

Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

Организация и проведение семинара по изучению программы.

Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

Консультации.

Проведение семинарских занятий.

Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

Самообразование.

3. Использование результатов работы

Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).

Оформление результатов работы.

Написание творческих работ, проектов.

Выступление в СМИ.

4. Мероприятия поддержки

Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.

Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей.

Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.

Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.

5. Итоговый анализ

Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.

Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

Оформление результатов работы.

Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

VI. Тематическое планирование

II младшая группа (3-4 года)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» Природоохраня-емая акция «Сохраним цветок» Целевая прогулка (растения участка, природа родного края)

Октябрь Беседа «Моя семья» Образовательная деятельность «Мама, папа, я - семья» рисование «Портрет семьи» «Как животные родного края к зиме готовятся»

15 мин. 15 мин. 15 мин

Ноябрь «Варвара – краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). Беседа «Хорошо у нас в саду» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Декабрь Природоохраня-емая акция «Покормите птиц зимой» Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Музей «Друзей и дружбы» - что мы там видели.

Январь Беседа «Мой родной город». конструирование «Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

15 мин. 15 мин.

Февраль «Белая береза под моим окном» - деревья в родном городе. рисование «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным?»

15 мин.

Март «Я и моя мама». Рисование: «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Проект «Помоги растению».

15 мин. 15 мин.

Апрель «Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный».

15 мин.

Май Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В. Степанова «Наша природа». Беседа «Наш город».

15 мин.

Июнь Природоохраня-емая акция «Посади цветок» Экскурсия в сквер к памятнику Адмирала С. О. Макарова Беседа «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю»

Июль Познавательное развитие «Труд воспитателя». Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». «Друзья наши меньшие» - знакомство с бурым медведем Сахалинских лесов. Беседа «Макаров – моя родина».

15 мин.

Август Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». Рассматривание фотоальбома «Город Макаров» здания и памятники города. Разговор – беседа

«Наша дружная семья».

15 мин. 15 мин.

Средняя группа (4-5 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Занятие «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Акция «Сохраним цветок» «В нашем детском саду» Труд взрослых.

20 мин.

Октябрь Беседа «Семья» - дать понятие семья, о родственных отношениях. Прохождение экологической тропы – природа

г. Макарова «Семейная фотография» - расширение знаний о своей семье. Проект «Мой родной город».

Ноябрь Экскурсия «С чего начинается Родина (улицы города). Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» С. Черный «Когда никого нет дома» -чтение стихотворения. Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом».

Декабрь Рисование «Построим большой дом». Беседа «Мое здоровье». Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. «Моя семья» - любимые занятия родителей и других членов семьи.

20 мин.

Январь Природоохраня-емая акция «Покорми птиц зимой». Проект «Дружат дети на планете». Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. Досуг «Рота, подъем!»

25 мин.

Февраль «Мы следопыты» - о жизни диких животных в Сахалинских лесах. «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. «На земле, в небесах и на море» - об армии, о родах войск. «Папы, дедушки - солдаты» - о государственном празднике «Защитники Отечества».

Март «Наша мама лучше всех». «Город. Транспорт. пешеход». «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) Развлечение «Быть здоровыми хотим». 20 мин.

Апрель «Мой город», рассматривание альбома о городе Макарове. «В гости к деду Природоведу» - экологическая тропа весной. Беседа «Помощники» - об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. Знакомство детей с флагом России и Сахалинской области.

Май Экскурсия по праздничным улицам города. Рассказ воспитателя «О Дне Победы». Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. Целевая прогулка к «Стеле памяти» посвященной Великой Отечественной Войне.

20 мин.

Июнь Акция «Озелени участок» Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Рассказ воспитателя о лекарственных растениях.

20 мин. 20 мин.

Июль Экскурсия к памятнику Адмирала С. О. Макарова Проект (рисования) «Мой детский сад». Досуг «Преодоление препятствий». Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Макарова».

20 мин. 20 мин.

Август Акция «Природа просит защиты» - бережное отношение к природе родного края. Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». «Мой край задумчивый и нежный».

Старшая группа (5-6 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Рассказ воспитателя «О Дне освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов». Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края, г. Макарова).

20 мин.

Октябрь Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края». Рассматривание карты России, карты Сахалинской области (местоположение г. Макарова).

20 мин.

Ноябрь Беседа «Чем славится

г. Макаров» (на основе наглядного материала). Экскурсия к строительству нового дома. «Поиграем в экономику» (что из чего сделано) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

20 мин.

Декабрь «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. Природоохраня-емая акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В. Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба г. Макарова. История возникновения

г. Макарова. Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества.

30 мин.

Март Праздник, посвященный международно-му женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Макарова. Природоохраня-емая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

г. Макарова». Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми

г. Макарова».

30 мин.

Апрель Беседа с детьми «Люди каких национальнос-тей населяют наш город». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Макарову». «Кем работают наши родители». Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников

Май Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ г. Макарова. «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда коренных народов». Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

30 мин.

Июнь «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

25 мин.

Июль Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с заказником «Макаровским», с животными, занесенными в Красную книгу.

20 мин.

Август Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги г. Макарова. «Символика города». «Наша дружная семья» - о коренных народах населяющих город.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Конкурс рисунков «Памятники героям» посвященным к Дню освобождения Сахалина и Курил от японских милитаристов. Родные просторы (знакомство с местоположением г. Макарова на карте). «Край, в котором мы живем». Проект «Наше дерево».

30 мин.

Октябрь «Как можно стать юным экологом». Посещение Центральной районной библиотеки «Как все начиналось?» Встреча со старожилами, первопроходцами г. Макарова. Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». Экскурсия по близлежащим улицам

г. Макарова. Рассказ педагога о происхождении названий улиц.

30 мин.

Ноябрь Проект (занятие) «Символика Сахалинской области» (изобразительная и музыкальная деятельность). Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессией лесника, егеря. «Кладовая

г. Макарова» (полезные ископаемые округа). Спортивный досуг, посвященный Дню матери.

30 мин. 30 мин.

Декабрь Беседа «Важные даты Сахалинской области и

г. Макарова». Экскурсия в музейную комнату школы №1 (преемственность). Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу елку». Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов».

Январь Спортивное развлечение «Достань пакет», «Ориентировка по карте».

30 мин. Чтение З. Александрова «Дозор». А. Нехода «Летчики». Экскурсия в Центральную районную библиотеку. Знакомство с поэтессой г. Макарова Таей Немовой. Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города, встреча с советом ветеранов города.

Февраль Природоохраня-емая акция «Помогите птицам зимой». Оформление альбома «История детского сада «Аленький цветочек» в фотографиях». Операция «Радость» изготовление подарков и вручение солдатам воинской части

г. Макарова. Праздник- День Защитника Отечества.

30 мин.

Март Праздник «Наши мамы».

«Все профессии нужны, все профессии важны». Беседа с использованием эксперимента «Край суровый и ласковый» (климатические особенности). Рассказ педагога о Героях Советского Союза: капитане Л. В. Смирных, сержанте А. Е. Буюклы.

30 мин.

Апрель Досуг «Зеленая служба Айболита» (к всероссийскому дню здоровья). «Чем богат наш край» - экскурсия в краеведческий музей. Проект (рисование) «Язык орнаментов». Беседа «Архитектура родного города». акция «Спасти и сохранить».

30 мин. 30 мин.

Май Экскурсия к «Стеле памяти». посвященной ВОВ. Рассказ педагога о заповедных местах Макаровского района. Викторина «Конкурс знатоков родного города». «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников.

30 мин.

Июнь День взаимопомощи «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Беседа «Красная книга Макаровского округа». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Игра – фестиваль «Загадки Лешего».

Июль Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Досуг «Зарница». Беседа «Зачем людям нужна вода?» Составление творческих альбомов по рассказам детей «Мой город».

30 мин.

Август Государственная символика, символика города, Сахалинской области (День флага). Праздник корейского народа (традиции, игры, обряды). Досуг «Наши друзья деревья».

Операция «Радость» - изготовление подарков для участников войны в мирное время. Встреча с участниками Чеченской и Афганской войны (подарки, благодарственные письма).

30 мин.

VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Взаимодействие с родителями

№ п\п Мероприятия Сроки выполнения Ответственные

1 Проведение родительского всеобуча. По плану ДОУ Заведующий, методист

2 Выставка цветов и композиций посвященных Дню города. Сентябрь Воспитатели, родители, методист

3 Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края). Октябрь Воспитатели

4 Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». Ноябрь Воспитатели, родители, методист

5 Круглый стол, посвященный Дню матери. Ноябрь Воспитатели, психолог, методист

6 День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Декабрь Заведующий, методист, воспитатели

7 Оформление стенда «Древо своей семьи». Январь Родители, воспитатели

8 Конкурс плакатов «Защитники Отечества». Февраль Воспитатели, родители, методист

9 Досуг «Мой – папа». Февраль Физинструктор, родители

10 Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». По плану ДОУ Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители

11 Организация совместных занятий детей и родителей. Апрель

12 Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам». Апрель Родители, воспитатели

13 День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». Июнь Родители, воспитатели

14 Экологический форум «Съезд животных Сахалинских лесов». Июль Родители, воспитатели, методист

15 Участие в празднике корейского народа населявшего г. Макаров. Август Родители, воспитатели

VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Макарова, Сахалинской области, их символика).

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т. д.

«Наш город» и т. д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Макаровского округа. Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Экскурсии в краеведческий музей г. Макарова;

Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы.

Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

Оформление групповых комнат.

Благоустройство ДОУ.

Труд бытовой в природе.

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Природоохраняемые акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1,2).

IX. Материально-техническое сопровождение

• Дидактические и наглядные пособия;

• современные средства ТСО;

• методическая литература;

• Репродукции картин;

• картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;

«Моя семья»;

• художественная литература;

• пособие «Заповедники и заказники Сахалинской области»;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• карты, атлас Сахалинской области;

• символика Сахалинской области и г. Макарова, глобус и т. д.

• семейные фотографии

• видео - пособия

• мультимедийная система

• Интернет – ресурсы.

Используемая литература

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г.

2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.

3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г.

4. Евтушенко С., Л. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6 стр. 118-121

5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 11-13

6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2 стр. 3-8

7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 3-10

8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12 стр. 31-36

9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 10-19

10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8 стр. 27-29

11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 52-54

12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.

13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.

Публикации по теме:

Лучший детский сад — нашЛучший детский сад — наш В Республике Марий Эл подведены итоги республиканского конкурса «Детский сад 2012 года». Экспертная группа проверила содержание представленных.

Выступление «Сердце отдаю детям» Вот уже 45 лет наш детский сад «Звездочка» радушно открывает свои двери для самых маленьких жителей нашего городка. Одним из приоритетных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по патриотическому воспитанию дошкольников: «Это русская сторонка, это Родина моя»
Опубликовано: 3 февраля 2013 в 06:08
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД