Маргарита Ефимкина
Программа по плаванию для дошкольников: методическое обеспечение, прогнозируемый результат
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое обеспечение
Группа формируется из детей прошедших медицинский осмотр и допущенных до занятий плаванием. Перед началом занятий с детьми проводят специальные беседы. Им рассказывают о правилах личной гигиены, которые нужно соблюдать и при мытье под душем, и во время пребывания в воде, и после окончания занятий. Знакомят с правилами поведения в бассейне, в душевой. Объясняют значение водных процедур, купания и плавания для укрепления здоровья, закаливания. Показывают помещения бассейна, рассказывают о том, какие купальные принадлежности должен иметь каждый.
Публикация «Программа по плаванию для дошкольников: методическое обеспечение, прогнозируемый результат» размещена в разделах
Контроль за санитарным состоянием бассейна и температурой осуществляет медицинская сестра. В начальный период обучения температура воды в бассейне должна быть от +30 до 32. Важно присутствие медсестры на занятиях, которая должна наблюдать за состоянием детей, оказать при необходимости медицинскую помощь. Она регистрирует о посещение детьми бассейна, указывает причины пропуска занятий.
Перед началом занятия под присмотром медсестры дети моются с мылом под теплым душем, после чего принимают прохладный душ, надевают чистые плавки и проходят по обходной дорожке к лестнице. Важно обращать внимание детей на правильный подъем и спуск по лестнице спиной в воду. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не оступился, не поскользнулся, предупредить его неожиданное падение в воду. Поэтому на первых порах надо научить входить в воду каждого ребенка.
Преподаватель отвечает за безопасность детей на занятиях. Он должен ни на одно мгновение не выпускать из поля зрения ни одного из них.
Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность. Объясняя задание, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять движение, на что при этом обратить внимание (оттолкнуться сильнее, чтобы проскользить подальше; произвести полный выдох в воду, чтобы, всплыв на поверхность воды, снова сделать вдох).
Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствует постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить необходимые усилия для достижения цели. От того, на сколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровень усвоения ребенком предлагаемого материала.
Занятия должны проводится систематически. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, попеременное выполнение упражнений и игр. При систематических занятиях достигаются хорошие результаты в физическом развитии детей. Последовательное увеличение нагрузки при этом является важным условием предупреждения травматизма.
Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках и т. п.) является одним из условий обучения детей. В этом – залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники.
Индивидуальный подход в обучении необходим при работе с детьми дошкольного возраста : организм ребенка еще не полностью сформировался и окреп, как чрезмерная, так и недостаточная физическая нагрузка неблагоприятны для его развития.
Принцип наглядности при обучении плаванию – один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Чтобы у детей создалось целостное представление об изучаемом упражнении, как на первом, так и на последующих занятиях им многократно показывают движения и приемы игры. Показ должен быть четким, правильным и сопровождаться пояснениями.
Особенно важен показ упражнений проводимых в воде: дети не только зрительно воспринимают последовательность движений, но и убеждаются в том, что выполнение их в воде вполне возможно. Это, в свою очередь, придает им уверенность и смелость, способствует быстрому формированию новых умений и навыков.
Показывать упражнения лучше всего непосредственно перед их выполнением. Полезно привлекать к показу самих детей, так как они любят демонстрировать свои достижения преподавателю или сверстникам.
Нужно помнить, что мышление детей среднего дошкольного возраста образно. Поэтому целесообразно широко применять образные сравнения и в названиях и объяснениях упражнений. Такие названия, как «раки», «стрела» и др., помогают создать реальные представления о выполнении упражнения, облегчают обучение. Образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно.
На занятиях по плаванию недопустима чрезмерная строгость, но преподаватель должен пользоваться авторитетом. Его взгляд, выражение лица, тон, жест призывает детей к организованности и внимательности. Это помогает детям сосредоточиться, приучает их выполнять задание по первому требованию преподавателя. На занятиях можно напоминать детям, что их усилия контролируют, часто повторяя: «смотрю», «покажи», «сделай», «послежу» и т. д.
Занятия плаванием очень эмоционально воспринимаются детьми. Они с удовольствием плещутся, брызгаются, плавают. Но иногда их поведение в воде становится слишком шумным. Чрезмерно возбуждаясь, дети перестают реагировать на указания преподавателя, не выполняют его требования. В таком случае нужно сделать ребенку замечание и объяснить, чем оно вызвано. Детей, грубо нарушающих дисциплину, можно выводить из воды.
Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности и инициативы.
Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Они являются основным средством обучения детей.
Процесс начального обучения плаванию разбит на несколько этапов:
1-й этап : «Приближаемся к воде» (занятие 1-8) Прежде всего, надо научить ребенка без колебаний входить в воду и окунаться, тем более, если раньше он не купался. Большинство детей 4-6 лет поначалу входят в воду нехотя, нерешительно, с опаской поглядывая по сторонам и не желая передвигаться в ней. Поэтому, на данном этапе, преподаватель должен находиться вместе с детьми в воде.
2-й этап: «Погружаемся в воду» (занятие 9-20). Обучать ребенка погружению следует на глубине по пояс, соблюдая при этом определенную последовательность: сначала детям предлагают помыть руки, плечи, полить себе на грудь, шею, лицо, спину, а после медленно присесть, погрузившись по шею. На данном этапе происходит ознакомление ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью преподавателя и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
3-й этап: «Осваиваем дыхание и открывание глаз в воде» (занятие 21-36). Начинать необходимо с имитационных упражнений на дыхание на суше. После этого ребенка учат погружаться в воду с головой задерживая дыхание на вдохе, совершая короткие погружения. Затем знакомят с простейшими упражнениями, подводящими к овладению выдохом. Овладение энергичным выдохом в воду разной силы и продолжительности требует времени.
Умение открывать глаза и смотреть в воде необходимо. Оно помогает сохранять нужное направление движения, облегчает ориентировку во время ныряния.
4-й этап: «Осваиваем всплывание и лежание» (занятие 37-44). На данном этапе занимающиеся должны почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.
5-й этап «Осваиваем скольжение» (занятие 45-52). Скольжение сопряжено с продвижением вперед. Энергию движения тело приобретает за счет сил, возникающих при отталкивании. Поэтому детей учат отталкиваться ногами от дна, а далее от бортика бассейна, вперед, выпрямляя ноги. Скольжение на груди и на спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца – равновесие, обтекаемое положение тела
4-й и 5-й этапы обучения связаны с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно.
6-й этап: «Плывем» (занятие 53-72). Полученных навыков уже вполне достаточно, чтобы хорошо освоить плавание каким-либо способом. Элементы техники кролем на гриди и на спине осваивают следующим образом:
• Разучивание движений ног: а)на суше (имитация) и с опорой на месте в воде; б) в скольжении с опорой руками с задержкой дыхания; в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
• Разучивание движений рук: а) на суше и стоя в воде; б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении; в) то же в согласовании с дыханием; г) плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами.
• Разучивание способа плавания в целом, т. е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.
• Совершенствование плавания с полной координацией движений.
На всех этапах обучения максимально используются разнообразные игры и развлечения на воде. Они, как правило, сопровождаются высоким уровнем положительных эмоций, а это – залог успешного обучения. Выбор игры зависит от педагогических задач обучения.
Прогнозируемый результат
К концу обучения дети должны иметь представление о свойствах воды, о ее выталкивающей и поддерживающей силе. Дети должны уметь держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, самостоятельно выполнять упражнение : вдох-выдох в воду несколько раз подряд, выполнять элементарные движения ногами и руками кролем на груди и на спине.
Контрольные упражнения:
1-й этап – Ребенок должен научиться самостоятельно входить в воду и окунаться.
2-й этап – Уметь самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия в воде.
3-й этап – Уметь задерживая дыхание на вдохе, погружаться и выполнять выдох в воду. Уметь открывать глаза в воде.
4-й этап - Уметь всплывать и лежать на поверхности воды на груди и на спине.
5-й этап – Уметь скользить на груди и на спине.
6-й этап – Уметь плавать кролем на груди и на спине с полной координацией движений.