Маргарита Ефимкина
Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная образовательная
организация дополнительного
образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Направленность: физкультурно-спортивная
Составитель:
тренер-преподаватель
Ефимкина М. В.
г. Суворов
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развития плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучению плавания направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста- 4-6 лет, сроком на один год обучения.
Занятия проводятся в нестандартном бассейне «лягушатник», размером 3х4 м., глубиной до 0.8м. и в спортивном зале. Продолжительность одного занятия 40 мин (10мин. на суше и 30 в воде).
Количество обучающихся в группе 6-8 чел.
Цели и задачи
1. Привитие любви к плаванию
2. Создание фундамента общеплавательной подготовки
3. Разносторонне физическое развитие, укрепление здоровья, закаливание.
Теоретические занятия
Гигиенические требования к занятиям плаванием
Для занятий в бассейне каждому ребенку нужно иметь плавки, резиновую шапочку, мыло, губку, полотенце, сланцы. Приходя на занятие, все принадлежности дети приносят с собой в специальной сумке. Перед началом занятия в бассейне, каждый ребенок должен как следует вымыться под душем с губкой и мылом, под наблюдением медсестры бассейна. После занятия ребенок должен уметь тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище, ноги.
Правила поведения в бассейне и спортивном зале
К занятиям плаванием допускаются дети прошедшие медицинский осмотр и имеющие справку врача. В помещении бассейна нельзя бегать. После посещения душа ребенок должен спокойным шагом пройти по обходной дорожке и держась за поручни, подняться по лестнице. Затем, повернувшись спиной начать спускаться по ступенькам в воду. Нельзя детям толкать друг друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать. При необходимости проситься выйти, по команде преподавателя быстро выходить из воды.
В спортивный зал разрешается входить только в спортивной форме и по команде преподавателя. Ребенок обязан внимательно следить за командами преподавателя и четко их выполнять.
О пользе плавания
Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопия, гармонично развивают почти все группы мышц – особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет аппарат внешнего дыхания, вырабатывает правильный ритм дыхания, увеличивает жизненную емкость легких. Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит.
Общение с водой всегда радость. Игры на воде доставляют удовольствие, это – хороший отдых и развлечение.
Рассказ о свойствах воды
Вода обладает выталкивающей силой. Деревянные и надувные игрушки всплывают на поверхность воды и не тонут. Рыбка быстро плавает под водой, шевеля хвостиком и плавниками, отталкиваясь ими от воды. Вода прозрачная – на дне воды видно камушки, рыбка плавает, не закрывая глаза.
Краткая характеристика техники плавания кроля на груди и на спине
Кроль на груди – самый быстрый способ плавания. При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков руками и движений ногами вверх – вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению вперед. Вдох выполняется при повороте головы в сторону. При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды, почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных гребков правой и левой рукой и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху.