Ксения Дильман
Программа по снижению тревожности с помощью использования сказки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа направлена на снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы : снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы :
• Создать условия для преодоления напряженности, закрытости, повышенной возбудимости, неуверенности в себе.
• Способствовать устранению нежелательных особенностей поведения.
• Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.
Публикация «Программа по снижению тревожности с помощью использования сказки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
• Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающую чувство беспокойства и тревоги.
• Создавать возможности для самовыражения.
При разработке развивающих занятий мы опирались на следующие принципы:
1). Принцип единства диагностики и коррекции.
2). Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учитывались индивидуальные особенности и возрастные возможности каждого ребенка.
3). Принцип учета зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский). Учитывался тот резерв потенциальных возможностей ребенка, которые он не может реализовать самостоятельно, а только с помощью взрослого.
4). Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания (необходимо побуждать детей к речевой активности во время работы).
Средство коррекции:
Психологическая сказка.
Методические приемы, используемые в программе :
Чтение.
Беседа.
Рисование.
Релаксация.
Структура занятия:
I. Вводная часть.
1). Ритуал приветствия.
II. Основная часть.
2). Чтение сказки.
3). Обсуждение сказки (анализ).
4). Рисование по теме сказки.
III. Заключительная часть.
1). Ритуал прощания.
Программа включает в себя 10 занятий с каждым дошкольником. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в индивидуальной форме, продолжительностью 20–30 минут.
Согласно причинам, вызывающим тревожность, у каждого конкретного дошкольника, осуществляется подбор психологической сказки. То есть, каждое индивидуальное занятие строится на основе материала, проблемно-ориентированной сказки.
Пример возможного тематического планирования
/тексты сказок общедоступны в интернете/
Переживания, основанные на проблеме взаимоотношений с родителями: «О Зайчике, который обиделся на свою маму».
«Девочка Надя и Баба Яга»
«Большие часы и часы маленькие»
«Сердце матери».
Переживания, основанные на проблеме взаимоотношений со сверстниками:
«Маленький медвежонок».
«Задира».
«Друзья».
Тревожность, боязливость, трудности в осознании своих поступков и их контроля:
«Ежонок».
Трудности осознания своих переживаний:
«Пещера моей души».
Заниженная самооценка. Неуверенность в себе:
«Сказка о маленьком Чике».
«Случай в лесу».
Проблемы, связанные с бытовыми ситуациями. Нежелание выполнять что-либо в одиночестве:
«Как Андрюшка сон искал»
«Как Егорка одевался»
«Как Илюша животик кормил»
«Мишка и порядок»
Все сказки, предложенные вашему вниманию (тематический план, являются проблемно-ориентированными.
В системе данной работы психологическая сказка является главным неотъемлемым компонентом. Но, в качестве дополнительного средства, мы применяли изотерапию, с целью разнообразить занятие и повысить его эффективность. Изобразительное творчество – это мощное средство самовыражения, помогающее осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.
Таким, образом, в заключительной части каждого индивидуального занятия, ребенку предлагается нарисовать рисунок по прочтенной, на данном занятии, сказке.
При каждом чтении сказки, необходимо соблюдать следующие условия :
1). Читая сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как ребенок слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер - это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться -значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может еще быть третий вариант – тема «болезненная» настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
2). Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. В качестве основы для обсуждения необходимо использовать вопросы, предварительно составленные для анализа данной сказки. Но, следует соблюдать два основных правила:
- ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что не оценивается ни единого слова из того, что он говорит. Вообще не стоит употреблять выражения «правильно», «неправильно», «верно», «неверно», а говорить только «мне кажется», «на его месте я бы.» и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
- подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать «бразды правления» в этом разговоре ребенку. Слушать его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать. Но, не стоит затягивать обсуждение.
Если ребенок устал - это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям.
3). Если ребенок не хочет ничего говорить,- не следует его заставлять.
4). После обсуждения нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку.
Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемы.
После рисования (не обязательно в этот же день). Предметом обсуждения может стать уже сам рисунок.
Содержание рисунка может много рассказать, можно обсудить именно тот момент, который он изобразил на рисунке.
Все же, главным компонентом занятия является чтение сказки и ее анализ.
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
После прослушивания ребенком сказки, ему задается ряд вопросов. Для каждой сказки вопросы составляются индивидуально. Основные вопросы могут быть следующими:
• Как ты думаешь, о чем (про что, про кого) эта сказка?
• Кто из героев тебе больше всего понравился (не понравился?
• Как ты думаешь, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
• Придумай, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
• Как ты думаешь, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои, что это была бы за сказка?
• Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.
Автор: Дильман Ксения Михайловна