Лучший педагог года

Программа подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению

татьяна полурезова
Программа подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению

«Я люблю учиться!»

(программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе)

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей : каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Важно помнить о том, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как этап «вхождения во взрослую жизнь». Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет, зачастую, для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.

Публикация «Программа подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению» размещена в разделах

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, А. А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Предлагаемый курс занятий направлен на формирование психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению. Программа включает в себя использование коррекционных сказок М. Панфиловой для создания мотивации к обучению в школе и снятию страхов перед началом школьного обучения. В программе я использовала наглядный и раздаточный материал В. Л. Шарохиной.

Цель курса: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия, развитие мотивации к обучению в школе.

Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6 – 7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи, приёмы сказкотерапии и игротерапии.

К концу учебного года ребята смогут принимать учебную задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить. У детей будет хорошо развито произвольное внимание, зрительная и слуховая память, воображение; сформированы мотивы учения, коммуникативные навыки при вхождении в новый социум.

Программа предполагает занятия по 30 минут, 1 раз в неделю. Группа детей 6-8 человек. В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.

Перспективно- тематический план работы педагога- психолога с детьми 6-7 лет по подготовке к школьному обучению по программе

«Я люблю учиться!»

Месяц Содержание занятия часы

октябрь Занятие №1 Вводное. Тема: «Лесная школа»

1. Игра- разминка «Ветер дует на…»

2. Ознакомление с правилами на занятиях

3. Ознакомление с тетрадью и простым карандашом.

4. Закрепление представлений о левой и правой стороне листа, о направлении работы в тетради.

5. Рисование «Школа» (диагностическое)

6. Рефлексия

7. Упр. «Всем –всем до свидания»

1

Занятие № 2 Тема: «Букет для учителя»

1. Игра – разминка «Фрукты»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Игра «Четыре стихии»

6. «Волшебные квадратики»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Рефлексия

9. Упр «Всем-всем до свидания»

1

Занятие № 3 Тема: «Первый урок»

1. Игра- разминка «Фрукты»

2. Корректурная проба

3. Пальчиковая гимнастика

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Ухо-нос»

(приложение 1)

6. Рефлексия

1

Занятие № 4 Тема: «Игры в школе»

1. Игра-разминка «Овощи»

2. Упр. «Продолжи ряд».

3 Упр. «Бывает -не бывает».

4. Работа в тетрадях

5. Упр. «Ухо-нос»,

«Колечки» (приложение 1)

6. Рефлексия

7. Упр. «Ручеёк радости»

1

ноябрь

Занятие № 5 Тема: «Времена года»

1. Игра - разминка «Бывает-не бывает»

2. Упр. «Найди непохожее»

3. Упр. «Зачеркни лишнее»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Упр. «Колечки»,

«Дерево»(См Приложение1)

6. Работа в тетрадях

7. Рефлексия

1

Занятие № 6 Тема: «Времена года- 2»

1. Игра- разминка «Признаки зимы»

2. Упр. Корректурная проба

3. Упр. Продолжи ряд

4. Упр. Что сначала, что потом?

5. Упр. «Сорви яблоки»

(см. приложение 1)

6. Работа в тетрадях.

7. Рефлексия

1

Занятие № 7 Тема: «12 месяцев»

1. Игра- разминка «Если «да»- похлопай, если «нет»- спрячь ладошки за спину».

2. Упр. Найди непохожее.

3. Упр. Запомни и нарисуй.

4. Упр. «Сорви яблоки»

5. Работа в тетрадях.

6. Рефлексия.

8. Упр. «Ручеёк радости»

1

Занятие № 8 Тема: «Части суток»

1. Игра- разминка «Если «да»- похлопай, если «нет»- спрячь ладошки за спину».

2. Упр. «На что это похоже?»

3. Упр. «Корректурная проба»

4. Упр. «Переплетенные линии»

5. Упр. «Кулак-ребро- ладонь»

6. Работа в тетрадях.

7. Рефлексия.

8. Упр. «Ручеёк радости»

1

декабрь Занятие № 9 Тема: «Моя Россия»

1. Игра-разминка «Приветствие»

2. Упр. Корректурная проба.

3. Упр. Разложи фигуры

5. Упр. «Кулак- ребро-ладонь».

6. Игра «Запрещённые слова»

7. Работа в тетрадях

8. Рефлексия

9. Упр «Ручеёк радости»

1

Занятие № 10 Тема: «Мой город, Моя улица»

1. «10 слов»

2. Упр. «Слова на букву»

3. Корректурная проба

4. Физ. Минутка «Четыре стихии»

5. Работа в тетрадях

6. Упр. «Найди девятое»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Рефлексия

1

Занятие № 11 Тема: «Профессии. Кем бы я хотел стать»

1. Игра-разминка «Профессии»

2. Корректурная проба

3. Упр. «10 слов»

4. Пальчиковая гимнастика

5. Игра «Бывает -не бывает»

6. Работа в тетрадях

7. Упр. «Геометрические фигуры»

8. Рефлексия

9. Упр. «Ручеёк радости»

1

январь Занятие № 12 Тема: «Профессии. Кем работают мои родители»

1. Игра-разминка «Профессии»

2. Из частей- целое

3. Упр. «10 слов»

4. Физминутка. Игра «Треугольный колпак»

5. Упр. «Четвёртый- лишний»

6. Составь из палочек фигуру.

7. Работа в тетрадях

8. Рефлексия

9. Упражнение- визуализация. «Солнечные лучики»

1

Занятие № 13Тема: «Моя планета»

1. Игра – разминка «Любимое блюдо»

2. Сказка «Трудное задание». Обсуждение сказки.

3. Работа с лабиринтами.

4. Игра «Четвёртый- лишний»

5. Работа в тетрадях

6. Выложи по образцу (работа с палочками)

7. Рефлексия

8. Упражнение –визуализация «Солнечные лучики»

1

февраль Занятие № 14 Тема: «Моя Родина»

1. Игра- разминка «Транспорт»

2. Беседа «Моя Родина». Закрепление понятия малая Родина- часть целого.

3. Упр. Составь из частей целое.

4. Выложи по образцу.

5. Физминутка.

6. Работа в тетрадях.

7. Рефлексия

8. Упр. «Всем-всем до свидания!»

1

Занятие № 15 Тема: «В гостях у Золушки»

Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Золушка» накануне занятия.

2. Сказка «Золушка».

3. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал погружения в сказку.

4. упражнение с колокольчиком

4 Упр. «Времена года». Разложи картинки правильно.

5. Рефлексия 1

Занятие № 16 Тема: «Поможем Золушке»

Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки накануне занятия.

1. Сказка «Золушка».Краткое обсуждение.

2. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал погружения в сказку.

3. Упр. «Слова на букву»

3. Упр. Коврики

4. Пальчиковая гимнастика

5. Работа в тетрадях

6. Игра «Нос-пол-потолок»

7. Упр. «Выложи по образцу»

8. Выход из сказки

8. Рефлексия 1

март Занятие № 17 Тема: «Красная шапочка»

Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Красная шапочка» накануне занятия

2. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал вхождения в сказку.

3. Упр. «Четвёртый- лишний»

4. Упр. «Найди дорожку к бабушке (лабиринты)»

5. Найди всех зверей на листе.

6 Пальчиковая гимнастика.

7. Работа в тетрадях. Графический диктант.

8. Упр «Цветные квадраты (Муха)»

9. Выход из сказки.

10 Рефлексия.

1

Занятие №18 «Путешествие Красной шапочки»

1. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки «Красная шапочка». Ритуал вхождения в сказку.

2Упр. Найди одинаковые горшочки с маслом.

3. Упр. Дорисуй бабушкины бусы.

4. Упр. Дорисуй, чтобы стало одинаковым.

5. Физминутка.

6. Работа палочками по образцу.

7. Работа в тетрадях.

8 Ритуал выхода из сказки.

9. Рефлексия

1

Занятие № 19 Тема: «Буратино»

1. Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Буратино» накануне занятия

2. Погружение в сказку. Слайд о героях сказки. Ритуал вхождения в сказку.

3. Упр. «Закончи предложение»

4. Упр. «Дорисуй половинки»

5. Физминутка «Буратино»

6. Задания с палочками.

7. Упр. Найди ключик.

8. Ритуал выхода из сказки.

9. Рефлексия.

1

Занятие № 20 Тема: «Буратино идет в школу»

1. Предварительная работа воспитателя. Чтение сказки «Буратино» накануне занятия

2. Погружение в сказку. Ритуал вхождения в сказку.

3. Упр. Корректурная проба.

4. Упр. «Скопируй написанное»

5. Упр «Цветные квадраты (Муха)»

6. Физминутка Буратино

7. Работа в тетрадях

8. Ритуал выхода из сказки

9. Рефлексия

1

апрель Занятие № 21 Тема: «Приключения Буратино»

1. Предварительная работа: Накануне занятия экскурсия в СОШ № «22» по плану работы со школой.

2. Рефлексивный круг «Что мне понравилось/ не понравилось в школе

3. Диагностическое задание «Рисунок школы».

4. Упр. Графические ряды.

5. Упр. Запомни и нарисуй по памяти.

6. Пальчиковая гимнастика

7. Визуализация «Путешествие на облаке»

8. Рефлексия

1

Занятие № 22 Тема: «Буратино и Мальвина»

1. Показ презентации «Буратино и Мальвина»

2. Диагностическое задание «Художник» (мотивационная готовность к школе)

3. Визуализация «Ковер - самолёт»

4. Рефлексия

5. Упр. «Всем-всем до свидания»

1

Занятие № 23Тема: «Лиса Алиса и кот Базилио»

1. Игра- разминка «Домашние и дикие животные»

2. Упр. «Разложи картинки: школа и детский сад»

3. Упр. «Графические ряды».

4. Работа тетрадях

5. Физминутка

6. Упр. «Запомни и нарисуй по памяти»

7. Рефлексия

1

Занятие № 24 Тема: «Карабас-Барабас»

1. Игра-разминка: «Транспорт»

2. Упр. «Графические ряды».

3. Работа в тетрадях

4. Найди различия в картинках.

5. Физминутка «Буратино»

5. Упр. «Дорисуй половинки»

6. Графический диктант

7. Рефлексия

1

Занятие №25 (диагностическое)

1. Интервью «Чего я жду от родителей, когда пойду в школу

2. Рисование «Я в школе»

3. Упр. «Достань звезду»

1

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор»Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» Дополнительная образовательная программа по обучению детей правилам дорожного движения «Веселый Светофор» (подготовительная группа) Содержание:.

Фотоотчёт совместной подготовки родителей и детей к празднику Светлой Пасхи в младшей группеФотоотчёт совместной подготовки родителей и детей к празднику Светлой Пасхи в младшей группе Доброе время суток коллеги, друзья и гости моей странички. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт подготовки родителей совместно с детьми.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Стихотворения для детей от 4 до 11 лет для подготовки тематики «Космическое путешествие и мечта» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Современный человек не может не иметь понятия о мире космоса. Понятия начинают.

Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой»Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой» Каждый год в образовательных учреждениях проходит экологическая акция «Покормите птиц зимой». Уже начиная с младшего дошкольного возраста.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа подготовки детей 6–7 лет к школьному обучению
Опубликовано: 17 июля 2021 в 22:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД