Алёна Дьяченко
Программа «Подвижные игры» для начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа ««Подвижные и спортивные игры для младших школьников» имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа является по уровню усвоения – общекультурной.
Направленность программы. «Быстрее, выше сильнее» по содержанию является физкультурно-спортивным; по функциональному предназначению – прикладной; по времени реализации – годичной.
Публикация «Программа „Подвижные игры“ для начальных классов» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Подвижные игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Программа разработана с учётом требований к выставкам, конкурсам, фестивалям детского физкультурно-спортивного творчества.
Новизна программы. В данной программе впервые практически все обучение построено в виде игровых заданий и упражнений. Подобный подход позволяет работать в группе детям любого младшего школьного возраста (от 9 до 11 лет, он интересен и понятен, позволяет детям полностью раскрывать свои личностные качества и потенциал, более удобен для усвоения материала.
Актуальность программы. В младшем школьном возрасте (9-11 лет) формируется будущее здоровье ребенка, его социальная значимость и активность, умение адаптироваться в коллективе, закладывается отношение к себе и окружающим. Между тем многочисленные исследования показывают, что в настоящее время в России почти 80% детей младшего школьного возраста испытывают недостаток двигательной активности, и 60% - различные отклонения по здоровью, связанные с гиподинамией. Зачастую учителя жалуются, что дети младшего школьного возраста не умеют общаться со сверстниками, объединять усилия для выполнения общей работы, находить компромиссы и адекватно оценивать себя и окружающих. Спорт, а особенно спортивные и подвижные игры могут создать тот фундамент, который позволит детям 9-11 лет восполнить недостаток двигательной активности, научит вести здоровый образ жизни, поможет найти свое место в коллективе сверстников и объединит детей в стремлении к общей цели.
Цели программы :
1. Овладение младшими школьниками основами физической культуры, слагаемыми, которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей
2. Всестороннее развитие личности ребенка, его духовно-нравственное становление, осозн6ание и принятие им общечеловеческих ценностей.
3. Создание предпосылок для успешной учебной, бытовой, семейной и социальной адаптации детей к реальным условиям жизни в обществе.
Задачи программы :
Образовательные:
1. Обучить общим умениям и навыкам подвижных игр.
2. Способствовать приобретению знаний в области физической культуры и спорта.
3. Способствовать формированию системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.
Развивающие:
1. Развитие двигательных способностей и физических качеств.
2. Развитие познавательных и интеллектуальных процессов (ощущений восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).
3. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха и тренировки.
2. Воспитывать нравственные и волевые качества: дисциплинированность, чувство товарищества, ответственность, уважительное отношение к окружающим.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 9-11 лет.
Набор в группы свободный для детей посещающих группу продленного дня с 1-3 классы.
Срок реализации программы : 1 год
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, всего 38 часов в год.
Формы и методы проведения занятий:
Форма организации деятельности – групповая, индивидуально-групповая.
С целью максимальной реализации программы широко используется способ проведения занятий в игровой форме.
Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных и подвижных игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения упражнений педагогом.
Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный методы занятий.
Ожидаемые результаты.
После обучения дети будут иметь систему знаний и навыков в области подвижных и эстафет, получат знания о гигиене и здоровом образе жизни, станут более физически развиты и здоровы. А так же дети примут участие в внутришкольном соревновательном мероприятии «На старт, к здоровью марш!»
Оценка результатов освоения программы проходит в виде сдачи экспресс - тестов и нормативов, соответствующих каждому году обучения.
Методическое обеспечение программы
№ Тема программы Форма организации занятия Методы и приемы Дидактический материал, тех. оснащение Форма подведения итогов
1 Теоретические занятия Групповая Объяснительно-иллюстративный Спорт. зал, гимнастическая скамейка опрос
2 Основные виды движений Групповая Репродуктивный,
поточный и игровой метод занятий Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6 секций Самостоятельная работа
3 Упражнения для развития физических качеств Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный,
поточный и игровой метод занятий Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6, мячи набивные 1 кг. 8-15 шт., скакалки 10-15 шт., гимнастические обручи 5-8 шт., резиновые мячи 5 шт. Самостоятельная работа
4 Дифференциальная двигательная деятельность Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный,
поточный и игровой метод занятий Спорт. зал, гимнастическ. маты 5-8 шт. гимнастич. скамейка, гимнастич. стенка 3-6, мячи набивные 1 кг. 8-15 шт., скакалки 10-15 шт., гимнастические обручи 5-8 шт.
Самостоятельная работа
5 Координационные способности Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный,
поточный и игровой метод занятий Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6, мячи набивные 1 кг. 8-15 шт., скакалки 10-15 шт., гимнастические обручи 5-8 шт., резиновые мячи 5 шт., баскетбольные мячи № 3 (5 шт.) Самостоятельная работа
6 Профилактические упражнения для опорно-двигательного аппарата Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный Спорт. зал, гимнастические маты 5-8 шт. гимнастическая скамейка 4 шт., гимнастическая стенка 3-6, гимнастическая палка 15 шт. Самостоятельная работа
7 Подвижные игры и эстафеты с мячом Групповая Репродуктивный,
игровой Спорт. зал, фишки 6 шт., мячи набивные 4-6 шт., мячи волейбольные 8 шт. Самостоятельная работа
8 Игровые задания с элементами спортивных игр, элементы спортивных игр Групповая Репродуктивный,
игровой, соревновательный Спорт. зал, фишки 6 шт., мячи набивные 4-6 шт., мячи волейбольные 8 шт., баскетбольные мячи № 3 (5 шт., футбольный мяч Игры, участие в турнирах
9. Итоговое занятие, экспресс - тесты, контрольные нормативы Групповая, индивидуально-групповая Репродуктивный,
соревновательный Спорт. зал, фишки 6шт., баскетбольный мяч № 3, футбольный мяч Выполнение экспресс - тестов, контрольных нормативов
Содержание курса
1. Теоретические занятия
Вводное занятие, техника безопасности
Понятие о технике безопасности, правилах поведения в зале, обращение с инвентарем, поведение в кризисных ситуациях.
Техника безопасности и поведение в зале. Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Понятие правил игры. «Пятнашки», «Фанты».
Гигиена, предупреждение травм
Правила личной гигиены. Основные причины травматизма. Признаки заболевания. Режим питания и питьевой режим. «Горелки», «Блуждающий мяч».
2. Основные виды движений
Ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы; по разметке; в разных построениях. Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
Бег: обычный, широким шагом; в сочетании с ходьбой до 2 мин. ; наперегонки, на скорость, с высоким подниманием коленей, с захлестом голени, спиной вперед.
Подвижные игры и игровые упражнения: «Два Мороза», «Краски», «Перемена мест», «Вызов номеров», «Погоня», «Мыши и кот» и др.
Упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамейке; продвижение вперед с закрытыми глазами; повороты и приседания на скамейке; упражнения «пистолет» и «ласточка». Русские народные игры. «Ловушка».
Лазание: по гимнастической скамейке, стенке, по-пластунски; перелезание через предметы и снаряды. Групповые игры. «Охотник и сторож»
Прыжки: на двух и одной ноге, через скакалку, через препятствия, напрыгивание на мягкое препятствие. Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
Подвижные игры и игровые упражнения: «Кто выше», «Волк по рву», «Удочка», «С кочки на кочку», «Парашютисты», «Лиса и куры» и др.
Метание: малого мяча из-за головы в вертик. цель на высоте 1с расстояния до 3 м.
Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий.
Итоговое занятие: экспресс - тесты, контрольные нормативы.
Список литературы
Г. А. Воронина. Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников». Киров, КИПК и ПРО, 2007
В. К. Шурухина. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение. 1980
В. Г. Яковлев, В. П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
Л. В. Былеев, Сборник подвижных игр. – М., 1990