Наталья Николаевна Кизим
Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».
Современное состояние вопроса полоролевого воспитания в педагогике нельзя назвать удовлетворительным в связи с недостаточной изученностью, особенно применительно к детям дошкольного возраста, являющуюся одним из важных периодов в становлении личности. И в связи с этим, актуальной является программа «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста».
Публикация «Программа „Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Основные принципы содержания программы :
• Принцип активности;
• Принцип двух начал;
• Принцип контраста;
• Принцип учета модальности;
• Принцип опосредования;
• Принцип разных стартовых возможностей;
• Принцип моделирования жизненных ситуаций;
• Принцип интеграции.
Задачи:
1. Помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «я» мальчиков/девочки, переживаний дошкольников;
2. Развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками;
3. Развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
4. Развитие способности идентифицировать себя с представлениями своего тела;
5. Развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
6. Создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
7. Воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме, чистоте, внешнем виде;
8. Формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
9. Развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;
10. Формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
Тема беседы Цель Содержание
Из чего же сделаны мальчишки и девчонки? Дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах. 1. Рассказ воспитателя о физиологических различиях полов с использованием наглядных пособий.
2. Беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом.
3. Правила поведения в душевой, туалете, при переодевании.
Одежда девочек и мальчиков Дать знания о правилах гигиены девочек и мальчиков, развивать стремление заботиться о своем здоровье. 1. Беседа «Одежда девочек и мальчиков», работа с картинками.
2. Как девочке и мальчику одеваться зимой и летом, чтобы не повредить своему здоровью.
3. Сюжетно-ролевые игры: «Кукла идет в гости», «Собираемся в театр», «Одеваемся на прогулку в лес (на пляж)». Игры: «Показ моделей», «Ателье мод».
Питание и режим дня мальчиков и девочек Дать знания о рациональном питании, режиме дня мальчиков и девочек. 1. Беседа о полезных и вредных привычках
• Можно ли девочкам увлекаться пирожными?
• Как стать стройным?
• О пользе каш.
• Зачем есть фрукты и овощи?
• Как стать сильным?
• Нужно ли жевать жвачку?
2. Беседа о режиме дня
• Для чего нужна зарядка?
• Значение прогулки.
• Воздух, солнце и вода – наши друзья.
3. Сочинение сказок о полезных и вредных продуктах.
Поведение девочек и мальчиков Дать знания о различиях поведения мальчиков и девочек. 1. Чтение стихотворений А. Барто «Любочка», «Вовка – добрая душа».
2. Работа с пиктограммами.
3. Ролевые игры.
Должен ли мальчик быть рыцарем? Формирование норм поведения мальчика. 1. Чтение «Денискиных рассказов» В. Драгунского. Анализ сказок, например «Сказка о мертвой царевне…»
2. Беседа «В чем сила и слабость мальчика?»
3. Анализ житейских ситуаций.
4. Составление кодекса рыцаря в рисунках.
5. Ролевые игры: «Мальчик приглашает на день рождения девочку», «8 Марта».
Как девочке стать привлекательной? Формирование норм поведения девочки. 1. Анализ форм поведения героинь в сказках «Василиса прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» и т. д.
2. Составление кодекса «благовоспитанной дамы» в рисунках.
Игры и игрушки мальчиков. Дать понятие о различии игр мальчиков и девочек, повысить мотивацию к совместным играм. 1. Игра «Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек)».
2. Беседы: «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек?»
3. Совместная игра.
Лагерь мальчиков и девочек: почему они враждуют? Формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношения полов. 1. Беседа «Драться или не драться?»
• Как попросить помощи?
• Как попросить игрушку, конфету?
2. Игра «Попроси игрушку».
3. Анализ нравственных ситуаций, работа с картинками.
Дружба мальчиков и девочек Формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками. 1. Чтение сказок «Снежная королева», «Цветик- семицветик».
2. Беседа
• Как подружиться с девочкой?
• Как оказывать знаки внимания?
• Почему мужчины и женщины целуются?
3. Ролевые игры. Игровые ситуации «Разрешите представиться».
Моя семья Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата. Осознание партнерского характера жизни в семье. 1. Беседа «Моя семья».
2. Рассматривание репродукций картин по теме, фотографий «Семья».
3. Игра в «домашние сюжеты», например «Завтра воскресенье, и вся семья поедет в лес».
Наши мамы Формировать представление о роли матери в семье. 1. Анализ произведения «Сыновья» В. Осеевой, сказки «Кукушка».
2. Беседа «Может ли семья обойтись без мамы?»
• Члены семьи – мамины помощники.
3. Сочинение рассказов «Я – будущая мама».
4. Ролевые игры: «Мама готовит», «Уборка квартиры», «Мама спешит на работу», «Мама заболела».
Мой папа Формировать представление о роли отца в семье. 1. Беседа «Как я провел выходной день».
2. Анализ стихотворений по теме.
3. Сочинение рассказов «Я – будущий папа».
4. Ролевые игры: «У папы выходной», «Прогулка с папой».
Откуда берутся дети? Удовлетворить познавательные потребности детей в знаниях о деторождении. 1. Рассказ воспитателя «Откуда я появился?» с использованием наглядных пособий.
2. Коллективное рисование «Зарождение новой жизни»
3. Ролевые игры: «Семья ждет ребенка», «В семье маленький».
Отношения между братьями и сестрами Формировать полоролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). 1. Анализ рассказов Н. Носова «Фантазеры», Э. Шим «Брат и младшая сестра»; стихотворений А. Барто «Младший брат», «Обида».
2. Беседа «Мои братья и сестры».
3. Ролевые игры: «Сестренка заболела», «Идем на прогулку», «Сестренку обидели», «В семье появился братик (сестренка)», «Мы с братом (сестрой) играем».
Домашние обязанности мальчика, девочки Формировать представление о домашних обязанностях девочки и мальчика (мужских и женских) и о необходимости их равного распределения. 1. Анализ стихотворений Э. Успенского «Я один у мамы сын», «Если был бы я девчонкой», А. Барто «Помощница».
2. Беседа
• Мужская и женская работа.
• Чем я могу помочь маме и папе?
3. Игры на «домашние сюжеты» : «Уборка дома», «Стирка», «Готовимся к празднику», «Ждем гостей», «День рождения», «8 Марта».
Женские и мужские профессии Познакомиться с особенностями мужских и женских профессий, их важностью. 1. Беседы «Кем я хочу стать?», «Профессии родственников».
2. Чтение стихотворений В. Маяковского «Как быть?», С. Маршака «Кем стать?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».
3. Игры: «Кто знает больше профессий?», «Примеряем работу».