Людмила Лазаревич
Программа «Полоролевое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст- период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. Осознание своей половой принадлежности- это единый биосоциальный процесс. Он соединяет онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. По утверждению И. С. Кона, все или почти все онтогенетические характеристики- не только возрастные, но и половозрастные.
Публикация «Программа „Полоролевое воспитание детей“» размещена в разделах
Полоролевое воспитание- система подходов, принципов, педагогических условий, адекватных половозрастным особенностям ребенка и направленных на формирование у него таких полоспецифических знаний, отношений, свойств личности и способов поведения, которые обеспечат ему эмоционально-ценностное отношение к себе, позитивное взаимодействие между полами, принятое в обществе полоролевое поведение и адаптацию к различным социальным условиям. В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола: конкретная личность- мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах».
Закономерности полоролевого развития детей описаны в работах Н. В. Аннековой, Р. А. Бондаренко, Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана, Д. В. Колесова, О. К. Лосевой, А. Г. Хрипковой и др.
Целостный процесс полоролевого воспитания выстроен согласно определенной логике.
Отбор содержания полоролевого воспитания возможно на протяжении дошкольного возраста и с учетом следующих принципов:
-принцип научности- возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений;
- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
- принцип системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире, в котором все явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи.
Цель программы «Полоролевое воспитание»- своевременное, соответствующее возрастным, половым особенностям детей дошкольного возраста и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Задачи полоролевого воспитания :
-Систематичность и целенаправленность детей в области культурно- исторических знаний, самосознание и ощущение себя в пространстве детского сада;
- Продолжать развивать у детей умение овладения полоролевым опытом;
- Воспитывать положительное отношение между детьми разного пола.
Работа с родителями
№п/п Содержание Сроки Ответственные
1 Наглядная информация «Простые правила воспитания девочек и мальчиков» сентябрь Ст. воспитатель Л. А. Лазаревич
2 Изготовление памяток для родителей «Полоролевое воспитание мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» октябрь Воспитатели старших, подготовительных групп.
3 Консультация «Роль отца в воспитании сына» ноябрь Воспитатели групп
4 Тест для родителей «Девочки или мальчики?» декабрь Ст. воспитатель Л. А. Лазаревич, воспитатели групп.
5 Школа для мам «Роль матери в воспитании позитивной половой идентичности у дочери или сына» январь Зав. ДОУ Э. А. Чепикова, ст. восп. Л. А. Лазаревич
6 Школа для пап «Роль отца в воспитании позитивной половой идентичности у дочери и сына» февраль Зав. ДОУ Э. А. Чепикова, ст. восп. Л. А. Лазаревич
7 Анкетирование для родителей «Какие качества воспитываем у сына или дочери» март Ст. воспитатель Л. А. Лазаревич, воспитатели групп.
8 Круглый стол «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?» апрель Зав. ДОУ Э. А. Чепикова, врач-педиатр, ст. восп. Л. А. Лазаревич
9 Семинар-практикум «Художественная литература как средство формирования полоролевого поведения у девочек и мальчиков» май Ст. восп. Л. А. Лазаревич, воспитатели групп
Работа с педагогами
№ Содержание Сроки Ответственные
1 Анкета для воспитателей сентябрь Ст. восп. Л. А. Лазаревич
2 Консультация- диалог «Полоролевая идентичность и психологические особенности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста» октябрь Зав. ДОУ, психолог,
ст. восп-ль.
3 Деловая игра «Педагогический комментарий» ноябрь Ст. восп. Л. А. Лазаревич
4 Мозговой штурм «Где, что и как» декабрь Зав. ДОУ Э. А. Чепикова, ст. восп. Л. А. Лазаревич
5 Проведение сюжетно-ролевых игр:
-«День рождение у куклы Кати»
-«У нас гости»
-«Идем в кукольный театр»
-«Переезжаем на новую квартиру»
январь
Воспитатели 2 младшей группы
Воспитатели средней группы
Воспитатели старшей группы
Воспитатели подготовительной группы
6 Дискуссия о проблемах воспитания мальчиков и девочек. февраль Ст. восп. Л. А. Лазаревич
7 Защита группового проекта «будущие женщины и будущие мужчины» апрель Воспитатели групп
Работа с детьми
№ Содержание Сроки Ответственные
1 Игра-занятие «Давайте познакомимся: Кто я- мальчик или девочка» октябрь Воспитатели старших, подготовительных групп.
2 Чтение художественной литературы. ноябрь Воспитатели групп.
3 Выставка рисунков:
«Я-мальчик, Я- девочка» январь Воспитатели групп.
4 Проведение сюжетно-ролевых игр:
-«День рождение у куклы Кати»
-«У нас гости»
-«Идем в кукольный театр»
-«Переезжаем на новую квартиру»
январь
Воспитатели групп
5 Тематические беседы «Настоящие мальчики и девочки» февраль Воспитатели групп
6 Рисование «Мир моих увлечений» апрель Воспитатели подготовительных групп
7 Аппликация «Мальчики и девочки идут на праздник» май
Воспитатели групп.
Список использованной литературы.
1. Н. Татаринцева «О полоролевом воспитании мальчиков и девочек : технологический компонент», дошкольное воспитание №6, 2009г.
2. А. М. Щетинина,О. И. Иванова «Полоролевое развитие детей 5-7 лет, Творческий центр, М. 2010г.
3. Л. В. Коломийченко, л. И. Югова «Блочно- тематический план реализации «программы социального развития детей дошкольного возраста», Пермь, 2003г.