Получи документы

Программа профессионального самообразования педагога

Татьяна Блинова
Программа профессионального самообразования педагога

Программа

профессионального самообразования педагога

Сроки реализации программы :2021-2022 учебный год

«Формирование представлений о геометрических фигурах посредством использования дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста»

Составила воспитатель:

Блинова Татьяна Владимировна

Актуальность

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Публикация «Программа профессионального самообразования педагога» размещена в разделах

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

М. Монтессорисоздала дидактический материл, построенный который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля», систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи : А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л. С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

В ФГОС ДО формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования, что оказывает важнейшее влияние на всестороннее развитие ребёнка.

Таким образом, я считаю, что данная тема актуальна. Дидактические игры пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области познавательного развития детей младшего дошкольного возраста,формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах посредством использования дидактических игр, создание условий для развития у детей младшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах посредством использования дидактических игр.

Задачи:

Работа с детьми

1. Развивать интерес у детей младшего дошкольного возраста к дидактическим играм математического содержания.

2. Формировать у детей элементарные математические представления посредством дидактических игр.

3. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

4. Активизация познавательного интереса дошкольников.

5. Развивать инициативу и желание применять дидактические игры в повседневной деятельности, в различных режимных моментах.

6. Развивать внимания, память, речь, воображение, логическое мышление.

Работа воспитателя

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по вопросу значения дидактических игр в формировании и развитии представлений о геометрических фигурах детей младшего дошкольного возраста.

2. Включить дидактические игры в воспитательно - образовательный процесс и в режимные моменты группы.

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению (теме).

4. Создание в группе уголка «Забавная математика», картотекудидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

5. Создать условия развития представления о геометрических фигурах детей младшего возраста посредствам дидактических игр, учитывая особенности каждого ребенка.

6. Пополнять РППС группы, картотеку дидактических игр, картотеку математических физкультминуток.

Работа с родителями

1. Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

2. Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта.

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.

4. Создать в семье благоприятные условия для развития элементарных математических представлений ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях дидактических игр).

5. Участие родителей в пополнении РППС группы,в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Источники самообразования : Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, интернет-ресурсы, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер классы, курсы.

Ожидаемый результат самообразования :

1. Продолжение изучения теоретической части развития вопроса (с рекомендациями по проведению дидактических игр).

2. Выявление уровня развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработка перспективного плана работы по данному направлению.

4. Создание картотеки дидактических игр по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста.

5. Повышение качества воспитательно - образовательного процесса.

6. Совершенствование предметной среды, способствующей формированию представлений о геометрических фигурах у детей.

7. Разработка и проведение родительских собраний, мастер-классов, обобщение опыта об исследуемой теме.

Планируемые результаты самообразования :

1. Создание уголка «Забавная математика» .

2. Проведение совместно с детьми с помощью геометрических фигур сказки «Чудо-дерево» .

3. Организация фотовыставки: «С фигурами играем, названия повторяем» (для родителей).

4. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате работы.

5. Эффективность проведенных мероприятий по формированию представлений о геометрических фигурах посредством использования дидактических игр у детей младшего возраста (мониторинг).

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022уч. год.

2021-2022 уч. год

Месяц Цель Результат Продукт

Сентябрь Выявления уровня развития познавательной активности (представлений о геометрических фигурах) у детей младшего возраста.

Анкетирование родителей «О развитии познавательных интересов вашего ребёнка» Анализ, карты индивидуального развития ребёнка.

Родительское собрание «Значение дидактической игры

в ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста.

Почему их надо проводить с детьми» Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить дидактические игры по ФЭМП?», «Как проводить с ребёнком дидактические игры?».

Октябрь Познакомить детей с дидактическими играми по формированию представления о геометрических фигурах. 1. Дидактические игры «Назови геометрическую фигуру»,«Домино фигур», «Узнай форму предмета»

Цель:Формировать у детей представление о геометрических фигурах (Круг, квадрат, треугольник)

2. Конструирование из кубиков

1. Познакомить родителей с дидактическими играми для формирования представлений о геометрических фигурах, которые они будут использовать в домашних условиях.

2. Создание картотеки дидактических игр.

Ноябрь Продолжать формировать у детей представление о геометрических фигурах. 1. Д/и «Найди предмет, «Подбери фигуру», «Найди то, что я покажу»

2. Настольная игра «Найди фигуре место».

Конструирование из кубиков

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Декабрь Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. 1. Д/и «Сложи фигуру», «Узнай и запомни», «Узнай форму предмета», «Что лежит в мешочке»

2. Аппликация составление из геометрических фигур «Снеговик», «Ёлка»

3. Конструирование из кубиков

Продолжать пополнять картотеку дидактических игр по формированию представлений о геометрических фигурах.

Январь Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, форме и величине, величине ицвету) 1. Д/и «Собери бусы, «Разноцветные котята», «Подбери фигуру»

2. Конструирование из кубиков

3. Дидактическая игра «Счетные палочки, или выложи из палочек». Привлечь родителей к созданию игр.

Февраль Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. 1. Д/и «Найди предмет, «Подбери фигуру», «Найди то, что я покажу» Д/и «Сложи фигуру», «Узнай и запомни», «Узнай форму предмета», «Что лежит в мешочке»

2. Настольная игра «Найди фигуре место».

3. Конструирование из кубиков

4. Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы»

5. Дидактическая игра «Счетные палочки, или выложи из палочек». Изготовление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на Цель: расширить знания родителей по развитию у ребёнка математических представлений.

Март Закреплять представление детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат) 1. Д/и «Геометрическое лото», «Собери бусы», «Подбери по форме», «Геометрическая мозаика», «Узнай форму предмета»

2. Конструирование из кубиков

3. Аппликация составление из геометрических фигур «Скворечник», «Бусы для мамы»

4. Дидактическая игра «Счетные палочки, или выложи из палочек». Консультация для родителей

«Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков»

Апрель Показать родителям о том, какое влияние оказывает дидактическая игра на формирование элементарных математических представлений детей. 1. Д/и «Подбери по форме», «Геометрическая мозаика», «Узнай форму предмета»

2. Проведение совместно с детьми с помощью геометрических фигур сказки «Чудо-дерево».

3. Конструирование из кубиков

4. Рисование домика для геометрических фигур.

5. Дидактическая игра «Счетные палочки, или выложи из палочек». Познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

Организация фотовыставки:

«С фигурами играем, названия повторяем» (для родителей)

Май Повторение дидактических игр. 1. Д/и «Весёлый поезд»

2. Повторение Д/и «Сложи фигуру», «Найди свою фигуру», «Геометрическая мозаика», «Что лежит в мешочке», «Собери бусы», «Подбери по форме, «Узнай форму предмета», Подбери фигуру», «Найди то, что я покажу»

Аппликация составление из геометрических фигур «Домик»

3. Конструирование из кубиков Беседа с родителями: «Как повлияла данная работа на развитие ребёнка?»

Список использованной литературы:

1. Белошистая А. Геометрический материал в дошкольном математическом образовании. / журнал "Дошкольное воспитание №03.17" -1 часть.

2. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технология математического образования детей дошкольного возраста / Екатеринбург 2017.

3. И. Помораева, В. ПозинаЗанятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе детского сада

4. Рыжов В. И. Математическое развитие дошкольников и мл. школьников. Курс лекций для студентов пед. специальностей. Саратов -2012г.

5. Габова М. Знакомство детей с геометрическими фигурами. Младший дошкольный возраст. / журнал "Дошкольное воспитание №09.2000".

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/11/03/znachenie-didakticheskoy-igry-v-femp-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Публикации по теме:

Фотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 мартаФотоотчет «Конкурс профессионального букета» к 8 марта В нашем саду перед праздником 8 марта впервые прошел конкурс "Профессиональный букет для мамы". Дети вместе с родителями создавали для мам.

Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства»Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства» Фотоотчет «Конкурс профессионального мастерства». В нашем детском саду прошел конкурс профессионального мастерства. Конкурс - это всегда.

Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня»Конкурс профессионального мастерства «Моя любимая няня» С приближением весны у нас поднимается настроение! Сияет солнце, прилетают птицы, «просыпаются» деревья, а самое главное - приходит замечательный.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа профессионального самообразования педагога
Опубликовано: 7 июня 2022 в 23:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД