Анна Козлова
Программа работы творческого объединения ДОУ «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
План-программа работы
Творческого объединения «Русская изба»
Сущность развития личности ребёнка, по определению Л. С. Выгодского, состоит в присвоении им накопленного опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остаётся навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребёнка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несёт в себе образ отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обществе, где нарушена связь времён, изменились отношения, идеалы.
Публикация «Программа работы творческого объединения ДОУ „Русская изба“» размещена в разделах
- Русская изба
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Не изменяя логики содержания и организации педагогического процесса, определённых программой развития детей, наше учреждение уже несколько лет приобщает детей к истокам народной культуры. Для более успешной реализации приоритетного, художественно-эстетического направления работы ДОУ в качестве содержательной стороны деятельности необходимо взять развитие ценностного отношения к культуре и истории родного края. В основе отбора содержания образования лежит созидательный опыт многочисленных поколений, который тесно связан с жизнью природы и ярко представлен следующими системами:
- традиционного народного календаря, где в обрядах и обычаях всегда присутствуют произведения словесно-поэтического, музыкального творчества, отражена самоценность изобразительно-прикладного мастерства народа, связанного с календарными праздниками и буднями (убранство жилища, предметы быта, орудия труда, одежда, и самое главное – понимание единства человека и природы, отражающееся в любовном, бережном, нравственном отношении к земле -кормилице, матери;
- опыта семейной жизни, связанного с особыми ценностями детства, материнства, отцовства, достойной старости.
Создавая программу, я ставила задачу закрепить у детей знания об окружающей природе, привлечь внимание ребят к русскому фольклору и познакомить их с обычаями нашего народа. Больше всего мне хотелось развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством русского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живём. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребёнка дошкольного возраста с учётом особенностей детского восприятия, мышления, общения.
Основная цель плана-программы :
-приобщение детей дошкольного возраста, к культуре русского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней, воспитание нравственно патриотических чувств.
Задачи:
1. Организовать функциональную предметно-развивающую среду для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста событий, связанных с историей России.
2. Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом русского народа. Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие, трудолюбие.
3. Накапливать словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство.
4. Пропагандировать работу Музея «Русская изба» детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.
Перспектива и ожидаемые результаты:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Участники программы :
Материал программы рассчитан на детей среднего (с 4 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) и предполагает:
- активное взаимодействие педагогов детского сада;
- взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников;
- взаимодействие и сотрудничество с ветеранами ВОВ и труда;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей
(Детской библиотекой, музеем и пр.)
Формы работы :
- занятия;
- беседы;
- экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- фольклорные праздники и развлечения;
- встречи с интересными людьми;
- показ спектаклей и сказок;
- продуктивная деятельность детей;
- выставка творческих работ детей и родителей.
Формы подведения итогов работы :
- педагогические советы;
- выставки –конкурсы;
- открытые занятия;
- обобщение опыта работы;
- педагогические гостиные и пр.
Так, еще несколько лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Нами были отобраны следующие приоритеты:
1. Создание атмосферы национального быта.
Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц поговорок и т. п.).
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
4. Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально.
Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы.
Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, мы считаем очень важным знакомить с ним наших воспитанников.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. А как огромный потенциал физического развития ребенка побудил нас ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.
Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимали, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.
Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Став элементами музейной экспозиции, обычные
вещи (например, печной горшок) приобретают значение символа конкретной эпохи или явления традиционно-бытовой культуры. Отсюда проистекает основная цель детских музейно-педагогических программ — помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять ее символический язык.
Кроме того, им интересно было увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, мы собрали предметы старинного русского быта и воссоздали обстановку избы.
Освободили помещение, соорудили в нем печь, сделали деревянные лавки, стол, постелили самотканые половики, для окон нашлись занавески.
Вскоре удалось найти достаточное количество экспонатов. У родителей, бабушек и дедушек воспитанников, их родственников хранились предметы быта, деревянная утварь, одежда, скатерти, орудия труда. Теперь собранные чугунки, деревянная и глиняная посуда, керосиновые лампы, рукоделия заняли достойное место в музее.
Интерьер музея постоянен. Обновляются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток, маски для колядования, инструменты по сезонам.