Наталья Калинина
Программа «Развитие творческих способностей у детей» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа (продолжение
Занятие № 4
Тема: Поздняя осень.
Цель:
1. Дать представление об осени, ее характерных признаков, периодах (ранняя, поздняя, золотая) посредством музыки в рисовании.
2. Развитие наблюдательности, закрепление навыков работы акварелью.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Звучит музыка П. И. Чайковского, читаю стихотворение - загадку :
Если на деревьях листья облетели,
Публикация «Программа „Развитие творческих способностей у детей“ (продолжение)» размещена в разделах
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Какое время года сейчас на улице? Как вы это определили? Назовите приметы поздней осени. Кто знает стихи об осени? (чтение детьми стихотворений).
3. Работа с рисунками.
Посмотрите внимательно на рисунки. Найдите, где изображена «золотая», а где - «поздняя» осень? Около рисунка с золотой осенью положите желтую фишку, а около рисунка с поздней осенью - коричневую фишку.
4. Игра деревья.
5. Знакомство с «Детским альбомом» П. И. Чайковского.
Знаете ли вы песни об осени? Сейчас я расскажу вам об одном замечательном русском композиторе П. И. Чайковском. (Показ портрета). Он сочинял музыку для детей и взрослых. Детям он подарил прекрасные пьесы из своего «Детского альбома» (рассказ о «Детском альбоме»).
У П. И. Чайковского есть альбом «Времена года» (прослушивание музыки).
6. Работа с картинами.
Об осени есть стихи, которые пишут поэты, есть музыкальные произведения,
которые пишут композиторы, а есть картины, которые пишут художники. Посмотрите на картины. Подойдите к той, где нарисована ранняя осень. Какими красками рисовал художник эту картину?
7. Рисование. Рисуем ягоду.
8. Итог занятия.
1. Назовите холодные цвета.
2. Какие цвета называются ахроматическими.
Занятие № 5 Тема: Волшебные краски осени.
Цель:
1. Формирование эстетического отношения к действительности.
2. Развивать наблюдательность. Закрепить навыки работы акварелью. Материал: гербарии осенних листьев, белая бумага, акварель, вода, кисти,
таблица.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Занятие начинается в необычной обстановке. Все оживлены и приподнятом настроении: дети ожидают это занятие, они много готовились к нему. В группе на каждом столе - яркие, нарядные листья. Продолжаю занятие беседой о красоте осеннего леса и о том, что видели дети на экскурсии. На занятии уделяю большое внимание детским впечатлениям о разнообразии форм и окраски осенних листьев. Какие деревья вы видели? Какие цвета осенней листвы вы можете назвать? Расскажите стихотворение об осени. Последовательность работы акварельными красками в изображении осеннего листа.
Рисунок осеннего листа покрываем самой светлой краской осени - желтой.
*1* Не дожидаясь, пока высохнет желтая краска, вливаем, добавляем другие краски, какие мы заметили на осеннем листе (светло-зеленая, темно-желтая, темно- красная). Такой прием называется, пишем «по сырому».
Кончиком кисти прорисовываем некоторые прожилки, подчеркиваем кое-где край листа.
3. Физкультминутка.
4. Рисование. Рисуем осенний лист.
5. Итог занятия.
1. Назовите «теплые цвета».
2. Как получить самую светлую краску осени?
Занятие №6
Тема: Рисование по представлениям осеннего дерева и кустарника.
Цель:
1. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
2. Формирование умений и навыков в рисовании от общего к деталям. Расположение ветвей у деревьев разных пород.
Материал: репродукция И. Левитана «Золотая осень», белая бумага, вода, акварель, таблица.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
В беседе, помогающей закрепить эстетическое впечатление детей об экскурсии в осенний парк, настроить детей на рисование по представлениям.
С помощью образных выражений воссоздать картины осеннего парка. Художник: «Осень покрыла березы и клены лимонной желтезной. Могучий дуб в медную, кованную броню одела. На развесистой липе надела тяжелый убор из золотой парчи. И только иглы на еле и сосне не смогла разукрасить осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зеленые. И от этого еще ярче еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе». Во время беседы словесные картины сопровождаются демонстрацией соответствующего рисунка на таблица. Закрепление эстетических познаний детей (характер, силуэт дерева, осенняя окраска различных видов деревьев, провожу в игровой форме - изобразительной викторине «Какое дерево, в какой цвет окрашены осенью». Делаю карточки - лото, вопросы формирую так чтобы дети в ответах называли дерево, давали выразительное определение его окраски, силуэта.
3. Дидактическая игра № 1 (см. приложение).
4. Рисование. Рисуем осеннее дерево.
5. Итог занятия.
1. Перечислите «основные цвета».
2. Какие цвета называются производными.
Занятие №7
Тема: «Однажды хозяйка с базара пришла.»
Цель:
1. Вызвать у детей интерес к деятельности взрослых при покупке овощей на базаре.
2. Продолжить знакомить с круглой, овальной формой. Учить передавать ее особенности в рисунке.
Материал: Гуашь, вода, белая бумага, овощи для обследования формы, трафареты овощей (морковь, свекла, капуста, картофель, силуэт большой корзины.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
* Ребята вы ходили с мамой на базар? (ответы детей).
* А что вы там покупали? (ответы детей).
* А овощи кто покупал?
* В чем вы несли овощи домой? (ответы детей).
А удобней всего нести овощи в корзине.
- Ребята я хочу вам рассказать историю, как одна хозяйка ходила на базар за овощами. Читается стихотворение Ю. Тувима «Овощи».
Хозяйка с базара однажды пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!
- Ребята, а вы как думаете, что вы больше всего любите? Что лучше на земле?
- Правильно, все овощи хорошие, вкусные, полезные. Для того чтобы овощи не обижались и больше не спорили, мы их всех нарисуем и сложим в корзину. Корзина у нас большая, все овощи поместиться.
3. Упражнение на развитие мелкой моторки (см. приложение).
4. Рисование. Рисуем овощи в корзине.
5. Итог занятия.
1. Перечислите какие овощи теплого цвета, а какие овощи холодного цвета.
2. Какие цвета теплые или холодные преобладают в твоих рисунках?
Занятие №8
Тема: Консервируем фрукты Цель:
1. Закрепить представление детей о заготовке фруктов на зиму.
2. Формирование интереса к лепке. Совершенствовать умения скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями.
3. Учить приемам вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы.
Материал: пластилин, доски, банка - основание пластилиновое для получение барельефа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Осень - время заготовок продуктов на зиму. Ребята, у кого дома родители уже заготовили на зиму фрукты? «(ответы детей). Молодцы, ваши мамы, папы, бабушки, дедушки, все успевают, все умеют. А вот наши куклы еще не научились заготавливать фрукты на зиму. А им очень хочется зимой лакомиться фруктами. Может мы поможем им? (ответы детей). Что мы будем консервировать? (ответы детей : яблоки, груши, вишни, абрикосы). Какого цвета? Какой формы? Кто хочет консервировать? (ответы детей). Детям предлагается картонные контуры банок с тонким слоем пластилина. Берем в руки банки, наливаем сладкий сироп (имитируем, начинаем заполнять банки фруктами (дети лепят фрукты, прикрепляют к банке). Молодцы все банки заполнили, а чтобы фрукты сохранились, закроем банки крышками (имитируем). Куклы благодарят детей.
3. Дидактическая игра №2 (см. приложение).
4. Итог занятия.
1. Перечислите, какие фрукты теплого цвета, а какие фрукты холодного цвета.
2. Какие цвета теплые или холодные преобладают в лепке
Занятие №9
Тема: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем».
Цель:
1. Закрепить представление о грибах, которые растут в лесу.
2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам леса.
3. Учить передавать форму в лепке. Учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая их к друг другу.
Материал: пластилин, мокрые салфетки, доски, стеки, муляжи грибов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Предлагается детям пойти в лес:
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной,
Светло - шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок.
Ты ребятам нужен К вечеру на ужин.
Предлагаю полюбоваться макетом леса. А куда же спрятались грибы? (Дети находят под сухими листьями несколько грибов). Вот здорово, грибы выросли в лесу. Смотрите дождик пошел грибной. (Имитируют, как дети
попали под дождик, подросли). Грибы от дождика растут в лесу. Давайте слепим много гробов, как будто они от дождика выросли.
3. Дидактическая игра №3 (см. приложение).
4. Лепка. Лепим съедобные грибы.
5. Итог занятия.
1. Перечислите, какие грибы съедобные, а какие несъедобные?
2. Назовите основные цвета осени.
Занятие № 10
Тема: Игрушки.
Цель:
1. Продолжить знакомить детей с предметами круглой формы.
2. Учить приемам рисования акварельными красками.
3. Воспитывать навыки культурного общения.
Материал: бумага белая, вода, краски акварельные, кисти, игрушки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово воспитателя.
Предлагаю детям отгадать загадки, найти отгадки среди игрушек.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
От чего беднягу бьют?
От того, что он надут. (Мяч)
Ростом разные подружки Не похожи друг на дружку.
Все они сидят в друг дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Как, одним словом можно назвать эти предметы? Кто написал стихотворение об этих игрушках? Как называют человека, который пишет стихи? Как
называют человека, который делает рисунки? Чтение стихотворения А. Борто «Мячик». Где оказался мячик? Как Таня относится к своей игрушке?
3. Дидактическая игра №4 (см. приложение).
4. Рисование. Рисование мяча в воде.
5. Итог занятия.
1. Из чего изготовляют игрушки?
2. Перечисли свои любимые игрушки и опиши их.