Получи документы

Программа развивающих мероприятий «Первый раз в первый класс»

Наталья Ванян
Программа развивающих мероприятий «Первый раз в первый класс»

Программа

развивающих мероприятий

«Первый раз в первый класс

в 1-а классе

Учитель: Ванян Н. В.

Принята на заседании педагогического совета

протокол №___ от «___» ___ 20___ года

2018/2019 уч. год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов, регламентирующие организацию и обучение в 1 классе :

Публикация «Программа развивающих мероприятий „Первый раз в первый класс“» размещена в разделах

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);

• федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

• приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241).

В основу программы включены методические разработки Дереклеевой Н. И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья учащихся», методические разработки Г. П. Сергеевой «Музыка в 1 классе», Н. Г. Курносовой «Развивающие занятия с детьми начальной школы», «С. И. Тукачевой «Адаптационные занятия с первоклассниками», Н. А. Касаткиной «Развивающие занятия в группе продленного дня в начальной школе».

Первые дни ребёнка в школе характеризуются состоянием человека, проявляющимся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Программа предусматривает использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления

Программа рассчитана на 54 часа первой четверти.

Цель:

создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению

Задачи :

• расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук,

• формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, координации движений,

• формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

• творческое сотрудничество, развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, воплощение образов через движение своего тела;

• доверительность отношений между учеником и учителем;

• максимальное вовлечение учащихся в активную двигательную деятельность по сохранению собственного здоровья;

• привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой;

• укрепление физического и психического здоровья учащихся; снятие напряжения

• умение использовать изученные упражнения в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;

Структура курса, основные содержательные линии

Предложенные игровые занятия направлены на развитие двигательной активности ученика, его тела и мышц, органов чувств и его духа.

В программу включены игры, игровые упражнения, эстафеты без предметов и с предметами. Многие игры предполагают использование предметов из обычного обихода школьника (книга, лист бумаги, карандаш, стаканчик из-под йогурта и др.). Они легко могут быть интегрированы в любые предметные уроки, а также проводиться самостоятельно.

Художественным занятиям принадлежит особая роль.

Развивающие занятия проводятся в форме экскурсий или игр:

• подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах;

• сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что дарит нам природа?», которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т. д. ;

• занятия-конкурсы с использованием изготовленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изобразил», занятие-игра «Бумажная авиация» и т. д.);

• экскурсии в школьный музей и краеведческий музей города Щекино; работа на пришкольном участке (при наличии инвентаря соответствующего возрасту ребенка).

Атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия имеют различные формы:

прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий;

экскурсия в школьный музей (уголок школьного музея - народного декоративно-прикладного искусства);

игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на занятиях изо, способствуя снятию напряжения.

В организация развивающих музыкальных занятий учителем используются следующие образно-игровые приемы:

• пластическое интонирование;

• музыкально-ритмические движения;

• свободное дирижирование;

• игра на элементарных музыкальных инструментах;

• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Развивающие занятия физической культурой имеют занимательную основу, способствуют развитию наблюдательности, фантазии, учащихся, их интереса к окружающей действительности. В ходе занятий используется информация, связанная с олимпийским движением, с правилами гигиены, закаливания, правильного дыхания и питания, с режимом дня младшего школьника и др. Это развивает познавательный интерес учащихся, их кругозор.

Информация о достижениях великих спортсменов позволяют понять учащимся, каким путем они достигли своих успехов, с какими трудностями встречались и как научились преодолевать препятствия на пути к спортивным достижениям. Эта информация будет способствовать развитию кругозора учащихся, их нравственной культуры, гордости за успехи героев спорта своей страны, родной школы.

Используемые игровые упражнения способствуют созданию условий для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий физкультурой и спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь.

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Ребята должны научиться, не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое, необычное. Это разнообразит занятия, делает их более творческими, яркими и запоминающимися.

Для организации и проведения занятий используются различные формы:

игры и игровые упражнения,

мини-соревнования,

спортивные состязания,

занятия-прогулки,

занятия-путешествия,

тренинги.

По возможности все занятия проводятся на свежем воздухе.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Дата Содержание (тема занятий)

1 1 сентября – День знаний. Праздник посвящения в ученики «Мы первоклассники». КТД «Мир наших ладошек»

2 Занятие -экскурсия «Какого цвета осень?» Сбор природного материала, форма предметов и размер. Игра «На что это похоже?» Создание осенней композиции из различных предметов.

3 Игровое занятие «Гигиена чемпионов». Знакомство с правилами гигиены для сохранения здоровья. Игра «Утренняя эстафета» (на свежем воздухе). Олимпийская азбука (история о Вильме Рудольф, американская спортсменка). Игровые двигательные упражнения с мячом: «Колобок», «Цирковые трюки», «Жонглеры-математики».

4 Занятие-экскурсия в школьный сад «Во саду ли, в огороде». Знакомство с плодовыми деревьями и кустарниками. Развитие восприятия, эстетического любование природой

5 Занятие с элементами инсценировки. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг.

6 Игровое занятие «Зарядка в стране Чемпионов». Олимпийская азбука (первые Олимпийские игры). Знакомство с режимом дня учащихся. Знакомство с основными движениями рук, ног, туловища, головы. Комплекс утренней зарядки под музыку.

7 «Образы родного края» Занятие-путешествие по городу. Красота осеннего луга и парка. Наблюдаем за природой, развиваем глазомер. Игра «Что расположено дальше? ближе?»

8 «Яблоневый сад осенью» Занятие-игра Разнообразие сортов яблок и форм плода: овал, круг; разнообразие яблок по цвету: зеленые, желтые, красные; разнообразие плодов по форме: большие, маленькие, средние: разнообразие плодов по вкусу:

9 Занятие-игра. Музыкальный фольклор народов России и мира. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа (песенка-игра «Хоровод», пластическое интонирование)

10 Игровое занятие на свежем воздухе «Страна двигательных упражнений с предметами». Олимпийская азбука (рассказ о Пьере де Кубертене). Комплекс упражнений «Спортивный парад» с флажками. Челночный бег с переносом кубиков.

11 «Сказочное животное». Занятие-наблюдение за облаками, их формами, цветом, размером. Игра «На что похоже облако?» Вырезание из бумаги различных форм и фигурок (развитие воображения». ТБ при работе с ножницами.

12 Игровое занятие «Движение есть движение». Игровые упражнения на развитие внимательности, наблюдательности, синхронности: «Близнецы», «Путаница», «Театр пантомимы». Необыкновенная эстафета.

13 Занятие-путешествие «В гости к осени» Красота осенней природы: краски деревьев, неба, луга, леса: наблюдение, эстетическое любование, восприятие прекрасного. Разнообразие формы и красок листьев «Угадай, чей листок» игра.

14 Игровое занятие на свежем воздухе. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками - попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

15 Заочное путешествие с инсценированием «Такие разные животные!» Проект «В зоопарке».

16 Занятие-игра «Птичий базар». Разнообразие птиц нашего края. Слушаем птичьи голоса. Игра «Узнай меня по голоску» Лепка фигурки воробья (пластилин, перышки). ТБ при работе с пластилином, стекой.

17 Игровое занятие: формируем осанку. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Дыхательные упражнения. Игра на внимание «Внимание, класс, «Колпак»

18 Занятие-экскурсия в школьный музей «Красота изделий народных умельцев». Изделия тульских мастеров. «Тульский самовар - всему голова» (викторина)

19 Поездка в усадьбу Л. Н. Толстого – известного писателя и нашего земляка. Прогулка по аллеям Ясной поляны.

20 Игровые двигательные упражнения с воздушными шарами. Разминка под рифмованные строчки. Правила выполнения дыхательных упражнений. Игра «Птичья стайка».

21 Занятие-игра «Осенью капуста - барыня» Разнообразие даров осени, их применение. Сравнение по форме, цвету, размеру. Игра «Собери урожай» Лепка фигурок овощей по представлению.

22 Игровое театрализованное занятие «Мы знаем правила дорожного движения». Игра «Светофор».

23 Коллективная работа-игра «Мы - художники-архитекторы» Творческая мастерская «На лесной полянке - школа для зверят» (природный материал, пластилин, цветная бумага)

24 Занятие-импровизация Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.

Определение жанра на слух, собственная импровизация.

25 Игровое занятие «Бег в стране Чемпионов». Олимпийская азбука (история о почтальоне с о. Куба). Знакомство с упражнениями для бега с предметами. Эстафеты с предметами (на свежем воздухе).

26 Занятие на пришкольном участке: собираем сухие веточки, опавшие листья.. Игра «Чья куча листьев больше».

27 Игровое занятие «Прогулка в лес». Олимпийская азбука (бегун из Финляндии Пааво Нурми). Беседа как научиться преодолевать препятствия и что для этого нужно. Выполнение упражнений в беге с преодолением препятствий.

28 Занятие-игра «Игра в художника и зрителя» Создание образов различных зверей через движение тела «Зайчик», Мышка», «Медвежонок», «Ужик» (пантомима)

29 Занятие-фантазия. Музыка осени. Связываем жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями. Использование музыкального интонирования для определения образа.

30 Мини-соревнования «Играя, подружись с бегом». Олимпийская азбука (рекорды нашей школы). Игра «Замри» (на свежем воздухе).

31 -Конкурс рисунков «Мы едим на олимпиаду в Сочи». Весёлая гимнастика

32 Игровое занятие «Учимся прыгать». Беседа о значении прыжков в жизни человека. Игровые упражнения с прыжками на двух ногах, на одной ноге, через скакалку. Игра «Веселая скакалка».

33 Занятие-экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала для создания осенней композиции (листья, веточки, желуди, шишки, мох)

34 Занятие-игра “Сочини мелодию осени». Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора».

35 Игровое занятие «Прыжки в стране Чемпионов». Олимпийская азбука (необычные истории с обычными прыжками). Знакомство с правилами выполнения прыжков. Прыжки с предметами и без предметов: «Шахматы, «Акробаты»,, «Лягушки». Упражнения на расслабление.

36 Занятие-фантазия «Пучок соломы - обратись в куколку». Создание из пучка сухой травы (соломы) куколки при помощи ниток. Развитие мелкой моторики, глазомера (умение связывать пучок травы нитками, умение действовать по образцу). ТБ при работе с ножницами.

37 Знакомство с доктором «Закалкин». Из жизни замечательных людей (рассказ о великом русском полководце А. В. Суворове). Значение закаливания организма для укрепления здоровья учащихся. Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта.

38 Коллективная работа-игра «Мы - художники-архитекторы» Творческая мастерская «На лесной полянке - школа для зверят» (природный материал, пластилин, цветная бумага)

39 Занятие-импровизация. Музыка Тульского края. Тульская напевы, тульская гармошка. Игра на простейших детских музыкальных инструментах (барабан, ксилофон) маленьких детских песенок (воспроизведение услышанного ритма и мелодии)

40 Спортивные состязания «Путешествие в страну Физкультурию».

41 «Что я знаю о себе». Занятие-игра. Познакомить детей со значением их имени. Развитие внимания, зрительной памяти, воображения, логического мышления.

42 «Времена года». Занятие-викторина. Обобщить знание детей о временах года. Развитие внимания, быстроты реакции.

43 Встреча с героями книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Развитие интереса к чтению художественной литературы, внимания, мышления, воображения.

44 Занятие-экскурсия «Лесная прогулка». Воспитание бережного отношения к природе, тренировка внимания, быстроты реакции, развитие фонематического слуха.

45 Занятие-импровизация «На балу у Феи сказок». Познакомить с названиями старинных танцев. Развитие творческого воображения, внимания, мышления.

46 Интеллектуальное занятие «По страницам детской энциклопедии». Познакомить с возможностями энциклопедии. Развитие внимания, творческого воображения, речи.

47 Игровое театрализованное занятие «Театр». Представление о театре, как об одном из видов искусства. Происхождение и развитие русского театра. Тульский ТЮЗ. Развитие воображения, артистических способностей.

48 Занятие-экскурсия «Наша школьная страна». Познакомить с историей возникновения школы. Развитие внимания, мышления, пространственной ориентации.

49 Занятие-игра «Путешествие в Страну сказок». Развитие внимания, творческого воображения, зрительной памяти, мышления.

50 Игровое занятие на свежем воздухе. «Встреча с героями сказки «Репка». Воспитание чувства отзывчивости и коллективизма. Развитие артистических способностей.

51 Занятие-экскурсия «Будем беречь природу». Раскрыть смысл понятий «охрана природы», «экология», «Красная книга». Воспитание в себе чувства ответственности за свое поведение в природе. Развитие внимания, мышления, воображения.

52 Игровое занятие на свежем воздухе «Спортивный калейдоскоп». Познакомить с Олимпийскими видами спорта. Развитие ловкости, быстроты реакции, расширения словарного запаса.

53 Путешествие по Дороге творческих способностей. Развитие творческого воображения, зрительной памяти, тактильных ощущений, артистических способностей, чувства юмора.

54 Игровое занятие на свежем воздухе «Игротека».

Литература:

1. Дереклеева Н. И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. М. : ВАКО, 2004.

2. Арзуманов С. В., Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям, М., Феникс, 2009.

3. Лях В. И., Физическая культура, 1-4 кл, Просвещение, 2006;

4. Фатеева Л. П. 300 популярных игр для младших школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

5. Исаева С. А. Физкультурные минутки в начальной школе. – М. : Айрис-пресс, 2006.

6. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы. – М. : ВАКО, 2005.

7. Мальцев А. И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников, Феникс, 2000.

8. Погадаев Г. И., Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом, Дрофа, 2008.

9. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева «Музыка в 1 классе» Просвещение, Москва, 2009 г.

10. Н. Г. Курносова «Развивающие занятия с детьми начальной школы» «Учитель», Волгоград№, 2009 г.

11. С. И. Тукачева «Адаптационные занятия с первоклассниками», «Учитель», Волгоград, 2009 г.

12. «Поделки из природного материала», АСТ-пресс, 2010 г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт к проекту «В первый класс без дефектов речи»Фотоотчёт к проекту «В первый класс без дефектов речи» Уважаемые коллеги! В предыдущей работе я предложила Вам проект "В первый класс без дефектов речи" В нём я показала систему работы логопеда,.

Фотоотчет «Первый раз — в 1 класс»Фотоотчет «Первый раз — в 1 класс» ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС! Казалось, только недавно прошел выпускной майский праздник в нашей группе «ТЕРЕМОК» МБДОУ «Алёнушка». Пролетело.

Фотоотчёт «В первый раз, в первый класс!»Фотоотчёт «В первый раз, в первый класс!» Фотоотчёт. «В первый раз, в первый класс!». Вот и наступил долгожданный день – День знаний. Все приготовления остались позади. Впереди волнения,.

Консультация для родителей «В каком возрасте идти в первый класс?»Консультация для родителей «В каком возрасте идти в первый класс?» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами мнением психологов о том, в каком возрасте.

Лэпбук «Первый раз в первый класс» — изготовление по материалам из МAAM. RU — библиотекиЛэпбук «Первый раз в первый класс» — изготовление по материалам из МAAM. RU — библиотеки В МААМ. RU – библиотеке образовательных материалов есть картинки, предоставляющие возможность изготовить лэпбук по готовым шаблонам. Для.

Мастер класс. Мой первый цветочек канзаши.Мастер класс. Мой первый цветочек канзаши. Первые цветы это очень важно, Первые цветы будут лишь однажды, Пусть они исчезнут навсегда, Но таких не будет НИКОГДА! Доброго времени.

Мастер-класс «На проталинке проснулся первый подснежник»Мастер-класс «На проталинке проснулся первый подснежник» Наступила долгожданная весна. Начинает таять снег на солнце, прилетают птицы, появляются почки на деревьях. Природа просыпается, всё.

Мастер-класс по пластилинографии «Первый снег»Мастер-класс по пластилинографии «Первый снег» Наконец то в нашем городе выпал первый снег! Сначала он был в виде маленькой крупы, а затем пошел хлопьями. И несмотря на то, что на следующий.

Проект «В первый класс без дефектов речи» Детско-взрослый проект «В первый класс без дефектов речи» Актуальность проекта: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Внеклассное мероприятие «Первый раз в первый раз!» Сценарий праздника «Первый раз, в первый класс». Звучит музыка «Чему учат школе» Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развивающих мероприятий «Первый раз в первый класс»
Опубликовано: 21 июня 2020 в 18:44
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД