Макарюк Ольга Николаевна
Программа родительского клуба «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ Протокол №__ Пономарева О. В.
От «01» __09___ 2021г. Приказ №___
От «01»___09___2021г.
Программа
родительского клуба
«Скоро в школу»
Группа «Умники и умницы»
Д/С Подснежник»
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации программы 1 год
Воспитатели группы «Умники и умницы»
Чульжанова Л. В.
Макарюк О. Н.
г. Абакан
Содержание
1. Пояснительная записка….3
2. Цель и задачи….4
Публикация «Программа родительского клуба „Скоро в школу“» размещена в разделах
3. Ожидаемые результаты…4
4. Принципы взаимодействия с родителями….4
5. Формы работы клуба…5
6. Материально-техническое оснащение….…. 5
7. Тематический план работы родительского клуба «Скоро в школу» на 2021-2022учебный год ….6
8. Список используемой литературы и интернет источников….
Пояснительная записка
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями : клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия и т. д.
Программа рассчитана на учебный год.
Актуальность.
Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для целенаправленной подготовки детей к школьному обучению и успешной их адаптации к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями. Наиболее эффективная форма работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб будущих первоклассников, организованный на базе дошкольного учреждения. Родительский клуб «Скоро в школу» способствует привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности и это позволяет повысить их психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба «Скоро в школу» представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей старших дошкольников к активному участию в образовательном процессе, способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников, возрастанию интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений. Родительский клуб «Скоро в школу» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
2. Цель и задачи.
Целью программы «Скоро в школу» является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привлечение их к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов в преемственности и согласованности подготовки дошкольников к школе.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
1. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
2. Повышать педагогическую культуру родителей;
3. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
4. Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;
5. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
3. Ожидаемые результаты
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на этапе предшкольного развития;
3. Оптимизация детско-родительских отношений;
4. Возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
5. Рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами в целом.
4. Принципы взаимодействия с родителями
1. Целенаправленность - привлечение всех родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
2. Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом;
3. Дифференцированного подхода - взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
4. Индивидуального подхода - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
5. Сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым заданиям, получаемой информации;
6. Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
7. Доброжелательность, открытость и партнерство.
5. Формы работы клуба
Беседы и дискуссии за круглым столом;
Информационно-просветительская газета;
Анкетирование;
Обсуждение педагогических ситуаций:
Моделирование игровых и проблемных ситуаций;
Практические советы и рекомендации;
Тренинги;
Презентации семейного опыта;
Семинары-практикумы;
Мастер-классы.
- Экскурсии
.
6 Материально-техническое оснащение
Комплекс технических средств, включающих – мультимедийных проектор, персональный компьютер и оборудование - печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат);
Электронное обеспечение: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронной поддержкой и мультипликационные пособия, созданные с помощью программы - презентации MicrosoftPowerPoint.
Информационно-методическое обеспечение: литература, программы, методики.
Наглядный и раздаточный материал
Тематический план работы родительского клуба «Скоро в школу»
на 2021 - 2022 учебный год
Содержание Дата Ответствен. Примеч.
Сентябрь
1.
2.
3.
4. Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Скоро в школу мы идем».
Анкетирование родителей «Анкета для родителей будущих первоклассников»
Советы родителям : памятка-буклет «Рекомендации для родителей, дети которых скоро пойдут в школу»
Проведение теста с дошкольниками : «Хочу ли я в школу?» В течение месяца Воспитатель
-психолог
Сборник №1
Приложение № 2
Сборник № 3
5. Индивидуальное консультирование В течение месяца Воспитатель-психолог По графику работы специалистов
6. Выставка детских рисунков «Как я представляю себя в школе» В течение месяца Воспитатель
7. Консультация «Что должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. В течение месяца Воспитатель Сборник № 2
8. Экскурсия
Октябрь
1.
1.1.
1.2.
1.3
2.
3.
4.
5. Заседание клуба № 1. Семинар-практикум «Учимся – играя».
Сообщение:
«Психологическая готовность детей к школе».
Семинар-практикум.
Просмотр презентации: «Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению».
Результаты теста проведенного с дошкольниками «Хочу ли я в школу?»
Результаты анкетирования родителей.
Стенд «От игры к учебе или кризис 7 лет».
Памятка «Игры на развитие эмоциональной сферы будущего школьника» Психолог
Воспитатель
Приложение №1
Сборник №4
Сборник №1
Сборник №3
6. Индивидуальное консультирование В течение месяца Воспитатель
психолог По графику работы специалистов
7. Консультация «Что такое школьная зрелость?» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. В течение месяца Воспитатель Сборник № 2
8. Экскурсия
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
5. Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе».
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»»
Проведение теста с дошкольниками «Что я знаю о школе?».
Памятка для родителей : «Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы…».
Анкетирование «Готовы ли родители отдать своего ребенка в школу?» В течение месяца Воспитатель
психолог
Сборник №1
Сборник №2
Сборник №3
Приложение №2
6. Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. Воспитатель Сборник №2
7. Индивидуальное консультирование В течение месяца Воспитатель психолог По графику работы специалистов
8. Экскурсия
Декабрь
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4
1.5
2. Заседание клуба № 2.
Круглый стол «О первых днях ребенка в школе»
Сообщения:
«Школьная адаптация».
Просмотр презентации «Адаптация ребенка к школе. Радости и трудности».
Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?»
Результаты теста проведенного с дошкольниками «Что я знаю о школе?»
Сообщение результатов анкетирования «Готовы ли родители к школе?».
Памятка «Как сделать адаптацию к школе безболезненной». Учитель начальных классов
Воспитатель
психолог
Приложение№1
Сборник №4
Сборник №3
3. Экскурсия в школу. В течение месяца. Воспитатель
6. Индивидуальное консультирование В течение месяца. Психолог По графику работы специалистов
7. Консультация «Как помочь будущему первокласснику адаптироваться к школе» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. В течение месяца. Воспитатель Сборник №2
Январь
1.
2.
3. Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Математическая готовность будущих первоклассников».
Консультация «Развитие математических способностей у дошкольника».
Памятка «Обучающие игры по математике». В течение месяца. Воспитатель
Сборник №1
Сборник №2
Сборник № 3
4. Индивидуальное консультирование В течение месяца. Психолог По графику работы специалистов
5. Оформление выставки «Мама с папой тоже были первоклашками».
6. Консультация «Развиваем математические
способности детей
дома» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. Воспитатель Сборник № 2
7. Экскурсия
Февраль
1.
1.1.
1.2.
1.3
1.4
2. Заседание клуба № 3. «Мастер-класс». Тема: «Домашняя игротека для развития памяти, внимания, речи, мышления».
C ообщение: «Готовимся в школу вместе».
Игры на развитие внимания,
памяти, речи, мышления».
Просмотр видеофильма «Речевые игры».
Консультация: «Как воспитать у ребенка самостоятельность».
Памятка «Правила работы с рабочими тетрадями дома» Воспитатель
Психолог
Приложение №1
Сборник № 4
Сборник № 3
3. Индивидуальное консультирование В течение месяца. Психолог По графику работы специалистов
4. Консультация «Как помочь ребенку в овладении счетом и письмом» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей.
В течение месяца. Воспитатели. Сборник № 2
5. Экскурсия
Март
1.
2.
3. Оформление информационного стенда для родителей «Скоро в школу». Тема: «Советы детского врача».
Консультация «Физическая готовность ребенка к школе».
Памятка «Здоровье реб нка в ваших руках» В течение месяца. Воспитатели
Инструктор по ФИЗО
Старшая медсестра Сборник №1
Сборник № 2
4. Индивидуальное консультирование В течение месяца. Воспитатель психолог По графику работы специалистов
5. Маршрут «Безопасная дорога от дома до школы» Воспитатели
6. Консультация «Физическая активность - способ укрепить здоровье ребенка» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. Инструктор по ФИЗО Сборник №2
7. Экскурсия
Апрель
1.
1.1.
1.2
1.3
1.4
1.5
2. Заседание клуба № 4.
«Скоро в школу».
Сообщения:
«Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе».
Анкета для родителей.
Просмотр фрагментов занятий с детьми:
- ФЭМП.
- развитие речи;
- обучение грамоте;
- музыка;
-ФИЗО
Рекомендации «10 заповедей для родителей, дети которых идут в школу».
Подведение итогов работы клуба.
Памятка-буклет: «Обязанности родителей будущих первоклассников» Воспитатель
психолог.
Приложение № 1
Сборник №4
Сборник №3
3. Индивидуальное консультирование В течение месяца. Психолог По графику работы специалистов
4. Консультация «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?» отдается родителям домой для ознакомления, изучения всей семьей. В течение месяца. Воспитатели. Сборник № 4
5 Экскурсия