Черкасова Диана Владимировна
Программа родительского клуба «За руку с Семьей» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша.
Задачи программы повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
Публикация «Программа родительского клуба „За руку с Семьей“ во второй младшей группе» размещена в разделах
оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций; способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Направление деятельности программы. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников.
Трансляция положительного опыта семейного воспитания.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
Сроки реализации программы. Учебный год (с сентября по апрель)
Участники программы. Родители и педагоги
Ожидаемый результат. Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком;повышение уровня педагогических знаний и умений;
активизирование позитивного мышления помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.
Пояснительная записка
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы (А. Н. Острогорский).
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определеннее модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию учёных-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребёнка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать детский сад. В детском саду ребёнок — равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском сад характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создавать условия для полноценного развития личности ребёнка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.
Актуальность проблемы очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.
Именно это послужило толчком создания клуба «За руку с семьей» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОУ, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.
Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому саду. Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно прежде всего с родителями детей раннего возраста.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.
Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ.
Работа родительского клуба «За руку с семьей» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого:
- создать систему педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства;
- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей малыша;
- популяризировать деятельность дошкольного образовательного учреждения среди родительской общественности.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении пропедевтических адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного Положения о работе клуба.
ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «ЗА РУКУ С СЕМЬЕЙ»
1. Общие положения:
Клуб создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Основными принципами работы клуба «За руку с семьей» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Участниками Клуба являются : родители детей, педагоги, старшая медсестра ДОУ, педагог-психолог.
Непосредственным руководителем Клуба является педагог ДОУ.
Клуб «За руку с семьей» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
2. Основные направления деятельности клуба «За руку с семьей» :
- оказание педагогической помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания дошкольников;
- выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической компетентности родителей.
3. Права и обязанности участников клуба «За руку с семьей» :
3.1 Родители — члены Клуба имеют право :
- получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
3. 2 ДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировки в план работы клуба «За руку с семьей» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
3. 3 ДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
3.4. Родители — члены Клуба обязаны :
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в заседаниях Клуба.
4. Организация деятельности клуба «За руку с семьей» :
4.1 Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и рекомендациям педагога-психолога ДОУ.
Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
На итоговом заседании клуба «За руку с семьей» обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
Формы организации работы клуба «За руку с семьей» :
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- практикумы;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
5. Административная поддержка деятельности клуба «За руку с семьей» :
5.1. Создание материально-технических условий для деятельности Клуба : выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Работа Клуба — это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
- коммуникативную — функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- содержательную — направленную на решение проблем;
- инструментальную — позволяющую выработать навыки
анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллектив
ной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
6. Условия работы Клуба :
Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:
- при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит учебную мотивацию каждого участника;
- занятия должны проводиться в группах численностью от 10 до 30 человек;
- желательно обеспечить всех участников раздаточным материалом, необходимо наличие доски и стендов для размещения плакатов;
- занятия проводятся в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в круге свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
- для проведения подвижных игр необходимо свободное пространство;
- также предполагается наличие мягкого, лучше поролонового мяча (его можно заменить мягкой игрушкой); желательно наличие колокольчика для обозначения начала и окончания определенного вида работ;
- для проведения некоторых упражнений (например, рисуночных) необходим стол.
7. Предполагаемый результат работы Клуба :
В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Тематический план-программа заседаний клуба «За руку с семьей»
п/п Темы встреч Форма проведения Сроки Ответственные
1 2 3 4 5
1 «Родитель — это звучит гордо» Беседа Сентябрь Воспитатель
2 «Адаптируемся вместе» Практикум Октябрь Воспитатель
3 «Роль матери и отца в развитии ребенка» Консультация Ноябрь Воспитатель
4 «Правила жизни моего ребенка» Тренинг Декабрь Воспитатель
5 «Секреты психологического здоровья» Тренинг Январь Воспитатель
6 «Что наша жизнь?. Игра!» Деловая игра Февраль Воспитатель
7 «Детские страхи» Практикум Март Воспитатель
8 Итоговое заседание (эффективность деятельности, анализ работы клуба, планирование на следующий год) Круглый стол Апрель Методист, психолог, другие специалисты
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. РОДИТЕЛЬ — ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО
Цели: познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям; дать характеристику основным типам семейного воспитания; познакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики.
Ход:
Обращение к родителям (информация о клубе, его целях, задачах, планах).
Беседа «Характеристика типов семейного воспитания».
Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон «Об образовании РФ», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).
Рефлексия.
Занятие 2. АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ
Цели: познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего возраста.
Ход:
Приветствие.
Беседа о психическом и физическом развитии ребенка старшего возраста и особенностях его воспитания в детском саду.
Игровое упражнение: продолжи фразу: «Чтобы обеспечить успешное воспитание и развитие, нужно…» — родителям предлагается ответить на этот вопрос с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.
Родители совместно с педагогом вырабатывают три способа решения обозначенной проблемы (стратегический, тактический, фантастический).
В завершение встречи родителям предлагаются памятки с рекомендациями тактики поведения родителей.
Рефлексия заседания.
Занятие 3. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Цели: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребенка; определить разницу отцовского и материнского воспитания; выработать навыки взаимодействия с ребенком старшего возраста.
Ход:
Приветствие.
Дискуссия «Роль матери и отца в эмоциональном развитии ребенка».
Диагностика: методика «Ладошка» (изучение внутрисемейных связей).
Тест «Какой вы родитель?».
Консультация «Выходной с малышом».
Памятка родителям «Как оказать ребенку психологическую поддержку в любой ситуации».
Рефлексия.
Занятие 4. ПРАВИЛА ЖИЗНИ МОЕГО РЕБЕНКА
Цели: повышение родительской компетентности в понимании потребностей ребенка младшего дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребенка.
Ход:
Приветствие.
Рисуночное упражнение (взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребенок готов «свести с ума»; обсуждение результатов).
Решение педагогических ситуаций.
Инструкция. «Выберите из предложенного списка правил в семье одно, обоснуйте свой выбор». Ситуации (на карточках) :
1.
а) проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями;
б) родители — хозяева ребенка;
в) в семье признается право каждого на ошибку.
2.
а) любовь связана с чувством долга;
б) в семье признается право открыто говорить о своих желаниях;
в) ребенок отвечает за настроение родителей.
3.
а) требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны;
б) спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета
родителей;
в) любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и
не чувствовать себя при этом виноватым.
4.
а) родители определяют, что правильно, а что нет;
б) свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье;
в) родители заслуживают уважения, потому что они родители.
Игровое упражнение «Пойми меня».
Родителям предлагается угадать эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию его позы, жестов:
а) ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую;
б) ребенок грызет кончик карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится, топчется, перебирает ногами;
в) ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.
Обсуждение памятки:
правила — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье;
хорошо, если правил не слишком много и они не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка;
все ограничения усваиваются при условии их согласованного предъявления всеми членами семьи;
важно придерживаться в предъявлении запретов дружелюбного тона, а не повелительного;
обращаясь к ограничениям, запретам, важно пользоваться системой взаимных уступок — принципиальность уместна менее всего.
Рефлексия.
Занятие 5. СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Цели: изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; побудить родителей проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка.
Ход:
Приветствие
Дискуссия «Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка».
Мини-лекция «Как воспитывать детей с разной группой крови». Практическое задание-исследование «Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка?»
Тест «Воспитательная позиция».
Рефлексия.
Занятие 6. «ЧТО НАША ЖИЗНЬ?. — ИГРА!» ИЛИ «ПОЛЕЗНЫЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ»
Цели: изучить влияние совместных игр в семье на развитие личности ребенка; познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего возраста.
Ход:
Приветствие.
1. Предварительное анкетирование — сообщение результатов. Вопросы анкеты:
Любит ли Ваш ребенок играть?
В какие игры Вы играете с детьми дома?
Чему могут научить ребенка эти игры?
Любимая игра ребенка дома?
С папой ребенок любит играть?
С мамой ребенок любит играть?
Какие игрушки Вы покупаете ребенку?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Дискуссия «Как научить малыша играть».
«Какие игрушки нужны детям» — консультация педагога-психолога и воспитателя.
Конверт дружеских вопросов (по желанию родителей) :
Как привлечь ребенка к игре?
Что делать, если ребенок просит Вас поиграть, а Вы смотрите телевизор?
Как приучить ребенка убирать игрушки?
Рефлексия.
Занятие 7. ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Цель: актуализировать проблему детских страхов и тревожности для профилактики их возникновения.
Ход:
Приветствие.
Консультация «Что такое страх?».
Рисунок родителей «Страшная история» — комментарии психолога;
Психологический сонник.
Рефлексия.
Занятие 8. ИТОГОВОЕ ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА
Цели: рефлексия вместе с родителями успехи и неудачи проделанной работы; построить перспективу развития Клуба на следующий год.
Ход:
Приветствие.
Обсуждение эффективности деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы Клуба, дальнейшее планирование.
Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год).
Награждение родителей, активно участвующих в работе Клуба.
Самооценка («Дерево успеха»).
При принятии решения каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить к «дереву успеха».
Цвет жетона обозначает следующее:
- красный — активно использую знания и приемы, приобретенные на занятиях, в процессе воспитания моего ребенка;
- желтый — узнала много нового, однако придерживаюсь своих методов воспитания;
- зеленый — жалею, что участвовал (а) в работе Клуба.
Результативность работы
Работа клуба «За руку с семьей» показала следующие результаты:
Родители с интересом приходили на заседание клуба, в процессе работы были инициативны, активны. В процессе работы настроение участников позитивное.
Самооценка «Дерево успеха» показало, что 100% участников активно используют знания и приёмы, приобретённые на занятиях, в процессе воспитания своего ребёнка.
Таким образом, по окончанию работы клуба у родителей :
- сформировались определенные модели поведения со своим ребенком;
- повысился уровень педагогических знаний и умений;
- активизировалось позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;
- установились доверительные отношения между ДОУ и родителями, что в дальнейшем благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.
Следовательно, работа родительского клуба показала положительные результаты, тем самым повысив психолого-педагогическую культуру родителей.
Литература:
Арнаутова, Е. П. В гостях у директора [Текст] / Е. П. Арнаутова. -М., 2004.
Дошкольное учреждение и семья [Текст] : метод, руководство / под ред. Т. Доронова, Е. Соловьева. — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Как провести родительское собрание в школе [Текст] / авт. -сост. О. С. Олендарь. — Донецк, 2005.
Калейдоскоп родительских собраний : метод, разработки. Вып. 1-2 / под ред. Е. Степанова. — М., 2001.
Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. — СПб., 2005.
Медведева, М. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] : типичные проблемы / М. Ю. Медведева // Управление ДОУ. — 2002. — № 4.
Монахова, А. Ю. Психолог и семья [Текст] : активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. — Ярославль, 2004.
Монина, Т. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Т. Б. Монина, Е. Н. Лютаева. — СПб., 2005.
Об опыте взаимодействия семьи и ДОУ Санкт-Петербурга [Текст] / сост. Н. П. Митрошина, Т. Е. Овечкина. — СПб., 2001.
Общение педагога с родителями [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. — М., 2005.
Овсепян, К. Р. Я иду в детский сад [Текст] / К. Р. Осепян. — М., 2003.
Павлова, Л. Н. Новая модель семейно-общественного воспитания детей раннего возраста [Текст] / Л. Н. Павлова // Управление ДОУ. -2003.-№4.
Работа ДОУ с семьей [Текст] // Библиотека руководителя ДОУ. -М., 2005.
Ребенок в детском саду [Текст] : журн. — 2005. — № 5.
Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир, -М., 1998.
Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] / Е. О. Смирнова, -М., 1997.
Смирнова, Е. О. Искусство общения с ребенком [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова. — М., 2004.
Сонин, В. А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения [Текст] / В. А. Сонин. — М., 2001.
Ткачева, В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии [Текст] / В. В. Ткачева. -М., 2000.
Управление ДОУ [Текст] : журн. — 2003. — № 3; 2005. — № 8; 2006.-№4.
Филиппова, Г: Г. Психология материнства [Текст] / Г. Г, Филиппова. ~ М., 2002.
Хозяева, М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию [Текст] / М. В. Хозяева. — М., 2002.