Марина Валерьевна Жижикина
Программа самообразования воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Программа самообразования воспитателя
Тема: «Эксперементально-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Воспитатель : Жижикина Марина Валерьевна
Сроки реализации: работа начата в сентябре 2012 года, планируется закончить в мае 2015 года.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
2. Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Публикация «Программа самообразования воспитателя» размещена в разделах
3. Развитие мышления, речи – рассуждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Актуальность проблемы: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками
Предполагаемый результат:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Форма самообразования : индивидуальная
Действия и мероприятия:
1. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
2. Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития ;
3. Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности ;
4. Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
5. Пополнять предметно – развивающую среду для самотстоятельного экспериментирования детей;
6. Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Практический выход: семинар- практикум
Отчет о проделанной работе:
1. Выступление на педагогическом совете.
2. Слайд- презентация по эксперементально- опытнической деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
4. Пополнение уголка экспериментирования.
Содержание работы по теме:
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь- декабрь
2012 г. Подбор и изучение литературы по теме; Анкетирование родителей «Как вы относитесь к детским экспериментам»
Октябрь
2012 г. Посещение курсов повышения квалификации.
Январь- март
2013 г. Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для экспериментально- опытнической деятельности детей.»
Апрель – май 2013г. Мониторинг Разработка системы мониторинга Создание картотеки опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь-октябрь
2013 г. 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Анкетирование родителей и воспитателей.
Ноябрь- декабрь
2013 г. «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»
Январь- март
2014 г. Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж Описание приемов и методов,их использование на занятиях Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности
Апрель
2014Г. Посещение курсов повышения квалификации.
Май
2014 г. «Что? Зачем? Почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.
Сентябрь-ноябрь 2014 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Декабрь
2014 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы
Папка-передвижка для родителей и детей
Январь-февраль
2015 г. Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»
Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
Март- 2015 г. Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их
Апрель
2015 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ
Март-май
2015 г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;