Папки-передвижки

Программа сотрудничества с родителями «Мы вместе»

Елена Зайцева
Программа сотрудничества с родителями «Мы вместе»

Пояснительная записка

Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.

Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. В этой связи изменяется и позиция детского сада в работе с семьей.

Публикация «Программа сотрудничества с родителями „Мы вместе“» размещена в разделах

На современном этапе требуются иные взаимоотношения семьи и ОУ, которые должны определяться сотрудничеством и доверительностью.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Программа строится на принципах:

Целенаправленность педагогического проекта – Программа сотрудничества с родителями «Мы вместе» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка. Привлечение родителей к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;

Плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;

Индивидуальный подход - учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;

Вариативность содержания форм и методов образования родителей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;

Сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;

Развитие и сотрудничество, т. е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;

Стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями;

Доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

Актуальность сотрудничества с родителями

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется всестороннее развитие личности. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых –родителей, педагогов.

Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных

человечеством за всю историю своего существования. Современная наука единодушна в признании приоритета семейного воспитания. Мир и хорошие взаимоотношения в семье – наиболее живительная почва для развития личности ребёнка. Однако доказано, что семейное воспитание не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и разностороннего развития личности современного ребёнка. Эффективность возрастает, если оно дополняется системой дошкольных учреждений, при условии сотрудничества и взаимодействия. Становление любых межличностных отношений проходит этап взаимного познания партнерами друг друга. В процессе взаимопонимания происходит постепенное приближение к потребностям и трудностям друг друга. Чем доступнее, понятнее друг для друга становятся педагог и родители, тем меньше настороженности, напряженности в их отношениях, связанных в первую очередь, с ощущением неизвестности, незнакомости. Эмоциональное переживание в период общения, как момент сопереживания внутреннему миру другого и открытия самого себя через общение – вот путь к которому мы пришли в работе с родителями.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки Программы сотрудничества с родителями «Мы вместе».

Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя консультации, беседы с родителями, просмотр мультимедийных презентаций, практические занятия.

Хорошо налаженное и организованное взаимодействие ДОУ и семьи даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности.

Взаимоотношения родителей и педагогов должны строиться на основе просвещения родителей, которое можно осуществлять через детско - родительские клубы.

Детско - родительские клубы – это объединения по интересам, понимание одной проблемы. Неформальная обстановка клуба, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, практические занятия, интерактивные игры – всё это делает работу клуба полезной и необходимой.

1. Основная деятельность Программы сотрудничества с родителями

Основные направления:

Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);

Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);

Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).

2. Формы организации

• совместные занятия родителей и детей;

• мини-беседы, лекции;

• моделирование проблемных ситуаций;

• презентация информационных буклетов;

• дидактические игры; игры и упражнения;

• беседы;

• художественно-творческая деятельность;

• круглые столы;

• консультации;

• анкетирование;

• проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, тренингов.

• дискуссии

3. Этапы реализации программы

1 этап – подготовительный – сентябрь.

Цель - определение цели, задач и форм работы.

2 этап – основной – октябрь – апрель.

Цель - реализация программы

3 этап – заключительный – май.

Цель – подведение итогов работы Программы

4. Содержание программы.

4.1. Календарно-тематическое планирование работы с родителями (законными представителями)

-Анкетирование родителей: «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей».Приложение №1

- Акция «Дары осени»: совместное изготовление с детьми поделок из природного материала.

-Участие в осенней ярмарке.

- Буклеты: «Охрана здоровья ребёнка: советы родителям».

«Закаливание детей в семье».

Воспитатели группы,

родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Сентябрь

2.

- Акция «Сделаем мир чище». Сбор макулатуры, батареек, пластика.

Памятки для родителей:

«Игры для развития мелкой моторики рук у детей».

«Упражнения для профилактики плоскостопия».

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Октябрь

3.

- Развлечение ко Дню матери «Мамочка у меня одна». Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку - матери, воспитание социально-нравственных качеств у детей: любви, нежности, заботы, по отношению к матери.

Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей.

- Совместное проведение мероприятия «Семья и здоровый образ жизни».

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Ноябрь

4.

- Акция «Ёлочка – зелёная иголочка». Изготовление новогодних игрушек – выставка, участие в общесадовском конкурсе «Мастерская Деда Мороза»)

- Совместное изготовление памяток и листовок «Защита хвойных деревьев».

- Буклет «Красивая осанка – залог здоровья».

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Декабрь

5.

- Акция «Покормите птиц зимой».

- Консультация для родителей: «Развитие ребенка с помощью технологии ТРИЗ».

Воспитатели группы.

Январь

6.

Акция «Сладкая посылку солдату»: участие в сборе посылок для военнослужащих. Совместное написание письма солдату.

- Буклет «ТРИЗ в детском саду и дома».

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Февраль

7.

Провести вместе родителями мини – акцию «Огород на окне». В этой акции родители и дети выбирают семена и растения для посадки, а потом вместе с детьми осуществляют посадку семян. Буклет «Витаминная семейка».

- Консультация для родителей «Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ – технологией»

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Март

8.

- «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников». Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, с привлечением их к образовательному процессу в ДОУ через инновационные формы работы. Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления.

- Акция «Сделаем мир чище». -Совместное изготовление агитационных плакатов и листовок «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Раздельный сбор». Сбор макулатуры, батареек, пластика.

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Апрель-май

9.

- День добрых дел Благоустройство детской площадки.

Круглый стол- Рассмотрение результатов реализации программы. Определение перспектив деятельности детско - родительского клуба «Мы вместе».

Воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитанники

Заключение.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности ребёнка трудно переоценить.

Работа с семьёй должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей. Речь идёт не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями. Именно такой подход предполагают федеральные государственные требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ними «участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги». Педагоги должны оказывать методическую и консультативную помощь родителям воспитанников по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Одним из новых направлений в системе работы семьи и дошкольного учреждения в современном образовательном процессе можно считать организацию совместной деятельности. Особенность данной формы работы заключается в том, что в ходе совместного общения родители учатся эффективному взаимодействию с ребенком, используя наиболее значимые для данного возраста формы и способы деятельности.

Показателем результативности реализации программы можно считать востребованность предлагаемой деятельности, наличие динамики развития коллектива клуба, включенность участников в происходящий процесс и их удовлетворенность, применение полученных знаний и опыта, улучшение детско-родительских отношений, повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения.

Всем известно, что семья и детский сад составляют для ребенка основную микросреду. Социальный опыт, обретаемый дошкольником в детском саду и семье, разный в семье ребенок объект обожания, уступчивости и прощения, в детском саду — равноправный член социальной группы. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия.

При реализации тем программы Программа сотрудничества с родителями широко применяется технология творческого проектирования, которая позволяет осуществлять партнерство педагогов, детей, родителей. Воспитатели ДОУ при реализации программы используют личностно – ориентированные технологии: темы программы и ее содержание реализуется исходя из интересов и потребностей детей при непосредственном участии родителей.

Список использованной литературы.

1. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005.

2. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ; Просвещение,2015.

3. Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство

детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина — М., 2001.- 125с

4. Калинина Ю. В. Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи. //Материалы междунар. заоч. конф. г. Челябинск 2011г.

5. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. — М. : АРКТИ,2004.

Приложение №1

Анкетирование родителей «Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

- здоровье и физическое развитие

- развитие нравственных качеств

- развитие умственных способностей

- развитие художественных способностей

-раннее обучение ребенка чтению, письму

- другое (что именно)

2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

- информационную

- диагностическую

-консультативную

-другую помощь (какую именно)

3. В каких формах Вы хотели получать информацию от педагогов и специалистов детского сада?

- родительские собрания

- групповые дискуссии

- тематические консультации

- семинары-практикумы

- индивидуальные беседы и консультации

-информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт МАДОУ

- тематические выставки, папки

- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные

- посещение педагогами семьи

Другое (что именно)

4. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?

- о целях и задачах дошкольного образования

- о воспитательно-образовательных программах

- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях

-о дополнительных услугах

-об одежде ребенка

- о питании

-о гигиенических процедурах

-о психофизиологических особенностях ребенка

-об успехах ребенка

-об общении с ребенком

-об организации жизни ребенка в семье

-об организации досуга ребенка, семейных праздников

- о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи

- другое (что именно)

5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду:

- советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемах)

- гид (участие в организации экскурсий и походов)

-наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое)

- групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми)

- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей

- не имеют времени для участия в организации педагогического процесса в детском саду

- другое (что именно)

6. Как Вы считаете, наш детский сад

- пользуется авторитетом в городе

- не пользуется авторитетом

- о нем вообще не говорят

- затрудняюсь ответить

7. Ваш ребенок ходит в детский сад

- с удовольствием

-через силу

- чаще с удовольствием

- редко с желанием

8. Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?

- устраивает полностью

-устраивает частично (укажите причину)

- не устраивает совсем (укажите причину)

9. Как Вы считаете? Дети в нашем детском саду

-получают интересные знания и навыки культурного поведения

- получают, но недостаточно

- не получают ничего нового

- получают вредную информацию

- затрудняюсь ответить

10. Ваша осведомленность о работе детского сада:

- полная

- частичная

- вообще не имеете информации

11. Информацию о детском саде Вы получаете:

- из наглядной агитации и сайта детского сада

- со слов других родителей

- от воспитателя

- на собраниях

- от заведующего

- не получаете

12. Как часто Вы заходите на сайт ДОУ?

- каждый день

- раз в неделю

- редко

- никогда

Публикации по теме:

«Вместе с мамой, вместе с папой». Совместное с родителями физкультурное занятие в средней группе«Вместе с мамой, вместе с папой». Совместное с родителями физкультурное занятие в средней группе Что любят делать дети больше всего? Конечно играть! А что может быть интереснее и веселее, чем играть со своими родителями, братьями и.

Делаем игры для детей вместе с родителямиДелаем игры для детей вместе с родителями В нашем детском саду идет подготовка к педсовету по игровой деятельности дошкольников. На родительском собрании мы решили провести мастерскую.

Фотоотчет «Как мы вместе с детьми и родителями готовились к Светлой Пасхе»Фотоотчет «Как мы вместе с детьми и родителями готовились к Светлой Пасхе» Приближался самый Великий православный праздник Пасха — Светлое Христово Воскресение. Многие семьи в этот день накрывают праздничный стол,.

Фотоотчёт «День космонавтики вместе с родителями. Рисуем в технике граттаж»Фотоотчёт «День космонавтики вместе с родителями. Рисуем в технике граттаж» Сегодня День Космонавтики и мы с детьми решили пригласить к нам на занятие родителей. В начале занятия мы вспомнили, что первым в космос.

Фотоотчёт «Участие в параде дня Победы вместе с родителями»Фотоотчёт «Участие в параде дня Победы вместе с родителями» Проходят годы, все дальше в глубь времен уходит Победа в Великой Отечественной войне. Вместе с тем все значительнее и весомее встает уже.

И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!»И снова о взаимодействии с родителями «Давайте вместе поиграем!» Я уже рассказывала о наших интересных совместных мероприятиях с родителями, которые происходят в группе (проведение экспериментов,мастер.

План сотрудничества с родителями первой младшей группы на 2016–2017 учебный год Сентябрь Анкеты знакомств «Анкета для родителей детей, вновь поступающих в ДОО», "Адаптация ребенка в условиях дошкольной организации".

Фотоотчет о работе с родителями «Когда все вместе»Фотоотчет о работе с родителями «Когда все вместе» Как часто бывает, что родители недовольны воспитателем, а воспитатели, в свою очередь, имеют претензии к родителям воспитанников. У нас.

Субботник вместе с родителямиСубботник вместе с родителями Сегодня, 18 апреля, в нашем "Одуванчике" проводился субботник. На этот раз мы его решили провести вместе с родителями. Приглашали всех:.

Познавательно-игровая программа для детей 5–6 лет «Возродим национальные игры вместе» ВОЗРОДИМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ ВМЕСТЕ (познавательно-игровая программа для детей 5-6 лет) Москаленко Елена Анатольевна ГККП «Детский сад» №3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа сотрудничества с родителями «Мы вместе»
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 15:44
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД