МААМ-картинки

Программа «Волшебные пальчики»

Дарья Гайжева
Программа «Волшебные пальчики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Гномик» города Смоленска

Утверждаю

заведующий МБДОУ

«Детский сад №59 «Гномик»

___Л. А. Офицерова

Программа

по выявлению и развитию младших дошкольников

способностей к творческой деятельности:

«Волшебные пальчики»

Воспитатель:

Гайжева

Дарья Сергеевна

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Актуальность.

3. Цель.

4. Задачи.

5. Структура.

6. Сроки реализации программы.

Публикация «Программа „Волшебные пальчики“» размещена в разделах

7. Методы обучения.

9. Материалы.

10. Перспективный план.

11. Использованная литература.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Ведь для работы по нетрадиционному рисованию не требуется владение привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.

Создание рисунка нетрадиционным способом (ладошками, пальчиками) является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.

В рамках моих занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами. Реализуя свои задумки на бумаге, ребенок чувствует свободу, становится увереннее. Используя нетрадиционные техники рисования, ребенок не боится, что у него не получится, в результате у малыша проявляется интерес к рисованию и как следствие – желание творить. И конечно, развивается мелкая моторика рук, что очень важно для развития речи и подготовки руки к письму.

Форма занятия - групповая. Занятия весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Основная цель программы - выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами, предоставление возможности экспериментировать. Каждая из использованных техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованными, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения Осуществление индивидуального подхода к детям, учет их желаний и интереса.

Задачи:

развивающие:

• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

• Развивать творческие способности детей.

• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

воспитательные:

• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

шедевра.

обучающие:

• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

• Формировать умение оценивать созданные изображения

Структура занятий:

Работа по данному направлению проводится следующим образом:

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. Дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и так далее). Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, то есть повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.

На третьем этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.

Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 3-4 года и рассчитана на один год обучения.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы и инструменты необходимые для работы: бумага разного формата и цвета, гуашь, акварельные краски, целофановые пакетики, мятая бумага, поролон, манная крупа, трубочки от коктейля, восковая свеча. восковые мелки, одноразовые вилочки, ватные палочки, крышки от минеральной воды или сока, кисточки, чашечки для гуаши, баночки для воды, заготовки рисунков, салфетки влажные.

Методы обучения:

- Словесный (рассказ-объяснение, беседа);

- Наглядный (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий);

- Практический (выполнение упражнений, овладение приемами работы,

приобретение навыков).

Планируемые результаты:

- создают дети образы, используя различные изобразительные материалы и техники;

- формируются изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;

- развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение, самостоятельность;

- проявляется творческая активность и развитие уверенности в себе.

Перспективный план кружковой работы.

Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи Материал

Октябрь

1неделя

«Осенние листочки». Отпечаток листьев. Набрызг. Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях тампонах при печати. Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования

2неделя

«Ёжик». Рисование поролоновыми тампоном. Учить детей рисовать поролоновыми тампонами линии. Развивать мелкую моторику рук. Игрушка ёж, альбомный лист, на котором нарисован ёж, гуашь, поролоновые тампоны.

3неделя

«Чашка». Рисование ватными палочками Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагать его на листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватными палочками с гуашью; украшать изделие точками, нарисованными ватными палочками. Чашка, тарелка, мяч, альбомный лист, простой карандаш, ватные палочки, гуашь, баночки с водой.

4неделя

«Божья коровка» Оттиски печатками из картофеля Познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разного цвета. Развивать речь и мышление. Печатки из картофеля, гуашь (красного, черного и белого цвета, альбомный лист.

Ноябрь

1неделя

«Цыпленок» Тычок жесткой полусухой кисточкой Учить детей рисовать предмет, состоящие из двух кругов. Простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета. используя тычок жесткой кисти. Альбомный лист, гуашь, жесткие кисти, простой карандаш.

2неделя

«Козлёнок». Рисование пальчиками. Учить детей рисовать пальчиками точки. Развивать мелкую моторику рук. Альбомный лист, на котором нарисован силуэт козленка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка.

3неделя

«Два петушка». Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Гуашь, цветные карандаши, альбомный лист,

4неделя

«Мои любимые рыбки» Рисование гуашью по восковым мелкам Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Акварель, восковые мелки, листы бумаги, кисти, Баночки с водой.

Декабрь

1неделя

«Ежик» Рисование тычком жёсткой кистью Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость Гуашь, кисточки, альбомные листы

2

неделя

«Веточка рябины» Рисование пальчиками Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой; развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной Альбомный лист с изображением веточки, гуашь красного цвета, салфетки

3

неделя

«Мухомор» Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора; развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь; воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке. Альбомный лист с изображение мухомора с красной шляпкой, гуашь белого цвета, салфетки, баночки с водой.

4неделя

«Снежные комочки» Рисование тычком жёсткой кистью Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Альбомный лист, серого цвета, кисти, белая гуашь.

Январь

2неделя

«Мои рукавички». Рисование ладошками Учить рисовать рукавички способом отпечатка ладони, учить дорисовывать недостающие детали. Альбомный лист, гуашь, баночки с водой.

3 неделя

«Наряды для наших кукол» Рисование ватными палочками Учить наносить узор с помощью ватных палочек. Развивать воображение. Альбомный лист с изображением платья кукол, баночки с водой, ватные палочки.

4неделя

«Птицы клюют

ягоды»

Рисование пальчиками, Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции. Альбомный лист разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, рисунки птиц, салфетки

Февраль

1неделя

«Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа) Рисование техникой тычкования жесткой кисточкой Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь

2неделя

«Елочка пушистая» Рисование техникой тычка жесткой кисточкой Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Альбомный лист, жесткая кисть, гуашь, баночки с водой.

3неделя

«Пушистый зайка» Рисование способом тычка жесткой полусухой кистью Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Альбомный лист с изображением зайчика, жесткие кисти, гуашь, баночки с водой.

4неделя

«Воробушек» Рисование способом тычка полусухой жесткой кистью. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Воспитывать аккуратность. Альбомный лист с изображением воробья, жесткие кисти, гуашь, баночки с водой.

Март

1неделя

«Букет для мамы». Рисование ладошками. Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.

2неделя

«Мимоза для бабушки» Рисование ватными палочками Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции. Альбомный лист с изображением ветки мимозы, гуашь желтого цвета, ватные палочки, баночки с водой.

3неделя

«Звездное небо» Рисование ватными палочками Учить изображать звезды на темном фоне, используя кристаллики ватные палочки. Лист бумаги темного цвета, гуашь желтого цвета, баночки с водой, ватные палочки.

4неделя

«Гусеница в траве» Рисование пальчиками Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы, не оставляя просветов между мазками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых. Альбомные листы, гуашь, баночки с водой, салфетки.

Апрель

1неделя

«Два петушка» Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Альбомный лист, цветные карандаши.

2неделя

«Мой любимый дождик» Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками; учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности; развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь; воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист с изображением тучи, гуашь, баночки с водой, салфетки.

3неделя

«Травка» Рисование ладошкой. Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета.

4неделя

«Солнышко». Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие Листы бумаги, гуашь, салфетки.

Май

1неделя

«Цветочная поляна». Рисование ватными палочками Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных

2неделя

«Расцвели одуванчики». Метод тычка Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.

Показатели результативности:

- Способность к цветовосприятию;

- Владение нетрадиционными техниками изображения;

- Умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;

- Знание материалов и оборудования для нетрадиционных техник рисования.

Результаты стартовой диагностики:

Способность к цветовосприятию Владение

нетрадиционными техниками

изображения Умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли Знание материалов и оборудования для нетр. рисования

- 8ч. 27%

– 16ч. 53%

- 6ч. 20%

- 7ч. 23%

– 15ч. 50%

- 8ч. 27%

- 9ч. 30%

– 16ч. 53%

- 5ч. 17%

- 9ч. 30%

– 14ч. 47%

- 7ч. 23%

Литература:

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.

2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.

3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.

4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с

5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.

6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004

8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003

9. Педагогический опыт, опубликованный в журналах дошкольное воспитание

10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д

11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

13. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

14. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

Публикации по теме:

Кружок «Ловкие пальчики»Кружок «Ловкие пальчики» В своей группе я занималась с детьми "Оригами" - это искусство складывания бумаги. Дети в любом возрасте любят работать с бумагой. Работа.

Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики»Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики» Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть.

Кружок «Волшебные пальчики». Новогодние открытки. Вторая младшая группаКружок «Волшебные пальчики». Новогодние открытки. Вторая младшая группа НОД «Ёлочка» - ниткография Часть первая Цель: Формировать представление о Новогоднем празднике, уточнять и расширять словарь по теме «Новый.

Новогодние открытки. Кружок «Волшебные пальчики» (средняя группа)Новогодние открытки. Кружок «Волшебные пальчики» (средняя группа) 1.«Снеговики в шапочках и шарфиках» Новогодняя открытка (аппликация) Под березами, в теньке, Дед облезлый на пеньке! Весь сосульками.

«Пасха» — пальчики оближешь!!!«Пасха» — пальчики оближешь!!! Хочу поделиться рецептом свой фирменной пасхи. Ингредиенты: 500г творога, 230г сметаны, 200мл сливок, 100г сливочного масла, 160г сахарной.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Волшебные пальчики»
Опубликовано: 22 октября 2020 в 14:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД