Марина Дранишникова
Программа «Этикет для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дранишникова Марина Николаевна, старший воспитатель ЧОУ «Средняя школа №23 «Менеджер»
г. Альметьевск Республики Татарстан
Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой.
Поэтому в работе нашего учебного заведения мы уделяем большое внимание нравственному воспитанию, формированию воспитанности и культуры поведения детей.
Публикация «Программа „Этикет для малышей“» размещена в разделах
Какие же именно навыки и привычки культуры мы должны формировать у ребенка?
- Прежде всего, позаботиться о воспитании культуры поведения, предусматривающей уважение к окружающим людям и умение считаться с их удобствами;
- Формировать культуру общения ребенка с взрослыми и сверстниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
- Прививать ребенку внешние формы культурного поведения, проявляющиеся в манерах, мимике, жестах;
- Вырабатывать культуру речи, предусматривающую умение ребенка ясно и четко излагать мысль, вежливо обращаться с просьбой, умение выслушивать других, говорить без крика, владея голосом, не засорять речь словами-«сорняками», не перебивать говорящих во время разговора и т. д. ;
- Вырабатывать элементарные навыки культуры в быту, в самоорганизации свободного времени, проявляющейся у ребенка в умении самостоятельно находить полезные дела, чередовать деятельность (игры, занятия, труд, досуг, развлечения, сообразуясь с установленным распорядком жизни семьи.
То есть мы имеем ввиду такое поведение, которое проявляется в единстве внешних форм культурного поведения и внутренних качеств личности.
Бесспорно, что внутренняя культура определяет внешнюю. Однако нельзя выпускать из виду, что и внешние формы культурности в свою очередь влияют на рост общей культуры, на развитие ребенка в целом. Если мы говорим, что у ребенка недостаточен уровень культуры, это значит, что ему недостает воспитанности. Той самой воспитанности, от которой зависит умение держать себя дома и на людях, умение общаться со сверстниками и взрослыми, его «уживчивость» в детском обществе, его манеры поведения, отражающие внутренние свойства личности – скромность, доброжелательность, сдержанность, приветливость, отзывчивость, уважение к окружающим.
Действительно, как бы ни был ребенок добр, отзывчив и жизнерадостен, но если он не знаком со словом «пожалуйста», не умеет вежливо обратиться с просьбой, мешает разговаривать взрослым, за столом кричит и размахивает руками, без разрешения выхватывает из рук товарища необходимую ему вещь, не замечает неопрятности в своем костюме и прическе, то, конечно такой ребенок производит неприятное впечатление. Он попросту не воспитан. Не обладая внешними формами культуры поведения, ребенок вынужден зачастую проявлять себя «как не надо». И если его не поправляют, не учат «как надо», то эти отрицательные формы поведения укореняются, постепенно становятся привычными. А привычка, как говорят, вторая натура. Более того, привычка к внешней бес культурности постепенно огрубляет ребенка, притупляет его чувства, обедняет внутренний мир.
Итак, нетрудно сделать вывод, что, пренебрегая или запаздывая с привитием ребенку внешних форм культуры, хороших манер, умения себя держать, можно нанести урон в воспитании его внутренней культуры. Нельзя забывать, что внешние формы поведения подтягивают ребенка, дисциплинируют его, обязывают к сдержанности в общении с окружающими.
Народная мудрость гласит: «Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится». Ребенок может выглядеть невоспитанным потому, что не знает, как поступить в том или ином случае, ведь его этому не учили, не разъясняли, не требовали от него. Став старше и не зная, как вести себя на людях, ребенок и сам чувствует себя скованно, неуклюже. Он либо начинает стесняться своих манер, либо перестает замечать (что еще хуже) свою невоспитанность.
Решение этой задачи необходимо начинать с первых лет жизни ребенка, так как дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами мышечной деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью. Речь становится правильной и грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Уже в 5-6 лет ребенок должен уметь «вежливо обращаться с просьбой; просить разрешения войти; подождать если взрослый занят; поблагодарить за услугу; предложить свою помощь при необходимости; уступить дорогу взрослым, маленьким… оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается: людям преклонного возраста, слабым, малышам… Уступать место (матери, бабушке, старшим). Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением и к 7 годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития. Формирование у них воспитанности и культуры поведения основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.
Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках людей, в их поведении, речи.
В старшую группу дошкольного звена школы-комплекса «Менеджер» дети поступают с определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они часто не придерживаются правил поведения или делают одинаковые «ошибки» в результате незнания этих правил. Такое положение побудило нас ввести «Уроки этикета для детей», основным приемом которых является проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке, а так же культурно-речевое воспитание детей. Как писал великий русский ученый А. М. Пешковский «… там, где дети усиленно учатся говорить, … там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга…». И чем раньше начинается нравственное воспитание и речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета).
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания и уважения чужих интересов.
Речевое обучение детей предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентированы наши занятия по этикету.
На занятиях дети не только получают готовые формулы речевого этикета и знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
В своей работе мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий, так как общение в жизни детей играет очень важную роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
Под нравственным развитием мы подразумеваем формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
На занятиях используем ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции: старший – младший, знакомый – незнакомый, и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, так как именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
Как показывает наш опыт работы, культура поведения ребенка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом родителей, воспитателей. В лице взрослого ребенок не образ другого человека, а, как отмечал Д. Б. Эльконин, «… образ себя через другого».
Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов, родителей. Поэтому наша работа по формированию основ этикетного поведения реализуется в двух направлениях: в работе с детьми и со взрослыми (родителями, педагогами).
Своим поведением взрослые люди должны показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, они побуждают ребят замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. В связи с этим мы систематически проводим беседы и консультации с родителями, встречи за круглым столом.
Нельзя забывать, что манера общения с товарищами, приобретенная ребенком в дошкольном возрасте переносится им и в школу. Драчливый, развязный, задиристый доставляет не мало неприятных минут и воспитателю, и товарищам и себе самому.
Хорошо, когда взрослые это понимают, и, воспитывая у ребенка навыки культурного поведения, стараются придать им общественную направленность; вырабатывают умение считаться с удобствами окружающих, учат опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.
Наша задача – воспитывать ребенка общительным, приветливым, доброжелательным, предупредительным. Такие дети легко входят в контакт с окружающими. Общительность начинается с малого – с умения малыша делиться игрушкой. И не так как нередко учат родители: «Ты ему лопатку, а он тебе трамвайчик». Пусть ребенок научиться делиться своим не в обмен на что-то, а из желания играть совместно. Вот именно на эти темы мы в своем детском саду проводим круглые столы и беседы с родителями, вместе определяя пути и средства воспитания у детей навыков культурного поведения.
Ознакомление ребенка с правилами поведения – первостепенное условие в выработке культурных привычек. Ребенок должен знать как надо себя вести в том или ином случае. Знания правил поведения являются для него ориентиром, при помощи которого он выбирает нужные формы поведения. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понимать, почему общаясь с окружающими людьми и сверстниками, он должен вести себя, соблюдая общепринятые нормы культуры поведения.
Ему надо разъяснять, что, например, вести себя развязно, привлекая внимание окружающих, неприлично; что громкий разговор или капризные притязания на место у окна в автобусе вызывают у людей осуждение, так как доставляют им неудобства; что грубое слово, жест, нарушение покоя и тишины – все это признаки невоспитанности и неуважения к людям. А тот, кто сам не умеет с уважением относится к окружающим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Чтобы все это довести до сознания ребенка, полезно оценивать его поступки. Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают ребенку отличать, оттенять хорошее от дурного. Оценочные воздействия показывают ребенку его собственное поведение как бы с нравственных позиций, заставляя испытывать либо удовольствие и желание и в дальнейшем поступать так же, либо испытывать неловкость, стыд за некрасивое поведение. Поощряя ребенка и тем самым вызывая у него положительный эмоциональный отклик, мы по существу, создаем основу для самоутверждения ребенка в «красивых» способах поведения, являющихся внутренней основой для проявления внешних форм культурности.
Однако напрасно думать, что ребенку достаточно знать правила культурного поведения, чтобы он мог руководствоваться ими. Это далеко не так: для него знать еще не значит следовать им на практике.
Он, например, знает, что вмешиваться в разговор взрослых не полагается, что за услугу следует благодарить, что за нечаянно доставленное неудобство надо извиниться, но… очутившись в одной из подобных ситуаций, «забывает» об этом. Почему?
Прежде всего, приходится учитывать, что у детей дошкольного возраста может наблюдаться разрыв между знанием и опытом в силу их возрастных и психологических особенностей. На это указывал А. С. Макаренко, говоря, что между пониманием ребенка, как нужно поступить, и привычным способом поведения «есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом».
«Заполнить опытом» - это значит предоставить ребенку возможность постоянно упражняться в выполнении правил поведения. И лишь тогда, когда знания, как поступать, становятся для ребенка его внутренней потребностью, можно говорить, что у него сформировались прочные, устойчивые привычки, являющиеся для него руководством к действию в различных условиях – дома, в детском саду, в школе и на улице.
Иногда ребенку необходимо напоминать, как он должен вести себя, тем самым мы как бы «программируем» его действия, предвосхищая рождение отрицательных проявлений. Например: «Войдешь в комнату, не забудь поздороваться и поблагодарить за подарок».
Расческа, носовой платок, положенные заботливой рукой в детский карман, чистое платье плюс напоминание («не забудь причесаться» и т. п.) помогают ребенку быстрее овладевать навыками культуры.
Родители иногда считают, что навыки культуры прививаются ребенку сами собой – достаточно того, что он постоянно видит положительный пример близких. И тогда вдруг обнаруживается, что к семи годам у детей появляются отрицательные привычки, вызывающие у родителей недоумение и возмущение: «Почему груб в обращении со взрослыми, ведь никто в семье так не поступает?», «Откуда неаккуратность, нежелание за собой убрать, ведь все поддерживают чистоту и порядок, в семье нет белоручек?»
А оказывается одного примера недостаточно. Недостаточно потому, что ребенок был лишь пассивным созерцателем этих примеров. Пример взрослых должен носить активный характер.
А это значит уметь строить свои семейные отношения и отношения с ребенком так, чтобы они подкрепляли наши требования, предъявляемые к детям. Если мы требуем, к примеру, от ребенка, чтобы он приносил извинения за проявленную оплошность, то и сами не должны считать зазорным извиниться перед ним в подобной ситуации. Почему-то, к сожалению, некоторые родители видят в этом умаление своего авторитета и поступают наоборот: склонны корить ребенка. Если мы хотим, чтобы сын или дочь были тактичны, то нельзя и нам самим допускать грубость и бестактность по отношению к окружающим людям.
Пример будет оказывать активное воздействие, если он сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного, если пример сочетается с предоставлением ребенку возможности упражняться в культурных способах поведения. Это заставляет ребенка осмысленно и на практике усваивать нормы культурного поведения.
Мы специально создаем в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи, так как это обогащает нравственный опыт детей. Привлекаем внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, мы опираемся на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.
Работа с детьми преследует цель – помочь дошкольникам освоить культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к окружающим людям. Развивать умение самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.
Работа со взрослыми сводится к подготовке их к собственному общению с детьми, к закреплению у детей правил этикетного поведения и к обучению их умениям межличностного общения.
Одна из основных задач программы – осознание детьми разумности и необходимости этикета в повседневной жизни.
Нам представляются не менее существенными и следующие задачи:
1. Формирование здоровой потребности хорошего вкуса в отношении к своему внешнему виду ( культура костюма: хранение, уход, внешний вид, разновидность, украшения, знание частей и деталей одежды).
2. Воспитание безупречной чистоплотности (культурно – гигиеническая забота о внешнем виде).
3. Воспитание потребности красоты человеческих взаимоотношений.
4. Культура еды и застолья (освоение правил приема пищи и обслуживания за столом, гигиенических, физиологических, этических норм).
5. Культура общения (освоение правил речевого этикета).
6. Формирование основ искусства речи.
7. Воспитание культуры поведения детей.
8. Усвоение правил поведения в общественных местах и различных ситуациях.
Обучение дошкольников правилам этикета проходит в два этапа:
1 этап – в младшей и средней группах формируются первичные представления о поведенческих правилах. Мы только называем правило и следим за его соблюдением со стороны воспитанника. Объяснение правил носит эпизодический характер.
2 этап – в старшей и подготовительной к школе группах даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и этическая основа. Теперь от дошкольника требуется осознанное выполнение правил этикета, понимание их целесообразности и разумности:
знать этикетное правило;
понимать его разумность и необходимость;
уметь его применять;
эмоционально переживать успешность или неудачу его выполнения.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, чувствовал и понимал, что хорошо и что плохо. Поэтому мы формируем этикетное поведение детей постоянно, используя для этого различные организационные моменты, т. е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.
Для воспитания этикетного поведения необходим ряд условий:
1. Позитивный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение воспитателя и воспитанников.
2. Пример взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего самого воспитателя.
3. Связь с семьей как необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и приемственность воспитания.
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов.
Принципы воспитания: воспитываем детей в процессе деятельности, сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, при единстве требований воспитателя и родителей.
Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы этикета : разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манер поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Тематическое планирование по курсу
«Этикет для малышей»
Первый год обучения (старшая группа).
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Будем знакомы! 1
2 Ребята, давайте жить дружно! 1
3 Значение поступков. 1
4 Об уступчивости. 1
5 Волшебные слова. 1
6 Здравствуйте. 1
7 До свидания. 1
8 С добрым утром! 1
9 Мы ждем гостей. 1
10 К нам гости пришли. 1
11 Поведение за столом. 1
12 Игра в гости. 1
13 Поздравление и пожелание. 1
14 У меня зазвонил телефон. 1
15 Старших надо уважать, малышей не обижать. 1
16 Вежливая просьба. 1
17 Что такое дружба? 1
18 Мои лучшие друзья. 1
19 Наши меньшие друзья. 1
20 Папа, мама, я – дружная семья. 1
21 Поведение в общественных местах. 1
22 Мы едем в автобусе. 1
23 Мы идем в театр. 1
24 В поликлинике. 1
25 В детской библиотеке. 1
26 Поведение в кафе. 1
27 Веселая викторина. 1
28 Как я выгляжу? 1
29 Мои любимые игрушки. 1
30 Мы по улице идем. 1
31 Мы едем в лес. 1
32 Викторина: «Вежливый ли ты человек?» 1
Тематическое планирование по курсу
«Этикет для малышей»
Второй год обучения (подготовительная к школе группа).
№ Тема занятия Кол-во часов
1 Что такое этикет? 1
2 Как понравиться людям? 1
3 Кто опрятен – тот приятен. 1
4 Как оденусь – так и приглянусь. 1
5 Тайна имени. 1
6 Будем знакомы. 1
7 Добрые приветствия. 1
8 Волшебные слова. 1
9 Правила поведения в общественных местах. 1
10 Мы по улице пройдем. 1
11 Приятные пассажиры. 1
12 Вежливые покупатели. 1
13 Праздник в кафе. 1
14 В театре. 1
15 В кинотеатре. 1
16 В музее и на выставке. 1
17 У меня в гостях друзья. 1
18 Я в гостях у друга. 1
19 Как дарить подарки. 1
20 Мой день рождения. 1
21 Столовый этикет. Посуда и столовые приборы. 1
22 Как правильно и красиво накрыть стол. 1
23 Застольное поведение. 1
24 Чаепитие друзей. 1
25 Об уступчивости. 1
26 Вежливая просьба. 1
27 Утешение. 1
28 Старших надо уважать, малышей не обижать. 1
29 Семейный этикет. 1
30 Наша дружная семья. 1
31 Семейные праздники. 1
32 Праздник ее величества Вежливости. 1