Екатерина Шпарвассер
Проект «Коми изба»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Познакомить воспитанников с традициями и бытом коми народа, с внутренним строением и обустройством деревянного дома.
ЗАДАЧИ:
• ОО «Познание» :
-Дать детям представления о традициях коми народа;
-Способствовать расширению и углублению знаний о внутреннем обустройстве дома, назначении, местоположении основных предметов быта.
• ОО «Коммуникация» :
-Активизировать в речи детей названия предметов быта на русском и коми языках.
• ОО «Социализация» :
-Вызывать теплые чувства к быту коми людей;
Публикация «Проект „Коми изба“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Коми
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
-Учить ценить сохранившиеся до нашего времени старинные предметы быта, созданные;
-Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
• ОО «Музыка» :
-Развивать интерес и любовь к русской и коми народной музыке, музыкальную отзывчивость на неё;
-Вызывать желание исполнять песни русских и коми композиторов, воспевающих красоту традиций и быта коми (русского) народа;
-Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения танцевальных движений, музыкально-игровых упражнений.
• ОО «Художественное творчество» :
-Закрепить знания детей об элементах коми узоров;
-Формировать умение составлять узор из выбранных элементов на предложенной форме;
-Развивать представление детей о декоративном искусстве коми, о характерных особенностях коми орнамента, предметах быта коми людей;
• ОО «Физическая культура» :
-Вызывать интерес к народным играм
-Воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : Средней продолжительности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатель, реализующий национально-региональный компонент, воспитатель по изодеятельности, музыкальные руководители, воспитатели и дети старшей группы, родители.
СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА: неглубокие знания у детей о быте и традициях народа Коми республики, в которой они живут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: развитие у детей интереса к коми народной культуре в процессе ознакомления с традициями и бытом коми народа и, как следствие, проявление интереса к овладению коми языком.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Постановка цели и задач;
• Подборка методической литературы:
- Потолицына Н. Б. Приобщение дошкольников к коми национальной культуре на основе музейной педагогики. Сыктывкар, 2009.
- Пантелеева Е. И. Родник. Сыктывкар, 1998.
- Конаков Н. Д. Зырянский мир. Сыктывкар, 2004.
- Клейман Т. В. Детям о культуре народа коми (часть1, часть2).Сыктывкар,1994.
- Вавилова Л. Д. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Сыктывкар, 1993.
- Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.
- Каплунова И. Топ-топ, каблучок. Санкт-Петербург, 2005.
- Роот З. Я. Осенние праздники для малышей. Москва, 2003.
- Зарецкая Н. ,Роот З. Праздники в детском саду. Москва, 2002.
- Головина С. Во гогор. Сыктывкар, 2001.
• Подборка коми фольклора (пословицы и поговорки, загадки) :
- Кудряшова В. М. Коми народные загадки. Сыктывкар, 2008.
- Остапова З. В. Мый ме тода, кужа, верма. Сыктывкар, 2009.
• Подборка демонстрационного материала, создание видеопрезентаций «Коми изба», «Деревенька моя» по знакомству с бытом и традициями, декоративно-прикладным искусством коми народа;
• Подборка иллюстраций и альбомов для рассматривания «Коми народное творчество», «Народное искусство коми», «Изобразительное искусство Республики Коми»;
• создание фонотеки коми и русской народной музыки, детских песен коми и русских композиторов;
• подборка подвижных игр коми народа :
- «Ах, вы блинчики мои», «Найди свой калач», хороводная игра «Пышкай»;
• Изготовление мини-макета коми избы;
• Изготовление ширмы-декорации «коми изба»;
• Изготовление дидактических игр: «Составь такой же элемент», «Скажи побольше», «Накроем на стол для Настук», «Комната бабушки Федоры».
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
• ОО «Коммуникация»
-НОД «Домовенок - наш гость», «Накроем стол для гостей», «Помоги Незнайке сервировать стол», «Испечём гостинцы на День рождения Настук», «Наведем порядок в доме у Ёмы».
• ОО «Познание»
- НОД «К себе в избу всех гостей позову», «Чугунок, горшок и пестер в коми доме живут вместе», «Какая хозяйка, такой и рыбник»;
- Экскурсии в музеи детского сада «Коми изба» и поселка Жешарт.
• ОО «Музыка»
- НОД. Разучивание песен на коми и русском языках «Русская изба» (музыка и слова З. Я. Роот, «Русская печка», «Расписная ложка», «Здравствуй, милая картошка», коми и русских танцев «Танец с ложками», «Коми кадриль», «Круговой», игра на коми инструментах, просмотр презентации и слушание песни Я. Перепелицы «Деревенька моя».
• ОО «Художественное творчество»
- НОД. Лепка: «Предметы утвари коми народа»(чугунок, туес, гырнич)
Рисование : «Украсим одежду коми орнаментом», «Герои коми сказок», «Украсим избу коми узорами», «Роспись коми музыкальных инструментов», знакомство с картинами коми художников (Е. Ермолина «Бабушкино место», «Бабушкин сундук»; А. Куликова «Натюрморт с рыбниками», «Ожидание»; В. Куликов «Утварь старинная», рассматривание альбомов.
Аппликация: «Украсим изделия из бересты»
Конструирование: «Коми изба»
• ОО «Физическая культура»
- НОД. Разучивание народных игр «Перенеси дрова», «Найди свой калач», «Бабушке помоги – блинчики напеки», «Шырон пельосон», «Коди сероктас».
• Самостоятельная деятельность детей:
- рассматривание альбомов «Коми народное творчество», «Народное искусство коми», «Изобразительное искусство Республики Коми»;
- Сюжетно – ролевая игра «Коми изба» (экскурсовод - ребенок).
- Подвижные игры: «Найди свой калач», «Шырон пельосон», «Коди сероктас».
- Дидактические игры: : «Составь такой же элемент», «Скажи побольше», «Накроем на стол для Настук», «Комната бабушки Федоры».
- Театрализация коми сказок.
- «Занимательное краеведение» («Игровые задания для детей дошкольного возраста»)
• Чтение художественной литературы:
«Сава и дятел», «Медвежьи няньки», «Десятый сын», «Ичотик мойд-небылича»,
• Совместная деятельность с родителями детей
- Изготовление макета коми избы;
- Письменная консультация для родителей (папки-передвижки) «Кухня коми народа», «Дозмук», «Сёян-уан»;
- Рисование коми избы и сказочных героев;
- Пополнение музея «Коми изба» старинными вещами;
- Выпечка и приготовление блюд к коми развлечениям.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА.
- Развлечение (НОД) «Забавы вокруг печки»;
- выставки детских работ по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду;
- презентация проекта «Коми изба».