Папки-передвижки

Психическое здоровье детей и проблемы злоупотребления ПАВ

Данова Татьяна
Психическое здоровье детей и проблемы злоупотребления ПАВ

Психическое здоровье детей и проблемы злоупотребления ПАВ.

Данова Т. В. - воспитатель.

Введение.

В конце 20 века злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии. По данным ВОЗ, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных наркотических препаратов, составляет 500 млн. человек. В России возникла серьёзная угроза для здоровья населения, экономики, социальной сферы и правопорядка. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании (8% молодёжи периодически употребляют наркотики, среди студенчества наркоманией охвачено 30-40 %). Рост показателей может продолжаться. Решением проблемы является разработка и проведение профилактических мероприятий среди подрастающего поколения, путём создания стратегии высокофункционального поведения и навыков, применяя следующие методы: групповая работа, тренинг поведения, дискуссии, мозговой штурм, беседы, лекции, ролевые игры, «круглые столы», совещания.

Публикация «Психическое здоровье детей и проблемы злоупотребления ПАВ» размещена в разделах

Особенности детского и подросткового возраста.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга, внутренних органов оказываются необратимыми, приводят к формированию трудно излечимого заболевания – наркомании. Результаты исследований, проведённые в последнее время в некоторых учебных заведениях, показали, что это этап первых проб ПАВ наблюдается у 70% подростков. Приобщение к наркотикам (с формированием начальных этапов зависимости) отмечено у 15% подростков. Около 10% детей попадают к специалистам, занимающихся лечением и профилактикой наркомании и токсикомании. Значение употребления наркотиков в переходном возрасте. Употребление наркотических веществ нельзя рассматривать в отрыве от развития личности подростков. Это развитие определяет их будущее, соседствует с неуверенностью, сомнением и страхом в отношении себя, своего места среди других и в обществе. Уверенность во всём, сложившаяся в начальной школе, вдруг подвергается сомнению. В переходном возрасте подростки критично пересматривают собственную позицию и чувства, зачастую не воспринимая требования родителей, школы. Возможным объяснением этому является их стремление к независимости. Установившиеся нормы и ценности родителей сменяются собственными нормами и ценностями, а эмоциональная привязанность к семье уступает место отношениям со сверстниками. Семья перестаёт быть единственной опорой. В переходном возрасте важное место в социальных взаимоотношениях начинают занимать друзья. В развитии личности важную роль играет чувство собственного достоинства. Если у подростка формируется чувство, что он полноценная личность, он более уверенно стоит на ногах, не боится принимать на себя ответственность, стремится познать всё новое, достигает взвешенных взаимоотношений. Физическое развитие, происходящее в этот период с большой скоростью, также оказывает серьёзное влияние на чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Наркотические вещества приобретают функциональное значение, они рассматриваются как составляющая мира взрослых. Подростки употребляют их, чтобы, как им кажется, приблизится к их миру. В таком поведении имитации подростки видят подтверждение своего взросления и независимости. В общественном плане за этот период на подростков ложится лишь ограниченная ответственность. Они всё больше отдаляются от семьи, но в обществе пока не приобрели постоянной роли. Подростки ассоциируют себя с компанией ровесников, где они могут экспериментировать с представлением о себе и вести себя как псевдовзрослые. Компания оказывает влияние на их отношение и непосредственное употребление наркотических веществ. Многие подростки проживают этот период без проблем. Только те из них, кто не получает достаточной поддержки со стороны окружения, начинают активно прибегать к наркотическим веществам. Возможные предпосылки и мотивы потребления ПАВ. 1. Социальные: неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта); широкое распространение злоупотребления ПАВ в данной местности; активная пропаганда в СМИ направлений молодёжной субкультуры, связанных с потреблением ПАВ, завуалированная пропаганда легализации наркотиков,неадекватная молодёжная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних; проживание в районах с низким имущественным цензом. 2. Конституционально-биологические: наследственная отягощённость психическими, наркологическими заболеваниями. 3. Индивидуально-психологические : подражание авторитетным сверстникам, попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания, аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера, протестные реакции, любопытство, расслабление, поиск собственного «Я», одиночество, страх, скука. В каждом случае важно понять, стоит ли за ним проблемная ситуация. Ведь если употребление наркотических веществ, приобретает в жизни человека важную функцию, оно легко может перерасти в злоупотребление.

Формирование зависимости от ПАВ, стадии и развитие заболевания. Приобщение к употреблению ПАВ, осуществляется в несколько стадий. Самостоятельного, добровольного отказа ребёнка от ПАВ в процессе развития зависимости ожидать не приходится, кроме, этапа первых проб. 1. Первые пробы. Они возможны «во дворе» или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определённом стечении обстоятельств. 2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: приём препарата в обычных для этого условиях или в определённой знакомой компании. Вне указанных рамок желания к употреблению психоактивных средств ребёнок не испытывает. 3. Психологическая зависимость. Появление потребности принимать ПАВ, чтобы вновь испытывать приятные ощущения. 4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному – во что бы то ни стало – введению в организм ПАВ. Может выступать как крайнее проявление зависимости. 5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав ПАВ, в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приёма препаратов могут наступить расстройства, определяемые как абстинентный синдром, причиняющий подростку выраженные страдания, в том числе физические расстройства, эмоции тоски, тревоги, злобности, агрессии на окружающих и самоагрессии, вплоть до попыток самоубийства (суицидальные попытки). 6. Повышение толерантности (чувствительности) к наркотику. Состояние организма, когда отмечается всё менее выраженная ожидаемая реакция организма на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к наркотику, и в результате необходимая доза возрастает в10-100 раз, по сравнению с первоначальной дозой. Соответственно увеличивается токсическое, разрушительное действие.

Развитие заболевания. Наркомания и токсикомания – тяжёлые по течению и последствиям заболевания. Длительность стадий развития болезни различны и зависят от возраста, вида наркомании, темпа нарастания дозировок, общего состояния организма. 1 стадия: в зависимости от вида ПАВ достаточно быстро, в течение 1-2 месяцев или после 1-2 – кратного введения препаратов, развивается психическая зависимость. Диагностическим критерием служат случаи употребления препаратов в одиночестве, это признак болезненного влечения к ПАВ. 2 стадия: имеется психическая и формируется физическая зависимость, готовность организма к абстинентному синдрому. Начинается утрата эйфорического компонента действия ПАВ. Проявляется токсическое действие наркотика, которое отличается злокачественностью течения и тяжестью осложнений (со стороны ЦНС). 3 стадия: конечная. Максимальная физическая зависимость от наркотика, наступление тяжёлых, необратимых изменений в организме и в психике, до инвалидизации и гибели. Введение ПАВ производится уже не с целью достижения эйфории, а с целью избежать развития абстиненции.

Общие признаки начала употребления ПАВ подростками. Снижение интереса к учёбе, обычным увлечениям. Отчуждённость, эмоционально «холодное» отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость. Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия. Компания, с которой общается подросток, состоит из лиц старшего возраста. Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их. Общение с подростками, употребляющими наркотики. Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться. Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, небольшие пузырьки, кулёчки из целлофана, тюбики из-под клея, специфического запаха изо рта и от одежды. Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления. Следы инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых. «Беспричинное» сужение или расширение зрачков. Решающим признаком употребления подростком ПАВ является выявление состояния наркотического опьянения, установленного врачом. Тактичность, осторожность в работе с несовершеннолетними, имеющими наркотические проблемы, являются обязательными правилами, так как необоснованные подозрения могут оказаться психотравмирующим фактором, подтолкнуть к реальному употреблению.

Последовательность действий педагога при подозрении на употребление ПАВ. 1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления ПАВ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребёнка в целесообразности обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состояния одурманивания, вовлечения сверстников в потребление ПАВ, сообщить, что в этом случае администрация УЗ будет действовать в установленном для такой ситуации порядке. 2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, ненавязчивым. 3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего. 4. Информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним. Особо следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях. 5. При работе с несовершеннолетним потребителем ПАВ надо точно знать ситуацию в семье подростка, могут ли родители влиять на его поведение, каково микросоциальное окружение по месту жительства. 6. Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодёжному наркотизму. Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия: 1. Корректно сообщите о подозрениях родителям подростка. 2. При подозрении на групповое потребление необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача-нарколога, работника правоохранительных органов. 3. Организовать индивидуальные встречи подростков и родителей с врачом районного подросткового наркологического кабинета. 4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме. Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, рекомендуется: 1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников. 2. Немедленно поставить в известность руководителей школы. 3. Срочно вызвать медицинского работника школы. 4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как наркотическое, немедленно известить родителей подростка. 5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин употребления наркотиков. 6. При совершении хулиганских действий прибегнуть к помощи правоохранительных органов. При передозировке наркотиков (потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции зрачков на внешние раздражители, рвота) : вызвать «Скорую помощь», повернуть на бок, очистить дыхательные пути от рвотных масс, следить за дыханием до прибытия врачей, при частоте дыхания меньше 8-10 в минуту провести искусственное дыхание.

Политика школы в отношении наркотиков включает: 1. Разработка плана антинаркотической политики - предпринимаемые шаги, правила, договорённости, санкции. 2. Воспитание - положительный климат школы, класса, разработка плана деятельности школы по профилактике наркозависимости, обучение учителей и родителей, изучение факторов и мотивов употребления ПАВ подростками, внедрение программы профилактики наркотиков. 3. Действия школы – работа при проблемном поведении учеников, нарушающих правила в школе: выявление, отслеживание, анализ, оценка, роль родителей и контакт с ними.

Предполагаемые результаты. Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков. Формирование ЗОЖ и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления ПАВ.

Заключение.

В настоящее время в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путём использования профилактических моделей, структура которых зависит от конкретных условий. Концепция профилактики должна строится с учётом трё х сфер жизнедеятельности подростков: семьи, ОУ, досуга, включая микросоциальное окружение. В настоящее время наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания, нацеленная на профилактическую работу с «группой риска».

Литература.

1. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа формирования здорового жизненного стиля. М., 2000 г.

2. Чечельницкая С. М., доктор медицинских наук, Родионов В. А., кандидат педагогических наук. Подростковая наркомания и СПИД: концептуальный подход. М., 2000 г.

3. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. АСТ. Астрель. М., 2010 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыки на психическое развитие детей» Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая слуховым.

Организация процесса рефлексии и психическое здоровье учащихся на примере организации занятий объединения «Волшебная кисть» Аннотация. Организация рефлексивного этапа является ключевым элементом качественного преподавания. Учащиеся обучаются более эффективно и.

Психическое развитие детей 4–5 лет Психические процессы сильно меняются у ребенка по сравнению с 3 годами. Теперь они устойчивые, более осознанные. у ребенка начинает сформировываться.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психическое здоровье дошкольника» Уважаемые коллеги! Вы знаете, что традиционно выделяют следующие компоненты здоровья : - психическое здоровье (Эмоциональное) - социальное.

Советы родителям на тему «Психическое здоровье дошкольников и телевидение» • Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив ребенка перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика.

Влияние двигательной активности на психическое развитие ребенка Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Они отмечают,.

Влияние игры на психическое развитие дошкольника При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные.

Консультация «Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста» Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет.

Влияние семейных отношений на психическое развитие детей Влияние семейных отношений на психическое развитие детей. Самым ценным и важным институтом воспитания ребенка является семья. Все ценности,.

Влияние телевидения на психическое здоровье дошкольника Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение — это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психическое здоровье детей и проблемы злоупотребления ПАВ
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 20:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД