Папки-передвижки

Психологическая диагностика кандидатов к приему детей в свою семью

Лавриненко Ирина Геннадьевна
Психологическая диагностика кандидатов к приему детей в свою семью

Кандидаты, давшие согласие на участие в диагностическом обследовании, которые оцениваются на роль приемных родителей, будут оценены, а именно их личностные качества, по следующим параметрам.

В качестве ключевых, в интерпретации полученных данных будут исследованы следующие параметры,

1. Параметры, которые отражают противопоказания кандидатам для выполнения функций замещающего родителя (психологические патологии, агрессивность, жестокость и тому подобное).

Публикация «Психологическая диагностика кандидатов к приему детей в свою семью» размещена в разделах

2. Параметры, которые отражают положительные характеристики кандидатов, которые расцениваются как дополнительные аргументы в пользу вынесения позитивного решения: полоролевая идентификация, социальная гибкость

В предлагаемом проекте рассматриваются более подробно эти параметры.

Психологическое обследование кандидатов в приемные родители будет включать в себя беседу и набор стандартизированных психологических методик :

1. «Стандартизированное интервью» (Ослон В. Н).

2. «Опросник мотивации приема» (Ослон В. Н.).

3. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности MMPI (СМИЛ).

4. Факторный личностный опросник Р. Кетелла (16 PF).

5. Методика изучения родительских установок (PARI).

6. Диагностика семейной адаптации и сплоченности - тест Олсона.

Для кандидатов обратившихся для прохождения диагностики для оформления кровной опеки обычно проходят интервью и методики пункт 3, пункт 4.

На этапе беседы (интервью) – образец протокола индивидуальной консультации (интервью) с кандидатом в приемные родители в Приложении 1 - педагога-психолога с кандидатами в приемные родители/усыновители/опекуны можно уже отметить очень важную информацию, которая если еще и подтверждается проводимость после диагностикой обязательно учитывается при вынесении решения. Все полученные данные стоит рассматривать в совокупности, не отделяя какие то критерии категорично, без обоснования. Целью интервью выступает выявление факторов, которые можно рассматривать как положительные и отрицательные факторы для создания замещающей семьи. Интервью состоит из заранее подготовленных вопросов и может включать в себя уточняющие вопросы, которые не входили в запланированный список. В интервью желательно получить полную информацию о жизненном опыте кандидата из его уст (наблюдая за тем как реагирует кандидат на те или иные вопросы, что задевает, что вызывает бурные эмоции и отмечать эти данные у себя, мотивации принятия ребенка, выбора формы приема ребенка в семью (усыновление, приемная семья или опекунство, о семье кандидата и внутреннем взаимодействии в ней, ожидания кандидатов относительно предстоящего приема ребенка в семью.

Так же не стоит забывать, что одним из важных условий проведения интервью является правильное представление педагогом-психологом сути той деятельности, которую будет выполнять кандидат в замещающие родители, и требований, которые будут к нему предъявляться. Поэтому целесообразно было бы первое что провести - это обучение самих педагогов-психологов, которые проводят диагностику кандидатов в приемные родителей по данной теме. По итогам интервью будет составлена краткая характеристика кандидата в замещающие родители. Хотелось бы отметить, что очень важно составить эту характеристику сразу же после интервью, чтоб не упустить важные детали, а именно общее впечатление, оставленное кандидатом, впечатление от обсуждения отдельных тем с кандидатом, детали наблюдений и др. Все это психолог должен записать отдельно в комментариях к интервью. Как показывает опыт, что первое впечатление после интервью подтверждается в результатах психологических диагностик.

Если кандидат демонстрирует низкий интеллектуальный уровень, который не позволяет ему адекватно понимать задаваемые во время интервью вопросы, если он в полной мере не понимает или не принимает самой задачи проведения психологической диагностики или имеет явно неадекватные представления об условиях создания замещающей семьи, дальнейшее психологическое обследование нецелесообразно.

Чем выше квалификация педагога-психолога, тем лучше он может контролировать собственные стереотипы, установки, взгляды и ориентироваться полностью на тех качествах, которые требуются от приемных родителей. Исходя из этого, чем выше профессиональная квалификация психолога, тем информативная ценность информации полученной с интервью и отмеченное первое впечатление педагога-психолога выше.

Одним из главных механизмов достижения поставленных целей проекта - повышение уровня квалификации педагога-психолога.

Личностные качества, которые важны у приемных родителей – это терпение и терпимость к отличиям. Ведь именно с этими личностными качествами люди не пугаются и не становятся агрессивными, если ребенок делает что-то не совсем понятное для них, не совместимое с их укладом.

Так же у кандидатов должно быть много энергии. Дети, у которых есть дефицит родительской любви, проблемы в развитии, пережитые стрессы, требуют очень много сил. И иной раз эту свою потребность в поддержке они выражают не самым приятным образом. Очень важно, чтобы у людей элементарно хватало физических и психических сил. Потому что, если нагрузка, которую привносит ребенок, людей истощает, раздражает, провоцирует гнев - это проблема взрослых, а не ребенка.

Кандидаты в приемные родители должны быть устойчивы к проявлениям агрессии. Если по опыту общения они знают за собой, что проявление агрессии или цинизма выбивает их из равновесия, может стать причиной, чтобы прервать общение с другим человеком, если важным условием для общения является понятность другого - в этом случае с приемным ребенком может оказаться невозможно жить. Ведь приемные дети чаще всего оказываются из другой среды, чем люди, которые хотят взять их в семьи. И, как у всех травмированных детей, у них много боли и агрессии. Приемным родителям это надо учитывать.

Людям, склонным впадать в самокопание, зацикленным на своих сложных многообразных чувствах, с приемным ребенком будет трудно. Он их «заклинит» до ступора. Но бывает и наоборот, некоторые выправляются: по сравнению с приемным ребенком все надуманные проблемы рассеиваются. Жизнь все ставит на свои места, люди учатся думать по-другому и становятся гораздо проще: чувства укрепляются, разум проясняется. И они говорят потом: благодаря приемному ребенку мы избавились от многих собственных проблем. Поэтому все результаты по методикам нужно анализировать в совокупности.

Не менее важными личностными качествами у приемных родителей являются такие, как эмпатичность (способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать, открытость (формирует между ними неформальные доверительные отношения, эмоциональность (родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя, коммуникативность (обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связ, альтруистичность (качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь, уравновешенность (есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка, гибкость (позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации, уверенность в своих силах и адекватная самооценка (исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем, способность к развитию и изменению (может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах).

Образец протокола для специалиста психологической диагностики кандидатов в приемные родители, где отражены те или иные личностные качества кандидатов в соответствии с методиками диагностирования представлены в Приложении 2. Личностные качества кандидатов, на которые особенно стоит обратить внимания специалисту при вынесении окончательного решения в заключении, выделены цветом.

Особенности интерпретации материалов, полученных с использованием диагностических методик.

«Стандартизированное интервью» (Ослон В. Н., направленное на изучение и оценку жизненной ситуации желающего принять ребенка в семью с позиции соответствия требованиям к замещающим семьям и прогноза эффективности замещающей семейной заботы. Здесь важно обратить на полученные значение по показателям показателям: оценка уровня материально-экономической стабильности семьи и уровня риска жестокого обращения с ребенком в семье.

«Опросник мотивации приема» (Ослон В. Н., позволяющего оценить уровень адекватности мотивации приема ребенка и выявить ведущие мотивы.

Многофакторный опросник для исследования личности (ММРI) является самым используемым тестом для определения психопатологии взрослого и рекомендован к использованию для оценки психологической адекватности кандидатов в замещающие родители. ММРI позволяет диагностировать личностные особенности кандидата в замещающие родители по 10 шкалам. Тест валиден и надежен, что доказано в многочисленных исследованиях.

Показатели выше 70Т и ниже 30Т расцениваются как отклонение от нормы. Разброс показателей в пределах от 50Т до 60Т определяет коридор нормы. В этом коридоре нормы колебания профиля трудно интерпретируемы, так как они не выявляют достаточно выраженных индивидуальноличностных свойств и характерны для полностью сбалансированной личности (если шкалы достоверности при этом не показывают выраженной установки на ложь (высокая шкала L) или коррекцию ответов (высокая шкала К). При наличии признаков заостренных свойств личности и иных отклонениях от нормы мы чаще наблюдаем повышение профиля. Понижение профиля, как правило, бывает количественно менее выражено и чаще оказывается связанным с установкой испытуемого лица на гипернормальные ответы - так называемые утопленные профили.

На что следует обращать внимание при интерпретации результатов - это повышения, колеблющиеся в пределах 56Т—66Т, выявляют те ведущие тенденции, которые определяют характерологические особенности индивида, а вот уже более высокие показатели разных базисных шкал (67Т-75Т) выделяют те акцентуированные черты, которые временами затрудняют социальнопсихологическую адаптацию человека. Показатели выше 75Т свидетельствуют о нарушенной адаптации и об отклонении состояния индивида от нормального. Что может говорить о состояние стресса, психопатических чертах характера, невротические расстройства, о психопатологии.

Так же при интерпретации профилей должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К (достоверность) или L (лжи) достаточно высоки.

Стандартный многофакторный личностный опросник Кеттелла 16PF состоит из 187 вопросов, которые помогут выяснить особенности характера кандидатов и построить профиль их личности. Как показал опыт применения данной методики, его хорошо применять параллельно с СМИЛ. Самыми главными факторами, на которые нужно обращать внимание: шкала C - эмоциональная нестабильность – стабильность; шкала G - низкая – высокая нормативность поведения; шкала Q3 - высокий – низкий самоконтроль.

Выполнение родительских обязанностей оценивается с использованием теста PARI, предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Опросник включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. Для психолога, проводящего диагностику кандидатов в замещающие родители, наибольший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношения родителей к семейным ролям, так как тест позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений и особенности организации семейной жизни. Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе. Высокие оценки по шкале 3 (зависимость от семьи) свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13 (неудовлетворенность ролью хозяйки). Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированности семьи свидетельствуют оценки по шкалам 17 (безучастность мужа, 19 (доминирование матери, 23 (несамостоятельность матери). Анализ отношения к семейной роли поможет педагогу-психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь. Родительско-детские отношения являются основным предметным анализом в методике. Основной вывод, который можно сделать сразу, это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация.

Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности позволяет проанализировать и выдать данные по тому, как члены семьи в данное время воспринимают свою нынешнюю семью (оценка уровня семейной сплоченности (степень эмоциональной связи между членами семьи) и уровня семейной адаптации (характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров) и какой бы они хотели видеть свою семью в идеале. Расхождение между тем что есть в реальности и тем, что хотелось бы как раз и определяет степень удовлетворенности существующей семейной системой. "Идеальная картина семьи" дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функционировании, которые хотел бы осуществить каждый из кандидатов, которые приняли участие в психологическом исследовании. Чем больше это расхождение, между идеалом и восприятием того что есть сейчас, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой. На это педагогу-психологу особенно стоит обратить внимание. А еще лучше было бы задать уточняющие вопросы по полученным результатам диагностик, если это расхождение большое, чтобы уточнить как давно такое состояние в семье, что делается или никак не начнет делаться для того, чтобы приблизить к желаемому идеалу.

В диагностической модели Д. Олсона 4 типа являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.

К функциональному, сбалансированному типу относятся семьи, характеризующиеся следующими уровнями: разделенный–структурированный, разделенный–гибкий, связанный–структурированный, связанный–гибкий.

К полуфункциональному типу семей относятся: разобщенный–структурированный, разобщенный–гибкий, сцепленный–структурированный, сцепленный–гибкий, разделенный–ригидный, связанный–ригидный, разделенный–хаотичный, связанный–хаотичный.

К дисфункциональному типу семей относятся следующие уровни: разобщенный–ригидный, разобщенный–хаотичный, сцепленный–ригидный, сцепленный–хаотичный.

Группу риска составляют семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам, что может существенно затруднить адаптацию приемного ребенка в семье. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла и является негативным показателем для выполнения кандидатом роли замещающего родителя.

Все эти вышерассмотренные данные помогают впоследствии принять взвешенное решение о целесообразности или нецелесообразности предоставления права принять ребенка-сироту в семью. Вся процедура диагностики кандидатов в полной мере позволяет выделить кандидатов, которые, условно говоря, ошиблись дверью» : не вполне представляют возможные последствия усыновления (опеки, попечительства, патроната) и не отвечают основным требованиям к замещающим родителям.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Фотоотчет «Я семью свою люблю, всем ребятам расскажу».Фотоотчет «Я семью свою люблю, всем ребятам расскажу». Семья - первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы в ней традиции,.

Фотоотчёт о создании поздравительной открытки ко Дню Святого Валентина «Я люблю свою семью и открытку подарю»Фотоотчёт о создании поздравительной открытки ко Дню Святого Валентина «Я люблю свою семью и открытку подарю» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и Нас с ребятами не обошёл стороной такой праздник, как День Святого Валентина! В этот день мы решили.

Мастер-класс открытки «Я люблю свою семью»Мастер-класс открытки «Я люблю свою семью» Представляю вашему вниманию мастер-класс открытки "Я люблю свою семью". Такую открытку можно сделать с детьми, которые умеют пользоваться.

Мастер-класс «Поздравительная открытка «Я люблю свою семью» Аппликация в нетрадиционной технике — «Ладошки»Мастер-класс «Поздравительная открытка «Я люблю свою семью» Аппликация в нетрадиционной технике — «Ладошки» Мастер – класс: «Поздравительная открытка «Я люблю свою Семью» аппликация из ладошек. Автор: Федосеева Юлия Владимировна Возраст: Средний.

Мастер-класс «Поздравительная открытка «Я люблю свою семью» из детской ладошки для детей старшего возрастаМастер-класс «Поздравительная открытка «Я люблю свою семью» из детской ладошки для детей старшего возраста Данный мастер класс по изготовлению открытки предназначен для детей старшего дошкольного возраста, педагогов дошкольного, младшего школьного,.

Сценарий развлечения ко Дню семьи, любви и верности «Я люблю свою семью!» в средней группеСценарий развлечения ко Дню семьи, любви и верности «Я люблю свою семью!» в средней группе Сценарий развлечения ко Дню семьи, любви и верности «Я люблю свою семью!» (в средней группе) Формировать у детей представление о семье,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологическая диагностика кандидатов к приему детей в свою семью
Опубликовано: 5 марта 2022 в 16:37
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД