Приложение МААМ

Психологическая готовность к школе

Валентина Гогнадзе
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.

Школьная зрелость – это определенный уровень развития у ребенка необходимых функций, который позволяет без ущерба для здоровья, нормального развития, чрезмерного напряжения, справляться с учебой в школе.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости :

интеллектуальный, личностный и социальный.

Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах

Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является объем знаний и умений, которыми он владеет. Но практика показывает, что успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, обобщать, рассуждать, сравнивать. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы все познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление). Бывает, что будущий первоклашка умеет читать, писать и считать, но у него плохая память, рассеянное внимание, поэтому, скорее всего, у него будут трудности в школе. Напротив, ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание и воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих сверстников умеющих читать. Старшие дошкольники уже владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов, и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Преобладающим же в дошкольном возрасте является образное мышление, оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком, связей и отношений действительности.

Важным показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, различать на слух сходные звукосочетания. У детей довольно часто наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, на которое в дошкольном возрасте не всегда обращают внимание, но в дальнейшем это значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов – логопеда, психолога.

У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее двух тысяч слов, в нем должны быть представлены основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные и пр.

Интеллектуальная готовность так же предполагает развитие у ребенка тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций. При недостаточном уровне развития мелких движений, полезны изобразительная деятельность и конструирование.

Подготовка к школе включает в себя принятие новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к самому себе, в отношении к взрослым и сверстникам, к школе и учебной деятельности. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибутами школьной жизни : «модный портфель», «красивый пенал», учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок, поступающий в школу, хочет учиться при этом, получая знания.

Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Сюда можно отнести уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Дети, не умеющие справляться со своими эмоциями, оказываются в сложном положении. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, удача вызывает слишком большую радость. Поглощенные своими переживаниями дети не способны ориентироваться в происходящем, они не внимательны, у них ослабевает способность к рассуждению, логическому мышлению. Таких детей надо учить контролировать свои чувства и переживания, познакомить с приемами «самоуспокоения», элементарными дыхательными упражнениями, техникой «Отстранения».

Социальная готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений со сверстниками, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умений подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Завершая разговор о готовности детей к обучению в школе, выделим основные психический новообразования дошкольника :

1. осознание ребенком себя, своего места среди людей, своих действий, поступков, мыслей и чувств;

2. соподчинение мотивов, лежащих в основе волевого поведения ребенка;

3. относительная произвольность психический процессов, составляющая основу его активной познавательной деятельности;

4. формирование внутреннего плана действий, способствующего переходу на качественно новый уровень всех познавательных процессов, а так же развитию его личности;

5. развитие связной речи.

Публикации по теме:

Психологическая готовность к школе «Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – это значит быть готовым всему этому научиться.».

Собрание для подготовительной группы Ход собрания. 1. Уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе
Опубликовано: 20 августа 2014 в 19:16
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность к школе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Гогнадзе (УИ 153454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД