Валентина Гогнадзе
Психологическая готовность к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье.
Школьная зрелость – это определенный уровень развития у ребенка необходимых функций, который позволяет без ущерба для здоровья, нормального развития, чрезмерного напряжения, справляться с учебой в школе.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости :
интеллектуальный, личностный и социальный.
Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах
Долгое время считалось, что основным критерием интеллектуальной готовности ребенка к школе является объем знаний и умений, которыми он владеет. Но практика показывает, что успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, обобщать, рассуждать, сравнивать. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы все познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, воображение, мышление). Бывает, что будущий первоклашка умеет читать, писать и считать, но у него плохая память, рассеянное внимание, поэтому, скорее всего, у него будут трудности в школе. Напротив, ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера, память, внимание и воображение, быстро сможет догнать и перегнать своих сверстников умеющих читать. Старшие дошкольники уже владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцированно воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов, и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают в том случае, если процесс обучения специально ориентирован на развитие мыслительных процессов. Преобладающим же в дошкольном возрасте является образное мышление, оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком, связей и отношений действительности.
Важным показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, различать на слух сходные звукосочетания. У детей довольно часто наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, на которое в дошкольном возрасте не всегда обращают внимание, но в дальнейшем это значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению ошибок. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речи дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте. Иногда требуется помощь специалистов – логопеда, психолога.
У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее двух тысяч слов, в нем должны быть представлены основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные и пр.
Интеллектуальная готовность так же предполагает развитие у ребенка тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций. При недостаточном уровне развития мелких движений, полезны изобразительная деятельность и конструирование.
Подготовка к школе включает в себя принятие новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к самому себе, в отношении к взрослым и сверстникам, к школе и учебной деятельности. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибутами школьной жизни : «модный портфель», «красивый пенал», учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок, поступающий в школу, хочет учиться при этом, получая знания.
Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Сюда можно отнести уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Дети, не умеющие справляться со своими эмоциями, оказываются в сложном положении. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, удача вызывает слишком большую радость. Поглощенные своими переживаниями дети не способны ориентироваться в происходящем, они не внимательны, у них ослабевает способность к рассуждению, логическому мышлению. Таких детей надо учить контролировать свои чувства и переживания, познакомить с приемами «самоуспокоения», элементарными дыхательными упражнениями, техникой «Отстранения».
Социальная готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений со сверстниками, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умений подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Завершая разговор о готовности детей к обучению в школе, выделим основные психический новообразования дошкольника :
1. осознание ребенком себя, своего места среди людей, своих действий, поступков, мыслей и чувств;
2. соподчинение мотивов, лежащих в основе волевого поведения ребенка;
3. относительная произвольность психический процессов, составляющая основу его активной познавательной деятельности;
4. формирование внутреннего плана действий, способствующего переходу на качественно новый уровень всех познавательных процессов, а так же развитию его личности;
5. развитие связной речи.