Анна Банакова
Психологическая характеристика детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - это время установления отношений ребенка с окружающем миром. Изучением этого периода занимались отечественные и зарубежные психологи : Выгостский, Эльконин, Аскарина и др. ранний возраст имеет свои особенности : 1. Физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязано. Психическое развитие определяет состояние здоровья малыша, т. е. ухудшение физического здоровья влияет на (эмоциональное самочувствие; что ведет к разрушению сформированной формы поведения. И, наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.
Публикация «Психологическая характеристика детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
2. В раннем детстве развитие идет быстрыми темпами, чем в другом возрасте. Происходит становление и развитие всех особенностей свойственных человеку: освоение основных движений и действий с предметами, закладываются основы для психических процессов индивидуальный темп развития.
3. Очень большая ранимость, как всех структур организма, так и психических функций.
4. Высокая пластичность нервной системы, что обеспечивает восприимчивость к обучению и воспитанию.
Социальная ситуация развития ребенка представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка с взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок - предмет - взрослый. Основными факторами развития ребенка являются; овладение ходьбой, развитие предметной деятельности и овладение речью.
1 фактор: овладение ходьбой – это возможность оторваться от взрослых. Ребенок из пассивного превращается в активного. У него совершенствуются движения, расширяется кругозор, идет интенсивное развитие эмоциональной (узнает новое) и волевой сферы (преодолевает препятствия). Например: ребенок залезает под стол: 1 -й раз он ударяется, а затем уже не делает этого. Следовательно, не сдерживать ползанье и ходьбу ребенка.
2 фактор: предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте : а) осуществляется взаимоотношения ребенка с окружающим миром, б) в ней создаются оптимальные условия для развития познавательный процессов, в) создаются предпосылки для развития других видов деятельности (игровой, продуктивной, г) развивается общение с взрослыми, зарождается общение со сверстниками. Отличие от манипулирования в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. На 1-х этапах развития предметной деятельности действие и предмет связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. К концу раннего возраста ребенок знает для чего нужен этот предмет но может использовать его по-другому. Может и показать это действие без предмета или воспользоваться заместителем, что является предпосылками игры.
3. фактор: развитие речи идет по двум направлениям: - развитие пассивной речи (понимает, но не говорит, - активной речи (разговаривает). Развитие речи ребенка во многом зависит от общения с взрослым. Если с ребенком мало общаются, ограничиваются только уходом, он отстает в развитии речи. С другой стороны, если взрослый в общении с ребенком пытается ловить каждое его желание, то ребенок тоже долго не будет разговаривать. Чтобы вызвать у ребенка потребность разговаривать, надо ставить себя в ситуацию непонимания. Сначала понимание речи носит ситуативный характер, позднее значение ситуации преодолевается, т. е. ребенок начинает понимать слова в независимости от того, кто их произносит и какими действиями сопровождает. Также ранний возраст - это возраст социализации, т. е. приобщения детей к нормам и ценностям общества. Ребенок усваивает правила поведения, которые осуществляются через посредника (старшего) и соучастника усвоения (ровесника). В раннем возрасте закладываются предпосылки формирования личности. Личность формируется: а) по подражанию (влияет тот климат, в котором находится ребенок); б) через предметную деятельность совместную). В этой деятельности ребенок знает названия предметов, признаки и действия с ними. Начинает называть себя по имени и к 3 годам начинает отделять себя от окружающих. Это знаменуется появлением местоимения Я, возникает самосознание. ребенок начинает сознавать себя как отдельного человека. Здесь важным моментом является то, что, отделение себя от других людей и осознание своих возможностей, приводит к новообразованию Я САМ! В поведении ребенка формируются черты упрямства. В своих капризах ребенок утверждает свое я, он сравнивает себя с взрослым, хочет пользоваться теми же правами, быть независимым. Появляются вые взаимоотношения со взрослыми, возникает кризисная ситуация, которую психолог охарактеризовали как кризис 3 лет. Кризисная ситуация в 3 года - это ситуация между желаниями и возможностями и неумением ребенка понять эту ситуацию. Выход переход к игровой деятельности. Кризис явление переходящее. Однако, связанное с ним новообразование Я САМ, является важным шагом в психическом развитии, без которого не возможно дальнейшее формирование