Мария Зыкова
Психологическая поддержка ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая поддержка ребенка
Статья для родителей.
Как часто, замечая неуверенность, низкую самооценку, неуспешность ребенка, мы спешим за помощью к психологу. Не задумываясь о том, что наше поведение, может служить фактором риска для ребенка.
Факторы риска:
1. Отчужденность, «холодность» ./ «зачем баловать, а то вырастет непутевым»
2. Гиперопека родителей
3. Соперничество братьев и сестер
4. Завышенные требования родителей.
Как часто мы делаем замечания:
• «Ты должен был смотреть, когда это делал я!»
• «Ты мог бы сделать это намного лучше».
Публикация «Психологическая поддержка ребенка» размещена в разделах
• «Ты мог бы и не пачкаться!»,
• «Ты мог бы быть и поосторожнее!»,
• «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!» т. д.
Постоянные упреки приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу понравиться им. Я сдаюсь».
В первую очередь нужно переосмыслить свое отношение к ребенку, сосредоточиться на его позитивных сторонах и преимуществах, с целью укрепления его самооценки.
Поддерживать ребенка – значит верить в него.
Покажите ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.
• Проявляйте веру в ребенка.
• Проводите больше времени c ним.
• Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
• Принимайте и учитывайте индивидуальность ребенка.
• Вносите юмор во взаимоотношения.
• Избегайте дисциплинарных поощрений и наказаний.
• Демонстрируйте оптимизм.
Поддерживать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»);
• высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно здорово», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать»);
• прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; обнять его);
• совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
• выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, дайте ему понять, что ваши чувства по отношению к нему не изменились.
Создайте ситуацию успеха, чтобы ребенок поверил в свои возможности. Попросите о помощи воспитателей. Это может быть выставка коллекции ребенка, фоторепортаж о семейном увлечении или участие семьи в празднике.
И помните:
«Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо».
Ваша поддержка поможет ребенку поверить в себя и свои способности, поддержит при неудачах.
Ваши отношения с ребенком станут более открытыми, доверительными.
Появлению на свет этой публикации я обязана Людмиле Трушковой, которая своим примером напомнила, о необходимости, значении психологической поддержки нашим детям.