Валентина Титаренко
Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял из двух основных частей: информационной и практической.
Хотелось бы подробнее остановиться на практической части данного мероприятия и предложить вашему вниманию
Публикация «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Упражнения для педагогов на расслабление, самовосстановление, снятие эмоционального напряжения.
1. Экспресс-приём снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге.
Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.
2. Релаксационные упражнения, выполняемые лёжа на спине.
1. Руки вытянуты вдоль туловища, ими с напряжением давят вниз. Вначале одной рукой, затем второй, потом двумя вместе.
2. Поднять прямые руки вверх и напрячь их, после чего расслабить, опустив вниз и слегка согнув в локтевых суставах. Сначала одну, затем другую, потом обе руки вместе.
3. Ноги вытянуты вперёд. Надавить вниз сначала одной, потом другой, затем двумя ногами вместе. После напряжения расслабить.
4. Поднять прямые ноги вверх и напрячь их, затем спокойно опустить, расслабить. Сначала одну, потом другую, затем обе ноги вместе.
5. Туловище поднять и напрячь, затем свободно опустить и расслабить, поворачивая голову то вправо, то влево.
3. Экспресс-приём для снятия отрицательного напряжения через напряжение.
Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки.
Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.
Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
4. Диафрагмальная гимнастика.
Лягте на спину и положите книгу на живот. Дышите так, чтобы книга поднималась от вашего дыхания.
Сядьте и положите правую руку на живот, а левую на грудь. Дышите так, чтобы поднималась только ваша правая рука.
Дышите со счетом до 5: пять секунд на вдох и пять на выдох.
Повторяйте слова синхронно с ритмом дыхания: «С каждым вдохом я расслабляюсь, с каждым выдохом я улыбаюсь».
Игры и упражнения на саморегуляцию, для снятия мышечного и эмоционального напряжения, которые педагог может использовать в работе с детьми
1. Упражнение «Гора с плеч»
Ведущий произносит: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать, сбрось гору с плеч. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 - 6 раз, и тебе сразу станет легче».
Рекомендации. На первых этапах работы с ребенком участие взрослого является обязательным условием. В дальнейшем ребенок сам выполняет необходимые действия.
2. Игра «Цветок»
Подготовка. С детьми трех-четырех лет взрослый говорит о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.
Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.
Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».
Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.
Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку.
3. Упражнение «Медвежата»
Взрослый дотрагивается «волшебной палочкой» до каждого ребёнка и превращает их в медвежат
«Были вы ребятки – стали медвежатки»
Ветки затрещали. Это маленькие медвежата балуются. Легли на спинку, обхватили колени лапками, прижали их к животику и (Напряжение)
Качаются, ка на качелях, взад-вперёд. Спинка твёрдая, животик твёрдый.
Накачались, устали, перевернулись на живот. Голову положили на руки, ноги вытянули. Расслабились. Отдыхают медвежата. (Расслабление) на зелёной полянке.
Медвежата, вставайте, хватит лежать. Махи руками.
Ж-ж-ж! Что это? Медвежата разбудили пчёл! (Бег)
Ох какие злые пчёлки. Отмахивайтесь от них, убегайте!
Убежали медвежата от пчёл. Стали по лесу гулять и малину собирать. (Наклоны)
Мишки по лесу гуляли (Ходьба)
И цветочки собирали.
Долго мишеньки гуляли. Устали, легли, задремали.
Вытянули ноги, руки. Расслабились. Закрыли глаза. (Расслабление)
Солнышко светит, медвежат греет. Лапки стали тёплые. Спят медвежата.
И медвежонок Леночка спит, и медвежонок Костя, … а снится им сладкий душистый мёд.
Отдохнули медвежата, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!
А нам пора возвращаться. Я превращу вас обратно в ребяток.
«Быть медвежонком хорошо, а ребёнком лучше».
4. Ролевая гимнастика «Лев охотится, лев отдыхает»
Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка – показываем руками, как лев раскрывает пасть.
Когда отзвучит фрагмент, даётся следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детёныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы хвосты).
Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). Львы засыпают.
(Первая часть упражнения даёт выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребёнок имеет возможность творчески самовыражаться. Вторая часть – релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.)
5. Игра «Театр прикосновений»
Ребенок ложится на коврик в позу звезды. Под спокойную музыку все участники склоняются и нежно, осторожно касаются тела лежащего ребенка.
(Можно одновременно дотронуться одним пальцем до лба, а ладонью — к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди и т, д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Лежащий остается некоторое время в расслабленном состоянии, а затем встает.
(Цель игры: развитие навыков телесного контакта, расслабление.)
Рекомендации. Взрослый следит за силой прикосновений, наблюдает за лицом лежащего ребенка (оно должно быть спокойным и расслабленным).
6. Терапевтическая игра «Уходи, злость, уходи!»
Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком «Уходи, злость, уходи!» (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 2-3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты (Шопен «Ноктюрн фа-мажор»).
7. Игра «Пёрышко»
Взрослый звонит в колокольчик, подзывает детей к себе.
• Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке) Взрослый дует на перышко.
Оно летит и садится на ладонь взрослого.
• Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.
• А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку Тане.
Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.
• Подуй на перышко. Ой! Полетело. К Сереже на ладошку село.
Перышко перелетает с ладошки на ладошку.
Наши педагоги приняли самое активное участие и по-настоящему с пользой провели время семинара-практикума, чего и Вам желаю, уважаемые коллеги!